Щепа, торф и пеллеты: как энергосистема страны переходит на местные виды топлива

Во всем важна альтернатива

В следующем году в стране завершится реализация госпрограммы «Энергосбережение», одним из ключевых разделов которой стало развитие местных возобновляемых источников энергии. Если говорить проще — переход на местные виды топлива. Зачем это нужно нашей энергосистеме и почему в некоторых регионах программа откровенно буксует, корреспонденту «Р» рассказал заместитель председателя Госстандарта — директор Департамента по энергоэффективности Михаил Малашенко. 

Котельную на МВТ в Волковыске ввели в эксплуатацию в прошлом году. 

Суть вопроса

Михаил Малашенко сразу уточняет, что использование МВТ (местных видов топлива, в нашем случае — торфяного и древесного топлива) — это часть государственной политики по укреплению энергетической безопасности страны. Давно оговорено: число энергоисточников на таком топливе будет только расти. Так, до конца следующего года в стране должно быть введено 150 таких энергоисточников суммарной тепловой мощностью 756,4 МВт. Согласно расчетам, это позволит замещать ежегодно около 196 миллионов кубических метров природного газа и сэкономит чуть больше 30 миллионов долларов в год. 

Михаил Малашенко отмечает: 

Михаил МАЛАШЕНКО.
 — Первоочередная цель нашей программы как раз таки замещение импортируемого природного газа. Голубое топливо мы покупаем за валюту (в год — около 20 миллиардов кубических метров). Обыватели говорят, мол, Департамент по энергоэффективности ведет из XXI века нас обратно к печам, дровам и торфу. Но никто не отдает себе отчета в том, что когда мы вводим энергоисточник на МВТ, то автоматически создаем здесь рабочие места, загружаем производителей оборудования, увеличиваем налоговые поступления в республиканский и местные бюджеты. 

Директор департамента приводит простую формулу: 1 рубль, вложенный в строительство энергоисточника на МВТ, дает увеличение ВВП в 4 рубля. И это происходит именно из-за того, что весь процесс (от заготовки топлива до его доставки в дома потребителей) сосредоточен внутри страны. Кстати, если отопление централизованное, то потребители даже не заметят, какое тепло к ним идет — полученное от сжигания природного газа или от местных видов топлива. К примеру, даже в Минске есть микрорайоны, которые обеспечиваются теплом с использованием местных видов топлива.

— При этом мы не говорим, что будем резко и без разбора переводить все энергоисточники на щепу, пеллеты и торф. Речь в первую очередь идет о небольших населенных пунктах, городах районного значения. А это новые рабочие места, которых там сейчас не хватает. В общем, переход на местные виды топлива — длительный процесс, и каждый объект мы тщательно анализируем. Да, где-то действительно целесообразнее использовать природный газ, но завязывать все энергоснабжение на него опасно. Поэтому со временем количество энергоисточников на местных видах топлива будет только расти. 

По итогам прошлого года доля местных видов топлива в системе ЖКХ составила около 41 процента. В конце следующего года эта цифра должна вырасти до 52 процентов. Кстати, сейчас Департамент по энергоэффективности работает над новой госпрограммой до 2025 года. И там задачи стоят еще более амбициозные: ввести по всей стране энергоисточники на местных видах топлива суммарной мощностью до 900 МВт. 

По остаточному принципу

С 2016 года, когда началась реализация госпрограммы, регионы приступили к созданию энергоисточников на местных видах топлива. Но не все поспевают. На данный момент самая проблемная в этом плане Могилевская область. Михаил Малашенко отмечает: в этом регионе из 6 энергоисточников, предусмотренных к введению на 2019 год, к концу года просматривается ввод только половины. На котельных Быховского УКП «Жилкомхоз» (микрорайон Колос), Кричевского УКПП «Коммунальник» (улица Тимирязева) и Могилевского УКП «Жилкомхоз» (агрогородок Дашковка) восемь месяцев ничего не делали и сейчас работают в авральном режиме, чтобы успеть ввести эти объекты до конца года. 

— Да, по всем энергоисточникам, которые запланированы к вводу в этом году, работа ведется. Но приступили к ней только во втором полугодии. И темпы этой работы очень низкие. На тех объектах, которые перечислены выше, только в конце ноября начали заливать фундаменты под склады топлива. А отопительный сезон уже в самом разгаре. 

Один энергоисточник на местных видах топлива мощностью около 5 МВт заменяет порядка 3 миллионов кубических метров природного газа ежегодно. 
 
Директор Департамента по энергоэффективности согласен: такая неспешная реализация госпрограммы отчасти идет из-за поиска финансирования. Указанные объекты строятся за счет средств местных бюджетов и собственных денег организаций ЖКХ.

— Но, на мой взгляд, финансировать эти проекты по остаточному принципу неразумно. Кстати, программу мы запустили еще в 2016 году, о ней все знали, но искать пути решения, в том числе и финансирования, не спешили. 

Михаил Малашенко подчеркивает, что реализацией подобных проектов должны быть заинтересованы в первую очередь местные органы власти. Ведь на современных энергоисточниках, работающих на древесном топливе, себестоимость производства тепловой энергии как минимум на 20 процентов ниже. Так, на новых котельных на древесном топливе себестоимость энергии составляет около 70 рублей на 1 Гкал, а на газовых котельных — около 90 рублей. 

— Это прежде всего экономика конкретной организации ЖКХ, экономика района, экономика области. Население оплачивает только 20 процентов от себестоимости тепловой энергии. Все остальное субсидируется из бюджета. Тепловая энергия — наиболее субсидируемый вид жилищно-коммунальных услуг. Поэтому, сократив себестоимость ее производства на 20—30 процентов, можно сэкономить большую сумму. И эти средства местная власть может вложить в развитие своего региона. 

mich@sb.by

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО и предоставлены Департаментом по энергоэффективности.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter