У Пэна и Явича в Витебске нет ни именного музея, ни галереи

Внук построит галерею имени деда

Имена — визитные карточки. В Витебске к безусловным брэндам города можно отнести имя Юрия Пэна...

Имена — визитные карточки. В Витебске к безусловным брэндам города можно отнести имя Юрия Пэна. Тень художника будто витает над улочками областного центра. Мемориальная доска на «синем доме», здание художественного училища, где он преподавал, картины... Еще ниточками, связывающими нас со знаменитым живописцем, являются его ученики. Один из них — Петр Явич. Недавно в Витебском художественном музее открылась выставка, посвященная 95-летию со дня рождения Петра Максовича. В художественной манере учитель и ученик отличаются. Но одно их точно объединяет: у Пэна и Явича в Витебске нет ни именного музея, ни галереи.


Неслучайные встречи


Искусствоведы считают Явича выдающимся представителем классической школы в живописи. Интересно, но одного из ярчайших белорусских художников изначально звали Иштваном. Дело в том, что его отец, витебчанин, во время Первой мировой войны попал в австро–венгерский плен. В Венгрии он познакомился с будущей женой. Там в городе Терексентмиклош и родился маленький Иштван. Когда в 1926 году семья перебралась обратно в Витебск, за будущим художником закрепилось новое, более привычное для советской страны имя — Петр.


В ученики к Пэну маленький Петя попал случайно. Его отец помог Юрию Моисеевичу перевести статью из венгерского журнала. В благодарность известный живописец и педагог пригласил мальчика учиться к себе в студию.


Официоз и госзаказ


На выставке Петра Явича, о которой мы упомянули, 21 картина. Он подарил их музею при жизни. Судьба художника неразрывно связана с судьбой Витебска. На полотнах — работники городских предприятий, актеры театра им. Якуба Коласа (например, Павел Молчанов). Из жанровых холстов внимание приковывает большущая «Демонстрация рабочих в Витебске в 1905 году». Ольга Акуневич, заведующая художественным музеем, считает его уникальным по многим причинам:


— Кроме Явича, пожалуй, к осмыслению этой темы никто из витебских художников не обращался. Городской пейзаж написан с натуры. Для исторической достоверности герои изображены на фоне Воскресенского собора и костела Святого Антония. В 50–е годы ХХ века, как известно, они были снесены.


Но выше всего знатоки ценят Явича–портретиста. Точнее, его грандиозную галерею портретов партизанских комбригов Витебщины. На выставке мне особенно понравились два — Алексея Данукалова и Миная Шмырева. Первый — молодой отчаянный герой с гусарскими усами, овеянный флером романтических легенд. Предполагают, что этот портрет писался по фотографии. Со Шмыревым же Явич был знаком лично. Его Шмырев — человек заслуженный, уважаемый и одновременно переживший большую личную трагедию.


Многие из таких картин, вероятно, написаны по заказу власти. Для периода социалистического реализма, по мнению Ольги Акуневич, это обычное явление, оборачивавшееся для художника определенными плюсами:


— Явич и его коллеги по Союзу художников Витебской области — А.Корженевский, В.Кухарев, В.Дежиц — были востребованы. Они работали на художественном комбинате, делали огромные копии известных картин на исторические, политические темы, которые в 60 — 70–е годы украшали залы железнодорожного вокзала. За это они получали зарплату, а вечерами дома имели возможность писать для души. У нас на выставке есть два натюрморта Явича. И, к сожалению, всего один его пейзаж.


Картины для души


Почему «к сожалению», я понял лишь тогда, когда попал в частный дом на улице 5–й Коллективной, где Явич прожил всю свою жизнь. Там хранятся около 300 картин — художественное наследие, которым распоряжаются его сын, дочь и внук. Картинами увешаны все стены — от пола до потолка. Впечатление это производит очень необычное. По словам дочери художника Елены Богданович, при жизни отцу обещали открыть именную галерею. Ради этого Явич готов был подарить городу все картины. Но идея продолжения не получила. Поэтому холстами сегодня любуются лишь члены семьи. А посмотреть есть на что: полевые цветы в разнообразных вазах, портреты членов семьи, натюрморты в голландском стиле, пейзажи с изображением островов на реке Лучесе, парка Мазурино, озер Браславщины, а также виды Кавказа и Крыма. Последние, замечает внук художника Петр Явич, которого назвали в честь дедушки, написаны в технике импрессионизма:


— Рамки соцреализма для дедушки были слишком узкими. Он пробовал себя в разных стилях и техниках. Но прежде всего, как и его учитель Пэн, оставался верен канонам классического искусства. У него всегда было много почитателей. Его любят и ценят в Венгрии, где он родился. К нам как–то консул этой страны приезжал. Я рассказал, что в художественном музее есть именной зал дедушки. Мы отправились туда посмотреть картины, но в зале висели работы других художников. Перед гостем было неудобно.


Несмотря на выгодные предложения, продавать картины семья Явича не намерена. Более того, бизнесмен Петр Явич–младший, живущий в доме на Коллективной, хочет сделать к нему пристройку и открыть там частную художественную галерею. Еще у него есть мечта — организовать выставки дедушки в Минске и Будапеште. Также большую выставку Явича в следующем году планирует устроить Витебский художественный музей.


Параллели


С Пэном, трагически погибшим в 1937–м, прощались в здании художественного музея. Тогда это был Дворец труда. Отсюда же в 2008–м в последний путь провожали Петра Явича. Пэн, мечтавший стать народным художником, удостоился лишь «изобретенного» специально для него звания — «заслуженный еврейский художник Витебщины». Явич тоже — не заслуженный и не народный. Говорят, его больше интересовало творчество, а не дрязги, связанные с присвоением званий. Но время, как правило, все расставляет по местам. И определяет значимость того или иного художника. Хочется верить, что в Витебске все–таки появится галерея Явича. А также — музей его учителя Пэна, о создании которого в последнее время так много говорят.


Комментарий


Наталья Шиенок, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского горисполкома:


— Планируется, что музей Пэна появится в доме по улице Калинина, 1. Речь идет о целом музейном квартале, куда войдет и здание бывшего Витебского художественного училища. Сейчас разрабатываются его проект и художественная концепция. Дата открытия зависит от финансирования. В городе достаточно работ Пэна, чтобы сделать постоянную экспозицию. Возможно, там будут представлены и картины его учеников. В том числе Петра Явича.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №176 (24313). Четверг, 19 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter