«Во многих землях хлеб побило мразом»

В ЛЕТОПИСЯХ сохранилось немало свидетельств об экстремальных природных явлениях, имевших место в разные годы на землях современной Европы. Особенно много их в древнерусских свитках, дошедших до наших дней. Все они убедительно свидетельствуют, что земледелие в наших широтах никогда не было гарантированным.

Земледелие в наших широтах всегда было рискованным – и в XII веке, и в ХХ

В ЛЕТОПИСЯХ сохранилось немало свидетельств об экстремальных природных явлениях, имевших место в разные годы на землях современной Европы. Особенно много их в древнерусских свитках, дошедших до наших дней. Все они убедительно свидетельствуют, что земледелие в наших широтах никогда не было гарантированным.

В XII веке трижды наблюдались возвраты холодов. Один из них отмечен в «Житии Варлаама Хутынского» и относится к 80-м годам XII столетия. В «Житии» отмечается, что в конце мая или в первой половине июня («в первую неделю Петрова поста») выпал снег, а затем растаял, но не побил посевов. По мнению ученых, занимающихся исследованиями северорусских житий, в основе легенды лежат реальные природные явления. Правда, по-видимому, чтобы усилить характер явления, в легенде гиперболизируется изображение этой непогоды: «Снег выпал в пояс человека и больше».

В «Житии» отмечается, что заморозки и снег в конце мая — начале июня случались и в последующие времена, что подтверждается многими летописными сводами за XIII—XVI вв. Всего за XII век в русских летописях отмечено около 120 экстремальных природных явлений. В их числе: 12 засух, 5 необычайных снегопадов, 7 ураганных бурь, 7 сырых и 6 жестоких зим, 11 высоких половодий и наводнений, наблюдавшихся не только весной, но и летом.

В течение XV века летописцами отмечено более 150 экстремальных природных явлений. Они обусловили более 40 голодных лет, из которых 15 были особенно тяжелыми.

Холодная весна в середине XV века была в 1470 году, когда 26 мая ночью в Москве выпал снег. В летописях подчеркивается, что пострадали и посевы: «И земли, и нивы иные льдом подрало, а иные водою подмыло». Вероятно, в начале весны стояла теплая дождливая погода, а в мае похолодало.

Рассматривая погоду в XVI веке, следует отметить, что наиболее благоприятными в климатическом отношении были первые два десятилетия. Начиная с 1524 года количество экстремальных явлений резко возрастает. На протяжении более 40 лет (1524—1570) редкий год не отмечалось опасных метеорологических явлений.

Первая в XVI веке необычайно холодная зима отмечается в 1524 году. Согласно Типографской летописи, зима была очень студеной и весьма продолжительной. В Троицын день еще снег не полностью растаял. Только в конце мая («Петрово заговенье») стали выпускать в поле скот и пахать землю. Через год холода повторились.

Под 1540 годом в псковских летописях отмечена снежная зима, за которой наступила очень холодная весна. В довершение всех бед «рожь вызябла», а летом начались дожди. Пожни оказались под водой. Яровой хлеб сгнил у кого на поле, у кого на гумнах. Все это привело к голоду. Следующая зима также была неблагоприятной, долгой. Реки вскрылись необычайно поздно.

Начиная с 1572 года наступило десятилетие более благоприятных условий. Но с 1583-го картина резко меняется. Из года в год наблюдаются то необычайно холодные, то мягкие, то весьма снежные, то голые зимы, за которыми нередко следуют затяжные весны. Нередки возвраты холодов весной, в начале лета или ранней осенью, что вместе с засухами и великими дождями приводило к недородам, к частым «голодовкам».

Стихийные бедствия следовали одно за другим. Особенно катастрофический характер необычайные метеорологические явления имели в самом начале XVII века. В мягкую зиму 1600/01 года под снегом в некоторых областях подопрели озимые.

Возвраты холодов, губившие посевы, имели место и в последующие десятилетия. Особенно опасный характер они носили в 1619 году, когда бедствие захватило как Европейскую Россию, так и Западную Европу. 5 мая в «самый цвет» выпал снег и ударил мороз в западнорусских землях. О размерах бедствия очень ярко повествует Псковская летопись, в которой отмечено, что «в Западной стороне по многим землям хлеб побило мразом и градом и был голод великий». В Риге и Гданьске бочка хлеба стоила от 20 до 30 рублей. В пищу употребляли всякую животину («лошади и вся скверная»). Имели место случаи людоедства («и человечи плоти коснутися»). Необычайная дороговизна отмечена в 1621 году в западнорусских землях и в Польше. В 1623 году в «западных странах» снова имел место возврат холодов летом, когда «мразом побило хлеб».

Подготовил Анатолий ПРЯНИШНИКОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter