Вячеслав Астафьев и Лариса Журавович.
Душевное и духовное
Работы Ларисы Журавович искусствоведы называют примером душевной живописи. Сельские пейзажи, натюрморты, изображение деревенского быта — ее признание в любви к глубинке. Лариса Викторовна, в свое время окончившая Республиканскую специализированную среднюю школу-интернат по музыке и изобразительному искусству имени Ивана Ахремчика, учившаяся у народного художника Георгия Поплавского, много лет назад оставила Минск и вернулась на малую родину. С тех пор убеждает: красоту можно видеть в самом простом, показывая жизнь такой, какая она есть. Идею увековечить на полотнах безвозвратно утраченное подсказал художнице ее муж. Влюбленный в историю, он много лет коллекционирует антикварную аппаратуру. Некоторые раритеты, которые он купил и отреставрировал, выпущены еще в 20-е годы прошлого века. На старом патефоне вечерами супруги слушают пластинки. Среди них, кстати, есть уникальные, дореволюционные — с церковными песнопениями московского хора храма Христа Спасителя, взорванного в 1931-м и восстановленного лишь в 1990-е.— В Белыничском районе тоже разрушили немало храмов. Увы, многие не возродились, — говорит Вячеслав Владимирович. — Архивных документов, фотографий, чтобы понять, какими были эти церкви и часовенки, сохранилось немного. А земляков, которые еще их помнят, с каждым годом все меньше. Вот мы и решили, что нельзя больше терять времени, и отправились в экспедицию по нашим деревням.
Эскизы утверждали… сельчане
Супруги вспоминают:— В деревне Селянская Клевка обнаружили фундамент часовни и часть сруба одной стены. В Малом Кудине — часть храма Святого великомученика Георгия Победоносца. Его разрушили не целиком, основную часть перевезли в другое место, впоследствии из нее построили клуб. Нам повезло: местный житель Сергей Слукин, которому уже за 80, рассказал, как изначально выглядела церковь. А жительница деревни Эсьмоны Нина Устинович (ей около 90 лет), обладающая феноменальной памятью, описала в деталях их церквушку, стертую с лица земли в 1940-е: где находилась колокольня, какими были окна, решетки, крыльцо… Помогла воссоздать образ храма, которого давно нет, и жительница села Крюки пенсионерка Мария Ставичева.
Земляков-старожилов, которые помнят, какими были храмы в Белыничском районе, Лариса Викторовна находила в Могилеве, Минске, в домах престарелых:
— Кого-то забрали к себе дети, кто-то остался на старости лет один и вынужден был уехать из родного села. Все эти люди нам очень помогли. С кем-то мы общались по телефону, с кем-то — через интернет, с кем-то — вживую. Эскизы будущих полотен я показывала по нескольку раз. Они их корректировали, подсказывали — дескать, купол был не таким или окна не такой формы. И я землякам за это очень благодарна. Хотя пришлось нелегко, результатом довольна. Ведь история — это наши корни, то, к чему мы должны относиться с почтением и трепетом.
Чтобы воссоздать на полотне утраченные в начале ХХ века святыни, Лариса Журавович с супругом исколесили Белыничский район вдоль и поперек, собирая информацию у старожилов, которые впоследствии помогли соблюсти историческую точность в работах.
Между прошлым и будущим
Три работы цикла «Возвращение» Журавович посвятила монастырю кармелитов в Белыничах, которого тоже давно нет. Больше года реставраторы из Мстиславля — братья Малиновские — восстанавливали чудом уцелевшую монастырскую фреску XVIII века — «Восхождение на Голгофу». Она размещается на одной из стен музея Бялыницкого-Бирули, заново построенного в Белыничах ко Дню белорусской письменности, который отпразднуют в начале сентября.— Документальные источники событий мы искали в библиотеках, музеях, интернете, — уточняет Лариса Викторовна. — Среди тех, что сохранились, — крестный ход к монастырю кармелитов. Этот сюжет я изобразила на одной из своих картин. Опираясь на архивные документы, написала и несколько каплиц на сельских кладбищах. При этом не копировала старые снимки, а пыталась посмотреть на них под другим углом, внести свое видение. Хотела, чтобы современники, глядя на картины, прочувствовали то время и ощутили свою причастность к происходящему.
Могилевчане смогут увидеть выставку «Возвращение» до 16 сентября. Затем планируется открытие выставки в Минске и других областных центрах.
СПРАВКА «СБ»
Лариса Журавович — член Белорусского союза художников. Родилась в Белыничах. В 1990-е за серию цветных офортов «Осень. Земля и люди» на Всесоюзной выставке дипломных работ получила бронзовую медаль Академии художеств СССР. В 2016 году удостоена нагрудного знака «За ўклад у развiццё культуры Беларусi». Ее полотна хранятся в главных музеях и галереях страны, в частных коллекциях СНГ и дальнего зарубежья — Польши, Великобритании, Германии, Швейцарии, Австралии.
kislyak@sb.by
Фото Мариам Табагари.