Как выбрать школу для рисования и не отбить у ребенка желание самовыражаться

Во всех красках

Рисование — один из важнейших этапов развития личности. Это говорить в год может далеко не каждый ребенок, а свои первые точки и линии в этом возрасте выводят все. Так кроха выражает эмоции, желания, развивает мелкую моторику, познает мир и даже общается. Интересно, что, сам того не осознавая, ребенок начинает с азов графики — триады “точка-линия-пятно”. Конечно, делает он это интуитивно, но именно эти элементы заложат основу художественного восприятия реальности и самовыражения.


Педагоги рекомендуют начинать знакомить ребенка с карандашами, кистями, красками и цветом в годовалом возрасте. Сегодня некоторые родители стартуют еще раньше, что тоже имеет смысл: малыши податливее и имеют меньше стереотипов восприятия, а значит — впитывают знания как губка. И как показывает практика, дети, которые рисуют с младенчества, не боятся белого листа и проще экспериментируют.

Для занятий в раннем возрасте можно выбрать популярные пальчиковые краски. Обычно они абсолютно безопасны по составу, легко отмываются и приятны на ощупь. Опытные мамы советуют перед их применением застелить пол клеенкой, а рисовать на огромных ватманах. Другие — и вовсе сажают с красками деток в ванну, чтобы потом проще было все отмывать. Зато такую свободу самовыражения малыш точно оценит и запомнит надолго.

Следующей в топе красок для карапузов идет гуашь. Нетоксичная, яркая, не требует разведения водой, что значительно упрощает процесс. Кисти для рисования должны выбираться по принципу: чем меньше ребенок, тем больше инструмент.

Еще один вариант для ознакомления с рисованием — разноцветные мелки. Они крупные и легко смываются. Плюс — безграничное пространство асфальта уж точно не создаст шаблонного мышления и не будет сковывать воображение. Дома в дождливую или холодную погоду мел можно заменить на восковые мелки, а асфальт — на старые обои.

После полутора лет специалисты рекомендуют все чаще предлагать ребенку карандаши. Для формирования правильного захвата лучше выбирать толстые трехгранные. Они лучше ложатся в руку и способствуют верному расположению пальцев.

Что касается положения бумаги и ее формата, нет единодушного мнения. Но большинство педагогов рекомендуют давать максимальный простор для фантазии и менять размер закрашиваемой поверхности. Лучше разместить лист, зафиксировав на стене, чтобы ребенок мог видеть рисунок со стороны. По качеству бумагу стоит выбирать исходя из используемых материалов. Благо сейчас легко найти блоки и для акварели, и для черчения, и кальку под тушь и другое.

Если дома удовлетворить интерес ребенка к рисованию уже сложно, то стоит обратиться к специалистам. Сегодня в Беларуси масса как государственных, так и частных учреждений, которые помогут чаду раскрыть талант. Например, в Минске практически во всех центрах дополнительного образования и дворцах молодежи до 10 сентября можно подать заявку на обучение в кружок по интересам. Причем большинство из них — бесплатные. Единственный минус — чтобы записаться, нужно обязательно самому прийти в центр. В некоторых случаях можно подать заявку на сайте. По телефону в кружки не записывают. Принимают на художественное направление обычно с 4—6 лет.

Если же развиваться в этом направлении хочется раньше, то можно попробовать платные услуги при детских садах (сейчас есть практически в каждом) или пойти в частный детский центр. В последних малышей “учат рисовать” с 7—8 месяцев.

С 10—11 лет можно поступать в художественные школы. Там уровень выше, но и стиль строже. Есть обязательные предметы: живопись, история искусств, рисунок и композиция. А также предметы по выбору. Срок обучения — пять лет. В группе около 10—12 учащихся. Занимаются ребята в две смены. Каникулы проводятся в такое же время, как и в общеобразовательной школе. Кроме того, есть летняя практика.

И, конечно, можно пойти в частные изобразительные студии. Учить в них начинают с 2,5 года, но обучение платное — от 40 рублей в месяц за четыре занятия. В некоторых придется приносить свои краски, кисти и бумагу.

МНЕНИЕ

Наталья Неборская, руководитель изостудии “Каляки-Маляки”:

— У искусства нет границ! Не нужно ограничивать ребенка размером бумаги, общими правилами логики и законами природы. Важно, чтобы дети выражали свои чувства всеми возможными способами. Чтобы малыш знал, что можно рисовать пищевой пленкой по акварели и сделать таким образом отличный фон, а сверху перекрыть гуашью, что есть не только кисточка, а еще мастихины, уголь, пастель, сангина и т. д. Родители не будут этим озадачиваться дома.

У нас, например, ученики с удовольствием рисуют на стенах, потолке, дверях и окнах, изучают историю искусств, пробуют новое, а главное — учатся выражаться. Ведь как подходят обычно родители к обучению детей? Держи карандаш правильно, за линии не выходи, нарисуй такого же мишку, как я. А в итоге ребенок отказывается рисовать совсем. Он понимает, что так нарисовать он не в силах, да и за границы рука выходит из-за физической неразвитости. Потому первое время детки на занятиях могут после каждой линии оборачиваться и искать одобрения у педагога или родителя.

Потому я прошу взрослых дать свободу выражения детям. Застелите клеенкой уголок для рисования в квартире, если боитесь, что все будет грязным, и дайте малышу краски. Если ребенок просит что-то нарисовать, то не рисуйте вместо него, сделайте это вместе, задавая наводящие вопросы: “А каким будет наш дракон — большим или маленьким? Какой длины ты нарисуешь хвост?” Пару деталей — и малыш нарисовал первого дракошу. К сожалению, современные родители стараются даже в рисовании ребенку навязать то, что им нужно.

Еще важная деталь — понимать, что маленькие дети тяготеют не к реализму, а к экспрессионизму. Это очень увлекательно — компоновать цвета, комбинировать материалы. Они смешивают краски, чтобы почувствовать их, а рисуют пятнами, чтобы выразить свои эмоции. Кстати, часто родители переживают, что рисунок темный или черный. Мол, это из-за плохого психологического состояния. Это миф! Ребенок просто смешивает желтый, красный, зеленый, синий, хочет получить в итоге радугу, а получается грязь. Сколько разочарования! А другие дети выбирают просто самый яркий цвет из палитры: и это не красный или желтый, а именно черный!

Вероника ГРИШКОВА

infong@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter