Во дворце

Обрел свой дом Государственный музей истории религии в Гродно

Обрел свой дом Государственный музей истории религии в Гродно

Цифра впечатляет: в XVIII—XIX веках в Гродно насчитывалось около четырех десятков дворцов местной знати. И каждый из них был воплощением не только фантазий архитекторов и хозяев, многие из которых носили известные в Европе имена, но и отражал традиции жизненного уклада в регионе, формы характерной ему материальной, бытовой и художественной культуры. Правда, большинство из этих магнатских резиденций строились из дерева и до наших дней не сохранились. Но были в архитектурном пейзаже и прекрасные каменные жемчужины. Одна из таких — расположенный в самом центре Старого города дворец Хрептовичей — здание с интересной историей, взявшей отсчет в XVIII столетии и нашедшей счастливое продолжение в веке XXI.

В возрожденном дворце Хрептовичей свой новый дом обрел Государственный музей истории религии.

И как дань уважения именно истории старинного здания — первый зал обновленного музея.

— Экспозицию принято открывать экскурсом в историю собственного здания, — рассказывает директор музея Людмила Корнилова. — Так поступили и мы. Тем более что своим новым домом музей имеет все основания гордиться. Документы свидетельствуют: первые владельцы дворца принадлежали к известнейшему магнатскому роду Хрептовичей, более всего прославленному последним канцлером ВКЛ Иоахимом Литавором Хрептовичем — страстным собирателем, создавшим в своем имении в Щорсах одну из богатейших в Европе библиотек. К сожалению, судьба ее сложилась так, что основная часть собрания в 1913 году оказалась в Киеве, где до сих пор и находится.

Дворцом в историческом центре Гродно владел другой представитель семьи — земский писарь Кароль Хрептович. Одна из его близких родственниц была настоятельницей бригитского монастыря, другая — его монахиней. Ее имя — Анна — известно нам, благодаря сохранившейся книге с автографом владелицы.

Вслед за тем красивейшее здание перешло в руки другого, пожалуй, еще более знаменитого гродненца — старосты Антония Тизенгауза. От его наследников — к полковнику Мучиньскому и, наконец, к гродненскому вице-маршалку Игнатию Ляхницкому, известному также как писатель, автор нескольких книг. Подтверждение тому — биографическое издание, ставшее одним из экспонатов музея, наряду с найденными во время реставрации подлинными предметами: тарелками и дамскими украшениями, затерявшимися во времени между настилами полов.

Эти и многие другие подлинные предметы XVIII—XX столетий вошли в экспозицию «Семья и ее традиционные ценности», органично вписавшуюся в комнаты и залы дворца.

— Мы сознательно отказались от попыток воссоздания интерьеров, так как не располагаем для этого достаточной информацией, — делится Людмила Корнилова. — К сожалению, ни инвентаря, ни графических изображений дворца эпохи его расцвета не сохранилось. Однако, учитывая, что здание много лет было домом, где протекала жизнь нескольких семей, нам показалось уместным взглянуть на историю сквозь призму семейных ценностей разных поколений, традиционной культуры. Тем более что в основе ее лежала религиозная составляющая. Именно в семье формировались духовные начала личности, и об этом мы постарались рассказать в экспозиции.

Так, главным в доме был кабинет главы семьи, который воплощал в себе его три главные ипостаси: хозяина, отца, профессионала. Важность образования для жизненной успешности подчеркивает в музейной витрине бело-синий ромбик — знак, свидетельствующий об окончании высшего учебного заведения во второй половине XIX века. Значение продвижения по служебной лестнице — государственная награда, орден Святой Анны. Тут же небольшой книгосбор — он обычно тоже хранился в кабинетах, в отличие от богатых библиотек, для которых выделялись отдельные помещения.

Жизнь, кипевшая в отцовском кабинете, была лучшим примером для подрастающих в доме детей.

Было в доме и царство матери. В первую очередь — столовая. Именно хозяйка дома звонила в колокольчик, созывающий на обед. Как вспоминает профессор Ежи Лилейко, выросший в Бресте в первой половине ХХ века, перед обедом, встав за стульями, члены семьи обязательно читали благодарственную молитву. А блюда разносились по старшинству, начиная с хозяина, и тем самым детям сызмальства прививалась библейская заповедь «Почитай отца твоего и матерь твою».

Точно так же религиозные основы пронизывали другие сферы семейной жизни. К примеру, в традиционном рукоделии — вышивке доминировали библейские сюжеты. Среди украшавших стены картин присутствовали иконы, незыблемым правилом было постоянное ношение скрытого от чужих глаз нательного крестика, медальонов с изображениями святых.

С религиозным календарем связывалось и большинство праздников, о которых повествует экспозиция. Крещение ребенка — в память о нем заказывались специальные медали с гравировкой: имя и дата крещения. Рождество — к этому дню наряжалась елка, при этом все украшения имели особый смысл. Колокольчики — в память о принесших благую весть пастухах, ангелы, сердечки, Вифлеемские звездочки. Лучшим подарком детям считалась книга. И, кстати, в само понятие дарения вкладывался совершенно иной смысл. Дарить — означало наследовать Богу, давшему жизнь всему миру. Пасха — в этот день выходили за стены дома, в гости приходили непременно с сувенирами в форме яйца, будь то игрушка, оригинальная шкатулка или коробка со сладостями. Дни рождения, дни ангела, именины — праздников было немало, и каждый имел собственные традиции.

Представлена в экспозиции и еще одна непременная составляющая жизни благополучной семьи — путешествия, наиболее важными из которых были паломничества в святые места. Сувениры из таких поездок становились семейными реликвиями, передавались из поколения в поколение, как и мебель, посуда, фамильное серебро… Смешение стилей в интерьере воспринималось не как моветон, а как признак стабильности старинного рода, что служило чести и гордости семьи…

— Экспозиция продолжает развиваться, — отмечает Людмила Александровна. — В ней широко и полно будет представлен и сугубо исторический аспект формирования и развития религий: архаичные верования, жизнь и учение Христа, принятие Христианства на белорусских землях, культура православия, католическая культура, ислам, иудаизм.

А кроме того, возрожденный музей возвращается и к старым своим традициям. К организации детских праздников у рождественской елки, к концертам камерной музыки, которые сейчас проходят в зале, а летом будут звучать в уютном дворике. Планов у музейных работников великое множество, и, получив долгожданный дом во дворце, они полны решимости все их осуществить.

Прямая речь

Александр Лойко, начальник управления культуры Гродненского облисполкома:

— Музей истории религии не единственное учреждение культуры на Гродненщине, отметившее новоселье в минувшем году. В 2009-м построено общежитие Гродненского государственного музыкального колледжа, обновлена репетиционная база ансамбля «Белые Росы» Гродненской областной филармонии, открыли двери новый клуб в деревне Елка Зельвенского района и краеведческий музей в Ошмянах.

Главная стройка 2010 года — завершение реконструкции Гродненского областного драмтеатра.

На снимке: один из атрибутов Рождества — батлейку XIX века показывает директор Гродненского государственного музея истории религии Людмила Корнилова.

Фото: Лилия НОВИЦКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter