Артистка Ольга Рыжикова благодаря СБ узнала, где похоронен ее прадед, погибший во время ВОВ

Во имя жизни сотканный узор

Чтобы с уверенностью смотреть в будущее, нужно знать свое прошлое, убеждена певица и телеведущая Ольга Рыжикова. Именно поэтому старается каждое лето, как в детстве на каникулы, хотя бы на несколько дней заглянуть в Кричевский район на родину предков. Заехать в деревню Зайцева Слобода, где жили, работали, растили детей ее прадед Василий и прабабушка Ульяна. Открыть старенькую калитку, подойти к скромной хате и, нарвав спелой черешни у крыльца, унестись на десятилетия назад. 

Сотканный прабабушкой «абрус» — семейная реликвия Рыжиковых.

Впечатлениями от посещения малой родины певица поделилась с корреспондентом «СБ. Беларусь сегодня». 

Как только заходишь во двор, образы родных встают перед глазами. Прадед Василий и прабабушка Ульяна, когда увидели друг друга на местных «вячорках», сразу прониклись симпатией. Статный красавец провел «маладзiцу» до дома, а через несколько дней приехал просить ее руки. Сыграли свадьбу. Вскоре начали строить дом, завели подсобное хозяйство. В молодой семье родились трое сыновей и дочь. Отец и мать от зари до зари работали на земле, их примеру, подрастая, следовали дети.

День, когда началась война, стал самым страшным для Головневых. На фронт призвали отца и семнадцатилетнего сына Вацлава. Ульяна, проводив их на войну, осталась одна с тремя детьми. 

— Прабабушка рассказывала, как сложно было выживать на оккупированной территории, — говорит Ольга. — В тяжелые минуты придавали сил письма с фронта от мужа. Она хранила их всю жизнь, потом передала моей бабушке Насте, а от нее семейная реликвия перешла моему отцу. Вот что прадедушка писал 27 марта 1944 года: 

«Здравствуй, мой миленький сынок Боря. У меня к тебе есть одна просьба. И ты, если меня любишь и жалеешь, должен беречь здоровье мамы, во всем ей помогать и слушаться. Старайся выполнять работы, которые тебе по силе. Представь себе, что меня нет. И если занеможет мама, то что тогда будет с вами? Есть просьба и к Настеньке. Когда мама будет в письмах хвалить тебя за старание, то здесь, на войне, мне будет легче. Новостей у меня нет. Пишите мне. Буду писать и вам каждую неделю. Крепко целую и желаю всего наилучшего в жизни. 

Ваш отец и муж Василий».

Когда Василий Наумович писал эти строки, не знал, что младшего сына уже нет в живых. Он умер от внезапной боли в животе. А позже еще одна страшная весть — в бою у реки Проня возле деревни Петуховка погиб старший сын Вацлав. 

— Бабушка Уля вспоминала, как тяжело переживала смерть сыновей, — продолжает Ольга. — Читала и перечитывала фронтовые письма мужа и надеялась, что он обязательно вернется домой. О том, что младшего сына она похоронила, мужу не сообщала. Это следует из второго сохранившегося письма прадедушки: 

«Здравствуйте, Уля и детки! Я пока жив. Но здоровье понемногу ухудшается. Подлечиться пока не удается. Уля, напиши, в какой деревне похоронен Вацик, может, мне удастся найти его могилку».

Василий Наумович Головнев (в центре) с боевыми товарищами (1944 г. ), фото прабабушки Ульяны и семейные письма.

В августе 1944 года Ульяна Головнева получила уведомление о гибели мужа. Это стало для нее страшным ударом. Ведь они так сильно любили друг друга!

Ульяна Головнева прожила 96 лет. Ольге посчастливилось услышать в детстве ее воспоминания, увидеть, как она своими натруженными руками пряла нитки из овечьей шерсти. Когда Ольга выходила замуж, скатерть, сотканная прабабушкой и вышитая ее дочерью Настей, была передана ей в наследство мамой артистки. 

— По сложившейся семейной традиции я вручу этот расшитый цветами «абрус» на свадьбе нашей с Юрой (Юрий Ващук — певец Тео, муж Ольги Рыжиковой. — Прим. ред.) дочери Валерии

Ольга рассказывает, что прабабушка всю жизнь хранила память о муже и сыне, погибших на войне, и до конца дней хотела узнать, где они похоронены. Зная номер полевой почты, указанный на фронтовом письме, вместе с артисткой нам удалось выяснить, что Василий Наумович (1897 года рождения) был красноармейцем в 49-й армии 885-го стрелкового полка. Затем мы нашли и рассекреченный журнал командира дивизии с описанием боевых действий, в которых он принимал участие.

На тринадцатой странице документа описан бой 28 марта 1944 года — следующий день после отправки письма домой: «К 1.00 полк сосредоточился в первой линии траншей на исходное положение для наступления. На 4-й минуте артналета нашей артиллерии пехота перешла в наступление. На 6-й минуте противник открыл массированный огонь по наступающей цепи. Дальнейшее продвижение вперед было невозможно ввиду сильного заградительного огня со стороны противника». 

С помощью автоматизированного банка Минобороны Беларуси mil.by узнали, что красноармеец Василий Головнев погиб 6 июля 1944 года. Захоронен на городском кладбище в Белыничах. 

Ольга рассказывает, что День Победы и День освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков всегда были знаковыми в их семье. Собирались за круглым столом, не без слез и грусти слушали песни фронтовых лет, бабушки Уля и Настя вспоминали былое. Говорили о прадедушке по папиной линии Ольги Константине Тарасовиче Рыжикове, который после окончания войны вернулся домой, но прожил недолго: дало о себе знать тяжелое боевое ранение. Вспоминали, как фашисты, отступая, сжигали целые деревни, как затем люди отстраивали дома заново. Как вдовы запрягались в плуг вместо лошадей и пахали землю. 

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter