Внучка вьет из меня веревки

Гость редакции «СОЮЗа» Ирина Алферова — актриса, мама, президент

Гость редакции «СОЮЗа» Ирина Алферова — актриса, мама, президент


С Ириной Ивановной мы встретились в Москве накануне премьеры фильма «Елки–2» (там у нее небольшая эпизодическая роль) и спектакля «Медведь» с ее участием. Она только что вернулась из Екатеринбурга с Международного фестиваля «В кругу семьи», президентом которого является.


— Ирина Ивановна, вы — и вдруг президент?


— Поясню: этот фестиваль сейчас приписан к Екатеринбургу. А до этого кочевал по разным городам: первый прошел в Калуге, второй — в Москве, третий — в Новосибирске, откуда я родом. Тогда–то мне и предложили возглавить этот кинофорум.


— Отчего он бросил якорь именно в Екатеринбурге?


— Это фестиваль светский и духовный одновременно, а Екатеринбург — город святой Екатерины, неподалеку — центр Симеона Верхотурского. Фестиваль проходит под патронатом Русской православной церкви. Я ходила в дом Ипатьева — на место расстрела царской семьи — несколько раз со своей дочкой Ксюшей и одна. А накануне фестиваля зашла в Храм-на-Крови и попросила поддержки у небесных покровителей, чтобы фестиваль состоялся. И все прошло как по маслу. В Екатеринбурге замечательные люди. Если они говорят «да», то это железное «да».


— Вам уже что–то конкретное удалось сделать?


— Мы ежегодно посещаем детские дома, привозим туда артистов. В этом году посетили 146–ю школу Екатеринбурга и передали в дар книги «Игры нашего двора». На областном телевидении приняли участие в «круглом столе», посвященном семейному отдыху и дворовым клубам. Мы хотим создать целую сеть таких клубов, где бы дети чувствовали себя в безопасности.


В прошлом году я предложила поехать в дома престарелых. Мы провели аукцион картин местных художников и на заработанные деньги купили для пожилых людей плазменные телевизоры. Посещаем и колонии — привозим актеров, которых заключенные видят только по телевизору, и надеемся, что через это общение что–то изменится в их жизни в лучшую сторону. Всякий раз мы стараемся удивить публику мастер–классами: в детские дома приезжали бельгийские аниматоры, учили детишек снимать мультфильмы, а в этом году приехал театр кукол имени Сергея Образцова.


— Ваш фестиваль определяет не только лучшие фильмы года семейной тематики, но и показывает спектакли.


— Уже второй год мы устраиваем премьеры спектаклей председателя нашего жюри, профессора Гродненского университета, обладателя наград Каннского и Венецианского кинофестивалей, режиссера Кшиштофа Занусси. Год назад мы поставили его спектакль «Все его сыновья» с участием Валерия Золотухина и Екатерины Васильевой. В течение года этот спектакль был показан в 20 городах России и ближнего зарубежья.


— Почему в программе кинофестиваля много белорусских фильмов?


— Идея фестиваля — показывать позитивные фильмы, а в Беларуси таких фильмов много. Там нельзя демонстрировать насилие, режиссеры должны думать, как через сюжет зацепить зрителя. Поэтому у них очень глубокое кино. Уральцы увидели документальный фильм «Инокиня» Галины Адамович о высоком духовном подвиге белорусской женщины. Один из троих ее детей заболел раком. И мать через веру и молитву его исцелила, а потом сама стала монахиней Иулианией. Фильм заслуженно получил главный приз фестиваля в номинации «Документальное кино».


— Какие у вас прогнозы по поводу института семьи?


— Институт семьи восстановится. Ведь если разрушится институт семьи, то исчезнет и наша страна. Люди понимают, что жизнь коротка и главное в этой жизни — семья. Все хотят детей. Психологи объясняют, насколько важно воспитание детей в любви, взаимопонимании. Но должны появляться новые семейные традиции.


— Какие, на ваш взгляд?


— Мы устанавливаем скульптурные композиции Петру и Февронии Муромским. Такие памятники стоят уже в восьми городах. Брак этих святых является образцом христианского супружества.


— У вас, кроме дочери Ксении, есть и приемные дети. Как они поживают?


— У меня трое приемных детей. Все они окончили институты. Один юрист. Двое других живут в Англии. Скучают. Мы общаемся по скайпу. Если бы они остались в детских домах, у них мало бы было шансов реализовать себя. Мне никто не помогал, я их сама вырастила. Для этого вынуждена была много работать. Ведь сегодня актеру нужно неимоверное здоровье. Но бог посчитал, что мне по силам будет поднять еще троих детей. Я на детей никогда не давила. Чего только не делала, чтобы дочь моя не стала актрисой, а стала юристом, но не вышло по–моему.


— Вы были строгой матерью, а какой стали бабушкой?


— Насколько я была строгой мамой, настолько стала доброй бабушкой. У меня растет внучка. Я ее очень люблю. Внучка «вьет» из меня веревки. Ксения ругает меня, требует быть строгой. У нее своя система воспитания, и я в нее не вмешиваюсь.


— Режиссер Дмитрий Астрахан как–то поставил спектакль «Все проходит», в котором вы играли с вашим бывшим мужем Александром Абдуловым. Спектакль воссоздает ваши отношения, когда вы были «самой красивой парой советского кино»?


— Не до конца. До ненависти у нас не доходило. Между нами остались добрые отношения.


— Расскажите о ваших новых работах в кино, на сцене.


— Это премьера спектакля «Медведь» в театре «Школа современной пьесы», где я сейчас работаю. Режиссер Иосиф Райхельгауз занял в спектакле всю труппу. В главной роли — народный артист России Альберт Филозов. Его партнеры — я, Владимир Качан, Юрий Чернов, Елена Санаева, а также все среднее и молодое поколения актеров. 15 декабря — премьера фильма «Елки–2», где я снялась в одной новелле. Премьера «Елок–2» в рамках фестиваля уже прошла в Екатеринбурге в лучшем кинотеатре города — я потом, наверное, час раздавала автографы.


— Любите ли вы Новый год?


— Новый год не совсем семейный праздник, а я сторонюсь толпы.


— И все–таки как вы его встречаете?


— Я откладываю все дела на следующий год и провожу его с мужем: загадываю желания, и они сбываются...


Татьяна Хорошилова


sh@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter