В поисках утраченного. Сергей Притыцкий: путь от батрака до железного человека и истинного патриота

Во имя жизни и мира


Прием стрельбы по-македонски, приговор сразу к двум смертным казням, побег из польской тюрьмы, активное участие в партизанском движении в годы Великой Отечественной войны. Подробности биографии влиятельного политического деятеля ­­БССР Сергея Притыцкого — на выставке «17 сентября. День народного единства», которая на днях открылась в Национальном историческом музее.

Именем видного государственного и политического деятеля ­­БССР Сергея Притыцкого названы улицы во многих городах нашей страны. Он — один из организаторов комсомольского подполья в Западной Белоруссии в 1932—1939 годах, активист Коммунистической партии Западной Белоруссии (­­КПЗБ). Рьяно боролся с польской оккупацией, прокладывал дорогу в лучшее будущее своего народа. Подробнее о судьбе поистине народного героя Беларуси можно узнать на выставке «17 сентября. День народного единства». Этот республиканский музейный проект подготовлен совместно с областными музеями, Национальным архивом Республики Беларусь. Многие экспонаты предоставил исследователь, краевед, лауреат премии «За духовное возрождение» Владимир Лиходедов. 

На выставке можно увидеть карту «Демаркационная линия между Германской и Советской армиями 22 сентября 1939 г.», «Декларацию Белорусского народного собрания по вопросу о вхождении Западной Белоруссии в состав ­­БССР», подписанную в Белостоке 29 октября 1939 года. Особый интерес посетителей вызовут личные вещи Сергея Притыцкого. Рассматривая их, перечитаем его биографию вместе.

Крестьянский сын из Гродненской губернии

Жизнь Сергея Осиповича можно сравнить с яркой вспышкой. С раннего детства он понял, что такое любовь к Родине, пронес верность высоким идеалам через весь земной путь. 

Ему был всего один год, когда началась Первая мировая война. Притыцкие с четырьмя детьми на руках подались в беженство в Пензенскую губернию. Когда вернулись в родное село, Сергей пошел в школу. Учился легко, проявлял к знаниям большой интерес. Но так как при польской власти обучение стоило дорого, окончил четыре класса народной школы. А затем обучался сам — по книгам и старым вырезкам из советских газет. Мечтал поступить в гимназию, но жизненные обстоятельства продиктовали другое решение — бороться с польскими властями, привести свой народ к светлому будущему.

Он вступил в Коммунистический союз молодежи Западной Белоруссии. Выполнял отдельные поручения комсомольской ячейки: разносил подпольные газеты, разбрасывал, расклеивал листовки. Примером во всем для него являлся старший брат Александр. Саша был членом ­­КПЗБ с 18 лет, а позже стал секретарем подпольного Гродненского, потом Слонимского окружного комитета партии. 

Должен жить

О Сергее Притыцком узнали далеко за пределами его родины 27 января 1936 года. Ему на тот момент было всего 23 года. Прямо в зале заседаний Виленского окружного суда он стрелял в полицейского провокатора Якова Стрельчука, выдавшего членов ­­КПЗБ. Притыцкий стрелял в доносчика с двух рук из двух пистолетов, ранив того в голову. Сам был тяжело ранен ответным огнем охраны, получил пули в живот, шею и руку. Стрельба прекратилась тогда, когда все были убеждены, что он мертв. Но Сергею Притыцкому было суждено выжить. Его выхаживали польские врачи по приказу властей. Цель — устроить показательный суд, который прозвучал бы на весь мир громче, чем стрельба в суде. 

В Национальном историческом музее представлены уникальные свидетельства этого дерзкого покушения: пуля, застрявшая во время перестрелки в деревянной половице зала заседаний суда, и жилет, который был надет на Притыцком в тот роковой день. В жилете и сегодня можно рассмотреть пулевое отверстие. 

Директор Национального исторического музея Александр Храмой рассказывает: 

— Притыцкому грозила смертная казнь, но в его поддержку развернулось широкое народное движение. 1 мая 1936 года в Вильно состоялась десятитысячная демонстрация с плакатами в его поддержку. Сотни комсомольцев Западной Белоруссии собирали подписи в поддержку товарища. Центральный комитет ­­КПЗБ нанял для защиты Притыцкого двух известных квалифицированных адвокатов. Несмотря на это, 30 июня 1936 года суд приговорил его сразу к двум смертным казням через повешение — за покушение на Стрельчука и за стрельбу в полицейских.

Стенд, посвященный Сергею Притыцкому.

Движение в поддержку Притыцкого приобрело международный размах. В Национальном историческом музее Беларуси имеется плакат на польском языке со словами: «Требуем освобождения товарища Притыцкого». Под давлением общественности приговор был изменен на пожизненное заключение. 

Обретение свободы

1 сентября 1939 года с началом Второй мировой войны Притыцкий бежал из польской тюрьмы, добрался до Белостока, где дождался прихода Красной армии. Благодаря своей популярности он был избран членом Народного собрания Западной Белоруссии, где стал одной из центральных фигур. 

Газета «Правда» в номере за 29 октября 1939 года на первой полосе напечатала его речь:

«Правители бывшей панской Польши пытались превратить народы Западной Белоруссии в рабов, лишали их всех человеческих прав, грубо, цинично издевались над человеческим достоинством трудящихся, отняли у народа родной язык, закрыли белорусские школы [...]. А ведь наш народ, народ Западной Белоруссии — хороший, умный, талантливый народ. А ведь наша родная страна — Западная Белоруссия — страна прекрасная, богатая, таящая в себе огромные возможности». 
2 ноября 1939 года в Москве на заседании Верховного Совета ­­СССР в присутствии первых лиц советского государства Притыцкий огласил заявление Полномочной комиссии Народного собрания Западной Белоруссии о вхождении Западной Белоруссии в состав ­­БССР. В тот же день Верховный Совет принял соответствующий закон.

«Нет износа этому железному человеку…»

О работе Притыцкого на Народном собрании рассказывают музейные предметы из фондов Национального исторического музея — его портреты тех памятных дней. А еще кожаное пальто, которое Сергей Осипович носил в военные годы, его пистолет «Вальтер» и кобура к нему.
Во время Великой Отечественной войны Притыцкий участвовал в обороне Могилева и Гомеля, работал в полит-управлении Центрального фронта. В январе 1942 года стал вторым секретарем Центрального комитета Ленинского коммунистического союза молодежи Беларуси. В октябре того же года — помощником начальника Белорусского штаба партизанского движения. В октябре 1943-го Сергей Осипович был удостоен ордена Красного Знамени. С марта 1944 года и до конца войны руководил Польским штабом партизанского движения. В июне 1945-го был повторно награжден орденом Красного Знамени.


— С 1961 года Притыцкий являлся членом ЦК ­­КПСС, а в 1968-м занял должность председателя Президиума Верховного Совета ­­БССР и по совместительству стал заместителем председателя Президиума Верховного Совета ­­СССР, — рассказывает Александр Храмой. — Формально Сергей Осипович стал главой Советской Белоруссии. А после выхода фильма «Красные листья» (1958 г.) — белорусской легендой. К сожалению, в июне 1971 года Сергей Осипович скончался. Ему было всего 58 лет. Без большого преувеличения можно сказать, что в историю он вошел как один из национальных героев белорусского народа, оставив о себе самую светлую память. 
Народный поэт ­­БССР Якуб Колас: «Притыцкий уже вписан в историю Беларуси. В этой истории будут свои приливы и отливы, она может иметь в разное время разную окраску, но Притыцкий все равно останется в памяти народной. Потому что такие яркие самородки из глубин народных выдвигаются не так уж и часто».

Народный писатель ­­БССР Михась Лыньков: «Должен искренне сказать: я любил Притыцкого как человека, как самого близкого друга… Он обладал хорошим качеством — говорил в глаза правду. Какой бы неприятной эта правда ни была для тебя… Мне не раз приходилось слышать случайно на улицах, в коридорах Дома правительства, как люди говорили между собой: «Вот пойдем к товарищу Притыцкому, он разберется, как и что…»
kuzmich@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter