Сергей Мусиенко — об историческом значении и беспрецедентности предстоящего референдума

«Во многом это будет судьбоносный выбор»

Жизнь не стоит на месте, общество динамично развивается — сегодня Беларусь выходит на новый этап своего исторического развития. Очевидно, что изменились запросы и потребности людей, произошла трансформация и модернизация социума, возникла необходимость обновления политической системы. Все эти факторы сформировали объективные предпосылки изменения Конституции Республики Беларусь.

Этот запрос, эту необходимость чутко уловил и озвучил Президент, инициировал работу над изменениями Основного Закона. Новая Конституция страны разработана с учетом конструктивных мнений белорусских граждан, прошла всенародное обсуждение и вынесена на референдум. 

Вспомним: всегда, когда нужно было решить ключевые проблемы, волновавшие социум, возникала необходимость сделать очередной шаг — стратегический — для дальнейшего развития страны, Президент советовался с народом. Свидетельство тому — история прошедших в Беларуси референдумов.

О том, как и в каких общественно-политических условиях они проходили, о переменах, которые влекли за собой, наш разговор с учеными, государственными и общественными деятелями. Сегодня наш собеседник — руководитель Аналитического центра Ecoom, член общественно-консультативного совета при Министерстве образования Сергей Мусиенко.

Событие, которое изменит будущее

— Сергей Григорьевич, в суверенной Беларуси референдумы проходили трижды — в 1995, 1996 и 2004 годах. Как вы считаете, с позиций дня сегодняшнего в чем значимость каждого из них для определения траектории развития нашего государства?

— Безусловно, каждый из них был важен и судьбоносен, каждый имел свои особенности. Здесь я должен отметить, что все предыдущие референдумы, как и тот, в который мы сейчас входим, были очень выверенные, своевременные и отвечали чаяниям людей. И если в 1995-м это был выбор пути развития, выбор герба и флага, подтверждение линии Главы государства, который только пришел (напомню, тогда был продемонстрирован очень высокий уровень поддержки), и внесение определенности в отношениях с Российской Федерацией. Поэтому это было очень существенное, на мой взгляд, событие, во многом определившее будущее нашей страны.

Как и последующий референдум, где определяли отношение к собственности на землю. У соседей этот вопрос не был вынесен на плебисцит: для его решения были устроены майданы, целая череда. Я имею в виду Украину, которая пошла не путем референдумов, а силовым — устраивали майданы для решения тех вопросов, которые мы решали в кабинках для голосования: и языковых, и по земле, и по отношениям с Российской Федерации, и верховенству законодательных и исполнительных органов власти. Это выносилось не на обсуждение общества, а на улицы, где гибли люди и кровью платили за определение стратегического видения развития страны, за которое можно было спокойно проголосовать.

То же можно сказать и о предстоящем референдуме: это во многом будет судьбоносный выбор, истинное значение которого мы увидим чуть позднее. Судя по тем результатам, которые мы получили от предыдущих референдумов, безусловно, стоит ожидать, что он серьезно и надолго определит наше будущее. 

Особая значимость референдума как формы волеизъявления народа в том, что это демократичная, очень справедливая процедура: люди напрямую высказывают свое мнение, а не через уполномоченных, как, например, в США — там никто голоса людей не слышит. Это ценно и значимо: оказанная таким образом поддержка курса Президента, определение и одобрение будущего позволяют получить опору, чтобы двигаться дальше, что было и в результате всех предыдущих референдумов.

Плебисцит 2022 года отличает беспрецедентный, на мой взгляд, уровень общественного обсуждения, открытость и огромное количество предложений от простых людей, высказанных в ходе диалоговых площадок, обсуждения на страницах печати, в телевизионных и радиопрограммах, в интернете. На этом фоне все три предыдущих референдума несколько уступают: они не были столь широко, транспарентно представлены. В ходе обсуждения предложений в Конституцию люди задавали вопросы, получали на них ответы — и это тоже очень о многом говорит: об открытости, устоявшейся процедуре. То, что мы не выясняем отношения на улицах, как в том же Казахстане или Украине, а разговариваем на диалоговых площадках, в Конституционной комиссии, где были представлены совершенно разные люди, — свидетельство взросления белорусского общества.

«Это Конституция развития»

— Каждый референдум — это своего рода точка бифуркации в жизни государства и общества, выбор между двумя предлагаемыми путями развития. Как вы напомнили, в ходе предыдущих референдумов был продемонстрирован беспрецедентный уровень народной поддержки путей развития страны, предлагаемых Президентом. Что из опыта состоявшихся плебисцитов можно использовать в будущем, чтобы противостоять деструктивным силам, которые пытаются навязать обществу какой-то иллюзорный путь развития?

— Ответ простой и однозначный — ответственность и здравый смысл. Дело в том, что все мы, тот же ЦИК, опираемся на накопленный опыт, который переосмысливаем и творчески развиваем. Например, здравый смысл позволяет по-другому подойти ко многим вопросам. Скажем, списки людей, которые участвуют в избирательных комиссиях, отныне не будут оглашаться — это новая норма от практики жизни, чтобы люди не подвергались давлению, каким-то оскорблениям, которые идут из-за границы. Мы с этим столкнулись, увидели первые проявления — и тут же на это отреагировали. Заметьте, реакция очень спокойная и четкая. Точно так же будет делаться и в других ситуациях. 

К этому нас вынуждает складывающаяся обстановка в мире: мы видим медийное принуждение к войне, которое оказывают США и Великобритания на РФ и нашу страну, чтобы получить факт вторжения на Украину. Та эскалация вооруженных сил, которая происходит на Украине, в Польше и Литве, заставляет нас быть боеготовыми и очень внимательными. Под шумок может произойти агрессия в нашу сторону. Но заметьте, мы очень спокойны и четко предусматриваем эти возможности. Точно так же и с попытками дестабилизировать ситуацию перед и во время референдума, а они, безусловно, будут. Президент об этом предупреждал, и ЦИК об этом знает. Все органы власти четко, спокойно отрабатывают сценарии противодействия возможным провокациям — самым неожиданным и подлым. Опыт предыдущих кампаний и жизни подсказывает многое. Когда есть сильное государство и четкое понимание, что мы и зачем делаем, можно предусмотреть многие неприятные ходы оппонентов и эффективно им противодействовать.

— Можно ли утверждать, что проведение конституционных референдумов — механизма прямого совета власти с народом по важнейшим вопросам развития общества, а также закрепленная в проекте Конституции новая роль ВНС свидетельствуют о сложившемся в Беларуси балансе прямой, консультационной и представительной формы демократии?

— Безусловно, он еще формируется, шлифуется. После референдума, принятия, надеюсь, нового варианта Конституции с изменениями и дополнениями этот процесс получит новый импульс. Это Конституция развития: мы будем использовать все возможности, расширять все формы демократии в обществе. Заметьте: более года предлагались, обсуждались, дополнялись и изменялись пути и механизмы. На мой взгляд, это не самоцель, а поиск формы здравого смысла, чтобы сохранять и развивать страну. Если предыдущая Конституция во многом ориентировалась на опыт Франции и Российской Федерации, то сейчас мы начинаем вырабатывать свой путь. Это и есть становление молодого независимого государства — Республики Беларусь, которое не на словах, а на деле опирается на свой народ, его мнение о путях развития и видение демократии.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter