Во Франции соображают на четверых

В воскресенье, 23 апреля, Франция отправится на избирательные участки: в стране пройдет первый тур президентских выборов. Официальных кандидатов одиннадцать, но шансы выйти во второй тур имеют только четверо: лидер ультраправого “Национального фронта” Марин Ле Пен (ее рейтинг 22—23%, он падает: в феврале за нее были готовы голосовать 28% избирателей), независимый кандидат и лидер созданного всего год назад политического движения “Вперед!” Эммануэль Макрон (22—22,5%), кандидат от правых “Республиканцев”, бывший премьер-министр Франсуа Фийон (19—20%) и крайне левый Жан-Люк Меланшон (17—20%), который на многие предвыборные митинги отправляет вместо себя голограмму, что позволяет ему агитировать одновременно во многих местах. А кто-то говорил, что коммунисты — ретрограды, не способные идти в ногу со временем. Еще как способны!

Нынешние выборы во Франции уже назвали и “самыми скандальными в истории”, и “самыми непредсказуемыми”.

Скандалов действительно хоть отбавляй. Франсуа Фийона, изначально считавшегося безусловным фаворитом, обвинили в том, что его жена Пенелопа, мать пятерых детей, долгие годы получавшая зарплату как его (а потом и другого депутата) помощник, на самом деле не работала. Скандал почти на миллион. Потом стали считать, сколько Фийон потратил денег (служебных) на свои костюмы. Печально то, что в начале президентской гонки Фийон говорил, что он единственный кристально чистый кандидат. Но и на солнце в отличие от костюмов бывшего премьера бывают пятна. Правда, ни один из этих скандалов не смог поколебать ни его желания идти до конца, ни основное ядро выборщиков, которые 1) привыкли голосовать за “Республиканцев”, 2) предпочитают иметь во главе государства политика с большим опытом управления. Фийон, конечно, не тефлоновый, но все же сохраняет шанс выйти во второй тур.

Скандалы, связанные с Марин Ле Пен, не новы: ее привычно обвиняют то в антисемитизме (для того чтобы эти обвинения снять, она даже ездила в Нью-Йорк и встречалась с лидерами Всемирного еврейского конгресса). А теперь еще и в финансовых махинациях. Мол, что ее помощники по партии получали деньги из бюджета Европарламента. Ну и заем российского банка, и приезд в Москву к Путину... Но, как ни парадоксально, политическая и экономическая программа неистовой Марин остается самой обсуждаемой в отличие от костюмов Фийона и жены Макрона, за которыми политики с экономикой часто не видят.

Жена Макрона — отдельная и романтичная история, в лучших традициях французских романистов. Учительница литературы в школе, увидев которую

15-летний Эммануэль Макрон влюбился сразу и навсегда. Сегодня ему 39, ей 64, он воспитывает ее внуков, газеты уже называют ее “иконой стиля”, а она с улыбкой заверяет журналистов и избирателей, что Эммануэль “хорош во всем”, а не только в ораторском искусстве. Франция соскучилась по первой леди, которой в стране нет с 2014 года, когда ни разу не женатый, но имеющий четверых детей с бывшей коллегой по партии и соперницей по президентской гонке Сеголен Руаяль Франсуа Олланд расстался с “первой подругой” Валери Триевейлер. Бывшая журналистка отомстила предсказуемо: выпустила такую книгу об экс-любовнике, что впервые в истории современной Франции действующий президент не выставляет свою кандидатуру на второй срок (хотя дело здесь, конечно, не столько в мемуарах бывшей, сколько в не лучшем состоянии экономики). А кандидат от его Социалистической партии Бенуа Амон даже не входит в число фаворитов. Вместо него электорат социалистов готов отдать голоса за молодого, красноречивого и “хорошего во всем”, кроме наличия реального опыта управления государством, Эммануэля Макрона.

Почти 40% избирателей с выбором еще не определились. Так что шанс пройти во второй тур сохраняется у всех четверых фаворитов. Причем многие аналитики уверены: на этих выборах решается не только судьба Франции — судьба Европы. Интригует. Ждем воскресенья.

sbchina@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter