Что важнее: мотор или гонщик?

Внутреннее выгорание

Известно, что за всю свою 55-летнюю историю «королевских гонок» быстрый болид всегда был главной составляющей побед всех чемпионов. Недаром же они с легкостью переходили из одной команды в другую, если видели (или им слезно обещали), что на новом месте их ждет более быстрая машина. Но если раньше на пилота тоже приходилась немалая доля участия в победах, то сегодняшняя действительность нас поставила перед грустным фактом: талант гонщика в «Формуле-1» способен компенсировать всего лишь 3 — 5% нехватки мощности и маневренных качеств болида. А в остальном даже самому быстрому и талантливому пилоту приходится мечтать о хорошей машине.



И если уж так совпадет, что за рулем быстрой машины будет еще и исключительно талантливый гонщик, то здесь как раз и рождаются чемпионы и легенды. Причем, заметьте, исключительно талантливый, а не просто очень хороший. В пелотоне нынешней «Формулы-1» нет бесталанных. Вся эта двадцатка пилотов — элита мирового авто-спорта. И любой из них, окажись сегодня в кокпите болида «Мерседес», будет выглядеть достойно. Но при этом совсем не обязательно, что он будет побеждать всегда. Его главный соперник — его собственный напарник. Ведь только у него такая же машина и такие же возможности. А значит, надо быть на полдыхания быстрее, на полмысли впереди, на полжеста сноровистее. 

Льюис Гамильтон, удача, «Мерседес»... 

В нынешнем чемпионате в лице Льюиса Гамильтона и болида «Мерседес» — совпадение идеальное. Но это не случайное совпадение. К этому британец шел не один год. И сегодня, вспоминая его решение покинуть свою родную альма-матер с легендарным названием «Макларен», чтобы перейти в 2013 году в новую команду, можно сказать, что Льюис совершил важнейший в своей карьере шаг. Насколько удачный — это мы увидели по результатам его второго сезона на новом месте, когда Гамильтон выиграл свой второй в карьере чемпионский титул. А нынешнее бесспорное доминирование Льюиса на всех без исключения трассах — это еще одно тому подтверждение.



Чемпионы в «Макларен»

На этом фоне теперешнее положение двух чемпионов мира — Баттона и Алонсо — в команде с пока еще не совсем удачным симбиозом «Макларен-Хонда» выглядит весьма разочарующим. Что называется, «не в то время и не в том месте». 

И вот тут-то мы и возвращаемся к песне про... моторы и пилотов. Если предположить, что завтра «Мерседес», «Феррари», «Рено» и «Хонда» будут иметь одинаковую мощность моторов, то вполне реальной была бы ситуация 2012 года. Помните, как в тот сезон, что ни Гран-при, то новый победитель. Вот это было времечко, не то что сейчас: гадаем, догонит Росберг Гамильтона или нет? Будет у них дуэль или опять мирная гонка с преследованием?

Кстати сказать, именно после того года с «чехардой победителей» Льюис принял решение поменять команду и отдать предпочтение «Мерседес», хотя мало что тогда говорило в пользу этого решения. Даже по количеству побед в сезоне-2012 счет был 7:1 в пользу «Макларен». Но Гамильтон не прогадал. 


Так вот о гонщиках сегодняшнего пелотона. Росберг и Гамильтон («Мерседес»), Феттель и Райкконен («Феррари»), Риккиардо и Квят («Ред Булл»), Баттон и Алонсо («Макларен»), сюда же можно смело добавить Массу и Боттаса («Уильямс»), Перес («Форс Индиа») и даже Грожана и Мальдонадо («Лотус»), ведь они тоже бывали на подиумах, а Пастор даже выиграл гонку в Испании все в том же 2012 году. Итого мы насчитали 13 гонщиков, которые побеждали в гонках, становились чемпионами (пятеро) или хотя бы поднимались на подиум.


Себастьян ФЕТТЕЛЬ и Кими РАЙККОНЕН

В целом мы имеем весьма представительный состав. Но в итоге лишь трое из них побеждали в нынешнем сезоне. Причем Гамильтон — 7 раз, Росберг — 3 и Феттель — 2.

Новые моторы, новая ситуация

И какой же вывод? В погоне за эфемерной экономией, которой, кстати, так и не удалось добиться, ФИА навязала «Формуле-1» новый регламент с новыми моторами. И в результате мы имеем то, что имеем: «Мерседес» — фаворит, «Феррари» — сумел догнать и обойти всех, у кого немецкие моторы, кроме заводской команды. «Рено» — далек от лидеров настолько, что уже актуальным встал вопрос: а сохранится ли вообще присутствие французов в чемпионате? Ведь в Монце от имени руководства французского концерна не зря была озвучена информация: либо мы возвращаемся заводской командой (например, покупка «Лотус», которая раньше и была командой «Рено») в гонки Больших призов, либо уходим вообще, забыв даже про роль мотористов. Что до «Хонды», то ей вряд ли удастся к концу этого сезона догнать хотя бы хромающую на обе ноги «Рено». О конкуренции с «Феррари» и тем более «Мерседесом» уже не может быть и речи. И хватит ли в таком случае терпения и мотивации у чемпионов Дженсона и Фернандо, чтобы дожидаться «у моря погоды». Возраст-то у них уже вполне ветеранский...

В общем, картина ясна. Сражение «мотористов» затмило борьбу и таланты гонщиков. В этой ситуации лишь некоторым из самых одаренных удается купаться в лучах славы. Остальным приходится ждать, пока инженерная часть команды соорудит нечто такое, с чем можно было бы доказать и свой талант гонщика. Странно, не правда ли? Ведь в этом сражении Кубка конструкторов за рулем сидят не роботы, и болиды сами по себе выигрывать не будут. Все равно без человеческого таланта гонщиков не обойтись. Но на поверку ситуация, прямо скажем, грустная. Во всяком случае, не совсем равная. Может быть, недалеко то время, когда весь пелотон разделится на 2 лагеря — красных и белых. И будет одна половина ездить на моторах «Феррари», а вторая — на «Мерседес». 

Может быть, тогда при прочих равных составляющих роль гонщика вновь займет достойное место в этой иерархии ценностей автоспорта?

Андрей БЫЛИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter