Корреспонденты «СБ» с полей и полигонов стратегических совместных учений «Запад—2017»

Внуки победителей

Краткие корреспонденции с полигонов, аэродромов и других мест учений не могут вместить всего, что ты увидел и услышал, всех впечатлений и ассоциаций, которые вызывают эти события. Любопытно, например, сравнить происходящее с учениями «Березина» в феврале 1978 года — крупнейшими на тот момент в после военной истории БССР, на которые впервые были приглашены иностранные эксперты из ФРГ, Голландии, Англии, США, Франции. За минувшие 40 лет даже юные лейтенанты, которые в них участвовали, ушли в запас и отставку. Но остались подшивки «Советской Белоруссии», которая в течение недели освещала учения ежедневными репортажами. 7 февраля 1978–го, «На исходных рубежах» — в деталях описываются со бытия накануне. 8 февраля, «Марш–атака...» — это день первый. 10 февраля, «...И утихла канонада» — все ясно из заголовка. В глаза бросается секретность: фигурируют исключительно Н–ские части. Сегодня все иначе. Какой смысл в конспирации, если дислокацию и передвижение самого малого количества войск можно отследить из космоса? Военные профессионалы все видят и в отличие от возбужденных дилетантов и политиков пребывают в спокойствии.


Газета The Washington Post 11 сентября сообщала, что силы НАТО следили за ходом подготовки к учениям «Запад–2017» и ничто из увиденного не вызвало у них серьезной тревоги. Цитируется командующий ВВС США в Европе генерал ВВС США Тод Уолтерс: «Мы пристально следили за их действиями... К настоящему моменту мы не заметили ничего необычного или экстраординарного».

А вот как перед «Березиной» молодых воинов напутствовали ветераны, газета цитирует их обращение: «Действуйте на учении смело и решительно. Используйте фронтовой опыт, тактически грамотно решайте поставленные задачи...» Подчеркну: это ветераны не только Великой Отечественной, но и... гражданской войны. Надо ли говорить, что даже победителей 1945–го среди нас остались единицы.

фото белта

Между тем воинские традиции — одна из главных составляющих боеготовности и способности побеждать. Едва ли не более значимая, чем качество техники. На белорусской земле это именно традиции победителей. Как доблестно воевали деды, так должны уметь и внуки. Кто сейчас передает эти традиции молодым бойцам? Тем же Ибадлаеву и Малаховскому («СБ», 15 сентября, «Нападение отражено»). Этот вопрос я задал на полигоне Лепельский заместителю командира 19–й бригады полковнику Дмитрию Глинскому.

В ответ офицер сначала четко продекламировал ее полное, почетное наименование: 19–я отдельная гвардейская Николаевско–Будапештская Краснознаменная ордена Суворова второй степени механизированная бригада. Сказал, что буквально за два дня до начала учений — так совпало! — она отпраздновала 76 лет со дня формирования. Из Сибири часть прошла славный путь до Будапешта, который освобождала. Перед личным составом бригады выступили представители Белорусского союза офицеров и общественного объединения ветеранов афганской войны. Праздничный концерт дал ансамбль песни и пляски Вооруженных Сил Республики Беларусь.


Так что все в порядке с боевым духом и победными воинскими традициями в 19–й бригаде и других частях нашей армии. И не только в армии — в народе. Об этом напоминают бесчисленные памятники победителям и павшим, которых в Беларуси больше, чем в любой другой стране. Тем более что кое–где их уже сносят. А мы — обновляем! «Любит наш народ армию, гордится ею». Это слова из статьи «Спасибо вам, солдаты!» — тоже про учения «Березина», но уже в газете «Знамя юности». Уверен, что и сейчас под ними подпишется большинство совершеннолетних граждан Беларуси.

ponomarev@sb.by

День второй

Вчера вечером Минобороны на брифинге подвело итоги вторых суток учений «Запад–2017». Начальник управления информации Владимир Макаров рассказал, как проходит первый этап: «На полигоне Борисовский продолжалась подготовка к боевым действиям, отрабатывались вопросы разведки. Так же развивались события и на полигоне Осиповичский. На полигоне Лепельский проведены боевые действия по отражению нападения ДРГ. Зенитные ракетные подразделения совершили марш в новый район на полигоне Доманово. Отработаны вопросы пресечения нарушения границы в воздушном пространстве. В Глубокском районе отрабатывалась организация территориальной обороны: несение службы, патрулирование подразделений вместе с внутренними войсками, охрана важных объектов. На участке местности Дретунь воздушно–поисковые штурмовые группы на вертолетах транспортно–боевой авиации при поддержке боевых вертолетов Ми–24, обнаружив условного противника, осуществили высадку на неподготовленную площадку приземления. Беспилотный авиационный комплекс провел доразведку места базирования условного противника».

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.

Таким образом, на первом этапе учения в ходе подготовки обороны и решения иных задач приоритетное внимание уделялось и уделяется вопросам борьбы с диверсионно–разведывательными группами условного противника и незаконными вооруженными формированиями.

Ян ЖУР, спецкор «СБ» на учениях.

zhur@sb.by

Найти и обезвредить

Любые крупные маневры — это не только взмывающие в небо истребители, штурмовики и бомбардировщики, грохочущие танки и стреляющая артиллерия. То есть та самая «передовая», способная нанести по распоясавшимся, пытающимся дестабилизировать обстановку диверсантам прицельный удар. Без подобной эффектной картинки на совместном стратегическом учении вооруженных сил России и Беларуси «Запад–2017», конечно, не обошлось и вчера. На Витебщине продолжалась самая настоящая поисковая операция: «диверсантов» высматривали с неустанно кружащих над полигоном Лосвидо вертолетов. Тем временем на земле работали войска химической защиты — представители 38–й отдельной гвардейской десантно–штурмовой бригады. Неужели незаконные вооруженные формирования использовали запрещенный всеми конвенциями прием?


— Взвод радиационной, химической и биологической защиты вместе с командным пунктом бригады находится всегда. И мониторинг проводит фактически 24 часа в сутки, — начальник службы РХБЗ 38–й бригады гвардии подполковник Александр Сороковик подчеркивает: повод для работы его бойцов отнюдь не чрезвычайный. — Мы постоянно отрабатываем эти вопросы, чтобы личный состав соединения был готов оперативно применить средства индивидуальной и коллективной защиты.

— Ну а если все–таки вдруг? Что будете делать в случае выявления отравляющих веществ или превышения радиационного фона? — интересуемся мы в ответ.

— Первым делом запустим соответствующую ракету — подадим сигнал химической тревоги. Чтобы оповестить и защитить людей.


Обязанности старшего химика–разведчика Сергея Будника — непосредственное ведение химической, биологической и радиационной разведки. Экипированный в специальный общевойсковой защитный комплект гвардии ефрейтор показывает нам прибор ДП–5В. Пожалуй, один из наиболее эффективных дозиметров, при помощи которого производится замер радиационного фона на местности. Навредить, впрочем, может не только радиация.

Повод для особого беспокойства — артиллерийские удары, непонятные облака, пожелтевшая местность, погибшие животные, высохшие растения...

— Если, не дай бог, противник применит биологическое оружие, останутся вирусы: на поверхности земли, на животных. Мы собираем эти пробы и отправляем в лабораторию. В случае чего оттуда нам вышлют специальные препараты, которые помогут преодолеть различные болезни. А параллельно обозначаем зараженную местность, куда посторонним вход строго запрещен...

ПИСЬМО МАМЕ

Эту весточку с полигона Лосвидо в житковичскую деревню Вересница, что на Припяти, спецкоры «СБ» на маневрах передают через газету от участника учений Сергея Вашкова, водителя огнеметного отделения взвода РХБЗ 38–й отдельной гвардейской десантно–штурмовой бригады, его маме — Валентине Николаевне. Когда мы позвонили ей с приветом от сына, та не смогла сдержать эмоций...


— Мамочка! Последнее письмо я тебе писал, как только начинал служить. Позвонить тогда возможности не было. Нет ее и сейчас. Понимаю, разговаривали с тобой давно. Но пока я на полигоне под Витебском. Сама знаешь, учения. Но ты не волнуйся, здесь спокойно, мне интересно. Чем сидеть в бригаде, лучше уж быть в полях. Там — теория, тут — практика. Изучаем местность, маскируемся, тренируемся, охраняем вооружение и технику, выходим на дежурства... Живем в палатках. Не переживай — не замерзаем. Кормят хорошо, жаловаться нечего. Каши (больше всего мне нравится рисовая), тушенка, хлеб, сыр, чай. Еще бы сладенького чего–нибудь... Не скучайте. Через два месяца уже буду дома. Тогда и наговоримся. Очень хочется на рыбалку. А еще — найти работу. Без нее никуда. Привет папе, брату и моей девушке Лене. Жду не дождусь, когда вас всех обниму.

Дмитрий УМПИРОВИЧ, Александр КУШНЕР (фото), спецкоры «СБ» на учениях.

У страха глаза велики

Две недели назад. Украина. Львовщина. Раннее–раннее утро в кафешке в Трускавце, где с 2014 года уже по привычке собираются местные, чтобы обсудить произошедшие за ночь обычно тревожные, а то и страшные новости. Грузчики, уборщики, охранники из санаториев — кто с чашечкой кофе, а кто и под 100 граммов с огурцом после ночной смены — нервно всматриваются в, кажется, никогда не выключающийся телевизор. Новости по всем каналам.

Рисунок олега карповича

Заглавная тема, под углом к которой рассматривается все остальное, — готовящиеся российско–белорусские учения «Запад–2017». И телевизор в зависимости от канала, а то и просто от личного мнения очередного «эксперта» вещает: «Росiянам вiрити не можна! В учениях, без сомнения, примут участие не заявленные ими 13 тысяч вiйськовослужбовцiв, а как минимум 50! Нет — 100 тысяч! Но, скорее всего, количество их превысит четверть миллиона, а то и миллион!» Тут уж впечатлительная жена дяди Богдана, хозяина кафе, Матильда всплескивает руками и чуть ли не голосит: «Так що ж це буде, Господи? Тепер вже точно з двох сторiн на Украiну нападуть!» Дядя Богдан ее одергивает: «Матильда, успокойся! Это ж наши, як зазвичай, брэшуть. Белорусов всех, с детьми и бабусями, 10 миллионов. Они шо, солдат по своим квартирам расселять будут? Дурницi якiсь, — и на меня, зная, что я из Минска, смотрит: — Вы же не думаете, что мы тут все такие пропагандой зачумленные?»

Конечно, дядько Богдан, не думаю! Конечно, это «эксперты», мягко говоря, преувеличивают. Но зачем? Вон и литовцы, и поляки всполошились, хотя у самих совсем недавно учения НАТО закончились. В Швеции вообще в это время проходят самые крупные за последние 20 лет учения Aurora–2017 с участием 19 тысяч местных и около 1.500 военнослужащих из США, Франции, Норвегии. В самой Украине учения Rapid trident–2017 начались! Зачем такая шумиха? Неужели лишь ради того, чтобы своих попугать?

Уверен, если бы не грамотные действия белорусских СМИ и Правительства, истерика только бы нарастала. А так неделю назад генеральный секретарь НАТО господин Йенс Столтенберг охладил пыл своих раненных еще Вьетнамом коллег заявлением: «Российско–белорусские учения «Запад–2017» не угрожают непосредственно ни одной из стран НАТО». А в минувший четверг подтвердил свое мнение словами: «У каждой страны есть право проводить учения своих сил, это касается и России...»

И вот 14 сентября. День начала учений. Открываем в интернете новости Украины. Главные темы: «В Китае умерла старейшая панда», «Саакашвили сделал заявление», «Миротворцы нужны для реализации «Минска» и в этом же ряду почти скромное: «Учения «Запад–2017» начались»... Успокоились, значит? Ну и хорошо...

Олег КАРПОВИЧ.

karpoviсh@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter