В Индии будет президент из касты неприкасаемых

Во власть идут неприкасаемые

Избирательная кампания коснулась еще одной страны мира. Это — Индия, государство, претендующее на статус сверхдержавы. В понедельник здесь прошли выборы президента. На пост главы государства претендуют два кандидата — Рама Натх Ковинд и Мейра Кумар. Окончательный подсчет голосов будет проведен только сегодня, 20 июля, а 23-го — новый президент присягнет народу. Вместе с тем каким бы ни был их итог, ясно одно: президент будет из касты далитов, то есть неприкасаемых. Оба главных кандидата на эту должность являются представителями этой прослойки общества.

Consented.co.uk

Индийская политическая система достаточно сложная: она копирует частично элементы британской, а частично — американской. Сейчас ее основу при множестве политических партий составляют два движения — Индийский национальный конгресс (ИНК) и Индийская народная партия (Бхаратия джаната парти, БДП). С 1989 года эти партии попеременно сменяют друг друга у власти.

Выборы президента не играют особой роли в политической жизни. Функции главы государства в Конституции Индийского Союза определены не четко. Так сложилось, что президент исполняет лишь представительские функции; вся же полнота власти сосредоточена в руках премьер-министра. Глава государства избирается на пять лет коллегией выборщиков. Сама коллегия имеет весьма сложный порядок выдвижения своих членов. Так же сложна и процедура подсчета голосов, поданных выборщиками за того или иного кандидата. И поскольку пост президента не самый важный для функционирования государственной машины, а процедура выборов отработана, президентская кампания даже в местных СМИ освещается мало.

Нынешний президент Пранаб Кумар Мукерджи был избран в 2012-м, ему 82 года. Он начал карьеру еще во времена премьерства Индиры Ганди, став в 1969-м членом верхней палаты парламента. До начала избирательной гонки Мукерджи заявил о нежелании переизбираться на новый срок по причине преклонного возраста и слабого здоровья.

Первоначально на высокий пост претендовали 95 человек. Как и любые выборы в любой стране мира, индийские также не обходятся без персонажей странных. Таких, например, как делиец Хар Паркаш, известный тем, что имеет на теле 500 татуировок и постоянно пытается побить фриковые рекорды из Книги Гиннесса, скажем, съесть кетчуп на время. Об участии в гонке за президентское кресло заявила также жительница Мумбаи Сайра Бано Мухаммад Пател, названная в честь известной индийской актрисы Сайры Бану, много снимавшейся в 1960—1970-х годах. Другим «близнецом», попытавшимся включиться в президентскую кампанию, стал Лалу Прасад Ядав, деревенский житель из штата Бихар, который носит имя популярного индийского политика, основателя Национальной народной партии (Раштрия джаната дал).

Как и следовало ожидать, кандидатов в итоге на финишной прямой осталось всего двое — от БДП и ИНК. Рама Натх Ковинд — 72-летний губернатор штата Бихар, деятель БДП, и Мейра Кумар — ветеран ИНК такого же возраста, депутат парламента и бывшая сотрудница внешнеполитического ведомства Индии. Наблюдатели ожидали, что, учитывая символическое во всех смыслах этого слова значение должности главы государства, правящий блок во главе с БДП и оппозиция под руководством ИНК смогут договориться о едином кандидате на пост президента. Однако этого не произошло.

Скорее всего, победит кандидат от БДП. Ковинд лидировал, по данным соцопросов. Его победа сможет завершить политическую конфигурацию в государственном механизме Индии таким образом, что правящая ныне Народная партия получит в распоряжение еще и пост президента.

Особенностью президентских выборов этого года является то, что обе партии — и БДП, и ИНК — выдвинули своими кандидатами выходцев из низшей касты индийского общества — далитов. Некоторые наблюдатели полагают, что по поводу этого был некий договор между правящей коалицией и оппозицией. Но имеет смысл обратить внимание, что оба политика — и Ковинд, и Кумар — добились всего сами, не принадлежа к высшим слоям населения. Скажем, не имея папашу-брахмана. К далитам принадлежат, по некоторым оценкам, 20% населения Индии, то есть на данный момент примерно 265 млн человек. Поэтому любой общественный договор по поводу слома социальных различий, которым более пяти тысяч лет, — это хороший знак. По меньшей мере для Индии. В век высоких технологий, а именно в этой отрасли Индия сегодня один из мировых лидеров, социальные предрассудки перестают работать. Такой слом системы приносит пользу не только политике, но и обществу.

shavialiou@bsu.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter