«Во мне живут два человека»,–

КОГДА в деревне еще только начали создаваться фермерские хозяйства, в редакцию пришел молодой человек. — Хочу в Любанском районе взять кусок земли, а мне его не дают, — с порога пожаловался он. — Там у меня теща живет, земля хорошая, хотел бы картошку выращивать и продавать на рынке в Минске. Помогите. Выяснилось, что работает посетитель таксистом в столице, здесь же и родился. Никакого понятия о земле не имеет. — Хорошо, говорю, в этом году будете выращивать картофель. А в следующем что? — Тоже картофель. — А потом? — И потом картофель... Ничего не знает о севооборотах. О системе применения удобрений слышит впервые. О способах борьбы с колорадским жуком и фитофторой где-то что-то читал. Какой же это фермер? Посоветовал я «ходоку» никуда больше не жаловаться, а сесть за учебники осваивать азы агрономии. Земля ведь «неуков» не любит.

признался корреспонденту «БН» глава фермерского (крестьянского) хозяйства «Диана», что в Шкловском районе, Владимир Малиновский. Но они никогда ему не мешают принимать верные решения

КОГДА в деревне еще только начали создаваться фермерские хозяйства, в редакцию пришел молодой человек. — Хочу в Любанском районе взять кусок земли, а мне его не дают, — с порога пожаловался он. — Там у меня теща живет, земля хорошая, хотел бы картошку выращивать и продавать на рынке в Минске. Помогите. Выяснилось, что работает посетитель таксистом в столице, здесь же и родился. Никакого понятия о земле не имеет. — Хорошо, говорю, в этом году будете выращивать картофель. А в следующем что? — Тоже картофель. — А потом? — И потом картофель... Ничего не знает о севооборотах. О системе применения удобрений слышит впервые. О способах борьбы с колорадским жуком и фитофторой где-то что-то читал. Какой же это фермер? Посоветовал я «ходоку» никуда больше не жаловаться, а сесть за учебники осваивать азы агрономии. Земля ведь «неуков» не любит.

Было это в марте 1991 года. Тогда всеми правдами и неправдами люди получали землю и стали гордо называть себя фермерами. А вскоре многие начали от нее отказываться. За первые три года из шести тысяч созданных хозяйств осталось лишь две тысячи. Случайные, как пена, появились и исчезли. Остались вариться в собственном соку при некоторой поддержке государства лишь те, у кого дела пошли неплохо.

Среди тех, кто прочно пустил корни в шкловскую землю, — глава фермерского (крестьянского) хозяйства Владимир Малиновский.

Коротко о нем. Женат. Имеет дочь и двоих сыновей. Закончил Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию. Инженер-механик. Работал главным инженером колхоза «Правда» Шкловского района, начальником цеха механизации этого же хозяйства. Молодого, энергичного специалиста заметили райком партии и райисполком. Предложили должность председателя колхоза на выбор: в семи сельхозпредприятиях нужно было менять бестолковых руководителей. Выбрал самое отстающее — колхоз им. Ленина. Понимал, что здесь можно «развернуться», проявить себя. До этого две недели анализировал экономику всех семи колхозов.

Почему заостряю внимание на том, как Малиновский обдумывал свой шаг? В этом факте, мне кажется, угадывался будущий фермер-хозяин. Он выбрал не то, что «блестит» (где показатели лучше), а пошел туда, где дела обстоят хуже, но есть вероятность все изменить. И в первый же год возглавляемый им колхоз на весенней посевной занял в районе два призовых места: за наибольшее количество внесенных органических удобрений (а без них какой может быть урожай?) и за проведение сева в агротехнические сроки. Впервые за многие годы колхоз отсеялся первым. Владимир Исакович вспоминает:

— Тогда я работал очень и очень много. И все осмысливал, анализировал каждую деталь. При этом всякий раз задавал сам себе вопрос: а это я правильно делаю? Может, стоило сделать иначе? И никогда не ошибался.

Забегая вперед, скажу: аналитический склад ума не позволил ему ошибиться и тогда, когда он решил отказаться от всех должностей и взять землю, чтобы работать на ней самостоятельно. Десять лет руководства колхозом сформировали его как будущего главу (так называется эта должность) фермерского (крестьянского) хозяйства.

Логично спросить у Малиновского, поднял ли он на ноги некогда лежачий колхоз?

— Основной показатель производственной деятельности любого хозяйства, — говорит Владимир Исакович, — доход от реализации продукции. Когда я принял его, на счету были жалкие гроши, а оставил с доходом 7 миллиардов 400 миллионов рублей.

— Мне нравится браться за любое новое дело, если я вижу перспективу, — признается Владимир Исакович. — Поэтому когда в 1990 году в районе было создано энерготехническое объединение и меня стали «сватать» на должность генерального директора, я согласился. И сразу же организовал выпуск железобетонных изделий для района, начал прорабатывать вопрос строительства кирпичного завода — со специалистами нашел месторождение глины, но... через четыре месяца объединение было упразднено. В должности первого зампредседателя райпо переключился на решение неотложных проблем для хозяйств района. Кому-то нужен был рубероид, кому-то — шифер, железобетонные изделия, лесоматериалы и т. д. и т. п. Потом руководство района «под него» создало государственное малое предприятие «Світанак». Закрутился как белка в колесе: стал решать проблемы дефицита продуктов питания, сигарет, спецодежды и других товаров. Однако через полгода надоело все это, пропал интерес к мелочным делам.

— Меня потянуло к земле, — говорит Владимир Исакович. — А тут как раз вышел Закон о фермерском (крестьянском) хозяйстве.

Упустить шанс стать хозяином Малиновский не мог. Для этого у него все было: образование, опыт работы, умение решать самые сложные проблемы.

Посоветовавшись с женой, дочерью и сыновьями, создал свое фермерское хозяйство и назвал его именем дочери — «Диана». Получил 50 гектаров земли (тогда больше не давали) и в первый же год 30 из них отвел под гречиху и 20 — под картофель.

— Гречиха не удалась, — вспоминает Владимир Исакович, — а картофель порадовал. На нем заработал хорошие деньги. 100 тонн даже на Украину продал. Сразу же вернул кредит банку и стал покупать технику. Жена Светлана Стефановна (она у меня работает главбухом) заметила: «Получается у нас производство ради производства. Что заработали, то и вложили в него». «Но мы же не голодаем, — ответил я ей. — Чтобы что-то иметь, надо вначале вложить в это что-то». Подумав, согласилась со мной.

На протяжении трех лет Малиновский выращивал гречиху и картофель. Прибыль с каждым годом росла. Покупая технику, фермер активно стал заниматься строительством. Появились ремонтная мастерская, складские помещения, нефтебаза, две зерносушилки, мойка, шиномонтаж, офисное здание.

Жил Владимир Исакович с семьей в деревне. Но когда дважды обворовали склады, решил построить жилой двухэтажный кирпичный дом здесь же, в центре производственной базы — чтобы все, что делается на территории, было видно из окна днем и ночью. Сторожа нет, собаки нет, ружья нет. И никто ничего не ворует.

Районное начальство видит, что у фермера дела идут хорошо, урожаи растут, прибыль увеличивается. И предложило ему еще 100 гектаров земли, а потом еще и еще... Так три года назад и образовалась территория в 1408 гектаров.

— Больше мне и не надо, — говорит Малиновский. — В этом году выращивал 100 гектаров картофеля и с каждого получил около 300 центнеров. Более 1000 гектаров занимали озимая и яровая пшеница, ячмень. Урожай зерновых, несмотря на засушливое лето, вышел неплохой — более 42 центнеров с гектара. Рожь и тритикале не культивируем — на рынке большим спросом они не пользуются. Около 200 гектаров отводили под озимый рапс, 80 — под гречиху. Урожаи всех культур неплохие, выше среднерайонных.

Замечу, фермерское хозяйство «Диана» — семеноводческое по всем культурам. А это значит, что они должны выращиваться по современным технологиям. Неудивительно, что Владимир Исакович часто бывает в США, Голландии, других странах, изучает там опыт лучших фермеров. Недавно вернулся из Германии, где подбирал электронное оборудование для типового картофелехранилища на 9 тысяч тонн — оно будет построено к началу уборки картофеля.

Когда мы завели разговор об экономике, фермер, не глядя в бумаги, назвал цифры. В этом году на рубль, вложенный в производство растениеводческой продукции (животноводством «Диана» не занимается), получено 2 рубля. Рентабельность составила 100 процентов — отличный показатель! Доход от реализации продукции — 4,2 миллиарда рублей. Эти деньги заработали всего лишь 29 человек вместе с сотрудниками бухгалтерии и главой Ф(К)Х.

На вопрос о перспективах Владимир Исакович философски рассуждает:

— Во мне живут два человека. Один — максималист, который чего-то добился и хочет еще большего. Другой — рационалист, который, прежде чем что-то сделать, задает себе вопрос: а мне это надо?

Думаю, эти два человека неплохо уживаются в характере фермера. Борьба между ними не позволяет делать грубых ошибок и просчетов и заканчивается, как правило, хорошими результатами.

Александр ГРАДЮШКО, «БН»

НА СНИМКАХ: глава фермерского (крестьянского) хозяйства Владимир МАЛИНОВСКИЙ; механизаторы, ремонтники и вообще мастера на все руки (слева направо) Константин ЮКОВИЧ, Григорий КАЗАК, Игорь ЮКОВИЧ.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter