Во что превращается интернет – в инкубатор идей или уличный забор?

Около двухсот молодых людей со всей Беларуси обсудили возможности виртуального пространства на интернет-форуме «Я – лидер!» в Минске.

Около двухсот молодых людей со всей Беларуси обсудили возможности виртуального пространства на интернет-форуме «Я – лидер!» в Минске. Наверное, это было единственное мероприятие на моей памяти, где не только не просили отключить мобильные телефоны, но даже настаивали на пользовании в течение встречи всеми возможными гаджетами. Ребят-то – в основном блогеров, начинающих веб-журналистов и активных юзеров социальных сетей – организаторы мероприятия из ОО «БРСМ» для того и собрали вместе, чтобы они смогли обменяться опытом виртуальной жизни, познакомиться с передовыми формами блогинга и создания трендов в сети. А заодно обсудить, как не попасть на удочку астротурферов и сделать себе имя в интернете.

Быть услышанным

— Сегодня интернет — огромная открытая площадка, — рассказал первый секретарь Центрального комитета ОО “БРСМ” Игорь Бузовский. — Там есть место и насилию, и порнографии, и другому негативу. Но также есть место полезной информации, формирующей личность и интеллект. И есть ребята, которые, выбирая второе, объединяют вокруг себя единомышленников — в интернет-сообществах, на блогах и веб-страницах. Мы позвали этих ребят, чтобы помочь им продвинуть свои ресурсы и привлечь к ним еще больше людей — молодых и не только.

В качестве бонуса на форуме была даже организована “живая стена”. Каждый из участников мог оставить на ней адрес своей страницы в интернете и таким образом привлечь потенциального пользователя. Да, в нынешних виртуально-конкурентных условиях даже такие способы пиара актуальны.

— Сегодня стать заметным в интернете довольно сложно, — говорит  начальник управления подготовки концептуальных документов Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Алексей Мацевило. — По моим наблюдениям, у белорусских пользователей социальных сетей в среднем порядка трехсот друзей. Все, что они выкладывают, а это как минимум по 3—4 сообщения в сутки от каждого, идет на ленту новостей. Согласитесь сами, с такими-то объемами изучить ее внимательно просто нереально. Вот и получается, что чаще всего то, что мы спешим поведать миру с помощью интернета, остается просто-напросто незамеченным. Ведь кроме нас в интернете еще миллионы таких же пользователей и миллионы таких же голосов.

Маша + Саша онлайн

Быть услышанным в этом виртуальном многоголосии — величайшее искусство.

— Заявить о себе в интернете как об оригинальном мыслителе сегодня очень сложно, — считает и главный редактор газеты “СБ. Беларусь сегодня” Павел Якубович. — Отсюда у блогеров, желающих хоть как-то обратить на себя внимание, и новая привычка — масса матов и непристойностей. Получается, что блогосфера превращается в какой-то уличный забор 50-х годов, на котором каждый подросток считал своим долгом оставить надпись вроде “Маша + Саша” или “Вася, ты такой-сякой”. К сожалению, интересных и оригинальных блогеров становится все меньше, а блогосфера не превращается в инкубатор, где рождаются стоящие мысли и идеи.

А ведь пользователей не интересуют обыденные вещи. В интернете люди “ведутся”, как правило, только на сенсацию. Лишь это “цепляет”.

— Одно время работал редактором сайта БелТА, — рассказывает Алексей Мацевило. — Вспоминаю, как на ленте появилась новость о том, что в Германию поставят два белорусских автобуса. За день ее прочитали всего лишь 70 человек. Но стоило мне поменять заголовок на “Германия сравнит МАЗ с Mercedes” — и за пару часов новость собрала несколько тысяч читателей. Я не соврал. Просто подал новость с неожиданной стороны. Чтобы быть заметным, необязательно менять факты, стоит лишь посмотреть на них с нужного ракурса.

Уловки астротурферов

Почему с помощью интернета невозможно изучать мнения людей? Да потому что за них вещают часто обычные компьютеры. На форуме молодым людям рассказали о таком новом явлении в интернете, как астротурфинг. То есть сидит за компьютером один человек, которому платят деньги, создает 10—20 аккаунтов с вымышленными именами-фамилиями и отправляет, внедряясь в различные сетевые форумы, сообщения, отстаивая интересы той или иной компании или организации. Больше всего астротурферов встречается на страничках интернет-магазинов. Как не попасть на их крючок? По мнению специалистов, спасти от астротурферов может только реальная жизнь. Хочешь узнать правду о том или ином товаре — позвони друзьям или знакомым, которые его уже приобрели.

— В интернете надо работать, необходимо учиться им пользоваться, — считает Алексей Мацевило. — Но не стоит забывать, что интернет — это не волшебная палочка, не универсальный инструмент мобилизации и даже не отражатель общественного мнения.

Диванная мобилизация

Но даже если в интернете удается обратить на себя внимание, не следует, убеждал эксперт молодежь, питать иллюзий по поводу его мобилизационных возможностей.

— Интернет — это диванная мобилизация, — считает Алексей Мацевило. — Очень сложно на что-то подвигнуть людей в интернете. Они будут ставить лайки, будут писать комментарии, но вряд ли откликнутся на предложение сделать что-то в реальности.

А вот и недавний пример — один журналист пытался с помощью социальных сетей и блогосферы найти хозяина для брошенного котенка, разместив соответствующую информацию и фото животного на своих аккаунтах, кроме того он знал, как накрутить лайки. У него две тысячи друзей на Facebook, несколько сотен подписчиков в Livejournal. И что же? Многие ставили лайки, делали перепосты, писали “ах, какой милый бедный котенок”. Но в итоге котенка забрал его друг из реальной жизни.

TV или интернет?

В БРСМ решили объединить то и другое и создать необычный ресурс

Уже через месяц в Беларуси запустят молодежное интернет-телевидение A-TV. Здесь можно будет наблюдать за дебатами в студии, смотреть социальные программы и многое другое. Репортажи первого в Беларуси молодежного интернет-ТВ уже сейчас можно увидеть на сайте www.A-TV.by, а также на странице в социальной сети “ВКонтакте” A-TV.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter