Во время поста и пища проста

Календарь и традиции: 19 - 25 февраля

19 февраля у православных верующих начинается Великий пост, первая неделя которого всегда считалась периодом очень сложным.


В традиционном народном календаре отмечается Вукол–телятник. Вукол — покровитель скотников, животноводов и самих домашних животных, коров в первую очередь.

21 февраля — отдание праздника Сретения. Прогремевший в этот день гром — недобрый знак и своеобразное предупреждение о том, что в самый ответственный момент уборки хлебов могут свалиться природные «кары»: град, ураган, проливные дожди и прочие погодные неприятности.

Еще 21 февраля — Захария–серповидец. Особенно Захарию почитали крестьянские женщины, для которых главное орудие труда в поле — серп. Серп не просто инструмент, он становился своеобразным продолжением самой жнеи, символом ее жизненной силы, поэтому и отношение к нему было почти сакральным. Сама форма серпа, его металлический блеск напоминают «маладзiк», с которым обычно ассоциировались рост, успешность всех начинаний. С серпом связывался и ряд запретов: его нельзя класть на землю, передавать в другие руки. Серп использовался в качестве обрядовой преграды для болезней, которые могли приключиться с женщинами накануне жатвы.

Поскольку когда–то Масленица длилась чуть ли не месяц, то и пост тогда был значительно короче. Но всегда хозяйки готовились к нему самым тщательным образом. В доме все чистилось и мылось, особое внимание уделялось посуде — чтобы на ней не осталось ни единой жиринки. Еще с Коляд припрятанную аппетитную и ароматную «вяндлiну» убирали подальше от соблазна. Дети начинали поститься с трех лет, и им объясняли: мол, Масленица сгорела на костре, и вместе с ней сгорела вся привычная еда. Теперь щи, по–нашему — «капусту», варили с сухими грибами, руководствуясь при этом правилом: «за вялiкае панства, каб па два грыбы ў капусту», иногда брали бульон из мелкой вяленой рыбы. Густой фасолевый суп, содержащий много белков, заменял мясное блюдо. Квашеную капусту обжаривали с луком, морковью и грибами, а затем томили в печке, это называлось «солянка» (в период мясоеда — со свиной грудинкой и копченостями). Горох тушили до состояния густой массы, из которой затем формировали «камы» и обжаривали их. Детям давали сушеные дольки яблок и груши — целиком, прямо с хвостиками. Из сухофруктов варили темный (если еще и со сливами) «узвар» или «канпот». Но ввести ограничения в еде не так уж и сложно, куда труднее искоренить собственные недобрые поступки и злые мысли. Тем не менее именно это и есть главная составляющая дисциплины поста. В народной традиции пост всегда заключал в себе очень важное воспитательное начало.

23 февраля
— Прохор и Харалампий (Харламий). Последний считался покровителем чиновного люда, а также хранителем от внезапной смерти без покаяния.

Хоть погода февраля и не отличается мягкостью характера, тем не менее «на Прохора зима заохала», «зима злится, а все равно весну чует».

24 февраля — Власий (Влас), круг «обязанностей» которого весьма широк: он покровительствует животным, заботится о крестьянской ниве, беспокоится о благополучии в семье. В общем, «Влас — скоро весна у нас».

25 февраля — Алексей, в прошлом — традиционный день почитания учителей, всех тех, кто наставляет молодые умы на путь истинный, помогает найти верную дорогу, не заплутать на жизненных просторах, передает свои знания и опыт ученикам.

Обычно к этому времени морозы уже ослабевали, поэтому можно было выставлять зерно, предназначенное для посева, на закалку на три дня. Тронутое холодом, оно потом не боялось заморозков, находясь в земле. Выносили на мороз также нитки и пряжу — чтобы те стали чистыми, белыми и ровными.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Ольга ПАК
Загрузка...