Вниз по течению

Проблемы и надежды сезона речной навигации
«Истинным ощущением покоя можно проникнуться только на реке. Надо ночью выплыть на лодке на середину реки и остановиться...» То ли оттого, что я представила себе эту умиротворяющую картину, то ли оттого, что произнесены эти слова были довольно тихо, на меня снизошло умиротворение. Да, так говорить может только истинный романтик. Но автор столь красивого высказывания — начальник Белорусского речного пароходства Геннадий Центер — тут же опроверг мое мнение:

— Романтика, как и любовь, со временем проходит и становится буднями.

Ну это кому как повезет! Конечно, в решении вопроса, как вернуть речным перевозкам рентабельность, не до романтики.

...В Беларуси началась навигация. Суда очнулись от зимней спячки, заскрипели, разминая свои застоявшиеся узлы–механизмы, и вышли на воду. Представляется радужная картина — теплоходы, баржи с буксирами рассекают водную гладь, снуют по нашим рекам в разных направлениях. И очень скоро, когда откроется пляжный сезон, мы будем плескаться, кататься на волнах от проходящих мимо судов.

— У нас в Гомельском порту работают три пассажирских теплохода, в Бресте и Пинске — по одному, в Мозыре, Речице, Могилеве, Бобруйске, Микашевичах — ни одного, — прерывает мои мечтания Геннадий Семенович.

Оказывается, волн придется ждать долго!

И тем не менее начальник Белорусского речного пароходства считает, что ситуация не ухудшается:

— Мы стали возить щебень и отсев из Микашевичей. Около 300 тысяч тонн перевезли. Так что в 2005 году объемы перевозок увеличились на 21 процент. Мы доставили по назначению более 2 миллионов тонн грузов.

Ну это смотря с чем сравнивать... Например, во времена СССР за год речным транспортом переправлялось около 18 миллионов тонн грузов. Не говоря уже о пассажирских перевозках. Сейчас же можно в лучшем случае увидеть иногда одинокий прогулочный теплоход. Реки замерли. И этот покой отразился не только на количестве перевозок, но и на судьбах многих людей.

— Для меня река была домом, чем–то родным, — рассказывает мне бывший моторист самоходного рудовоза Евгений Кирьянов. — Какое это было счастливое время! Меня после речного училища распределили в Гомельский порт, тогда он назывался Верхнеднепровским. Довелось пройти практически по всем рекам Беларуси, даже в Чернобыль ходили. Не только профессиональный, но, главное, жизненный опыт дала мне река, люди, которые тогда на ней работали, это были настоящие асы. А потом... Потом наступил апрель 1986 года. Маршрут рудовоза изменился. Следом пришли 90–е — начала рушиться большая страна, а вместе с ней и флот. Суда, как и сами речники, вдруг оказались никому не нужны. Часть теплоходов, барж была продана, а часть пришла в негодность.

Работа на реке для Евгения стала прошлым, как и мечты о морях–океанах, больших судах, бескрайних просторах. Теперь свои воспоминания и несбывшиеся надежды бывший моторист переносит на холст. Евгений Кирьянов стал художником. Написал он и свой родной рудовоз. Но на картине судно лишено реки: покореженное ржавчиной, оно кормой уткнулось в песок, словно выброшено кем–то за ненадобностью.

Сегодня из трех с половиной тысяч километров водных путей Беларуси для судоходства используется около двух тысяч. Как к этому относиться нам, жителям синеокой страны, по территории которой протекает более 20 тысяч рек? Здесь всегда ходили суда. С древнейших времен реки помогали торговать, путешествовать, строить, просто жить. Бурлящие и тихие, извилистые и ровные, они формировали и наши души, характер. А наше исконно мудрое спокойствие, которое прозвали «памяркоўнасцю», не напоминает ли свободное течение реки?

До недавних пор мы находили с водной стихией общий язык, чувствовали ее. И никто не сомневался, говоря языком экономистов, в рентабельности рек. Почему же сейчас можно услышать мнение, что речные перевозки — это головная боль и затраты?

Безусловно, с развитием автомобильного, воздушного, железнодорожного транспорта водный отодвигается на второй план. Но в жизни довольно часто бывает, что именно второстепенная роль становится основой, почвой для полноценной деятельности главного героя.

— Нужно найти свою нишу, — убежден Геннадий Центер. — И наша ниша — это параллельные, то есть совместные с железнодорожным и автомобильным транспортом перевозки щебня и отсева.

Конечно, войти вновь в прежнее русло сложно. Река ведь — живой организм, где постоянно все меняется: глубина, фарватер. А сейчас, как говорят экологи, многие участки рек возвращаются к девственному состоянию — зарастают, на дне накапливается ил. Хотя, как известно, ил — это ценность, прекрасное удобрение. Говорят, одна частная фирма на основе ила производит даже строительный кирпич. Тоже нашли свою нишу...

Поиском своего места на реке занимаются сейчас и туристические компании. Существует уже и круиз по рекам Беларуси. Только стоит этот семидневный тур около 350 долларов. Наверное, поэтому особой популярностью среди местного населения не пользуется. А вот иностранцы проявляют к нему интерес: экзотика. Была и в Гомельской области попытка организовать путешествие по реке до Турова. Но при подсчетах выяснилось, что вояж на теплоходе в 4 раза дороже, чем на автобусе. Да и похвастаться большим количеством судов мы не можем. А строительство речного пассажирского комфортабельного теплохода — дело весьма дорогостоящее.

И тем не менее на Гомельщине считают, что у водного туризма есть будущее. Начинать процесс приближения будущего планируют с развития спортивного и семейного туризма, с организации путешествий на байдарках, лодках, катерах. А уже потом собираются вкладывать средства и в крупные туры на теплоходах.

Кто знает, может быть, тогда в картинах бывшего моториста появятся яркие краски обновленной жизни.

— Вы знаете, я бы никогда не ушел из порта. Ведь река наполняла мою жизнь смыслом, — признается Евгений Кирьянов.

...Есть некая таинственность в движении реки. Вспомните, как вода притягивает, завораживает, от ее глади невозможно оторвать взгляд. А с каким наслаждением летом мы ныряем в этот прохладный, освежающий поток! Река дает и ощущение покоя, и насыщает энергией, и несет очищение.

Как было бы здорово попутешествовать по белорусским рекам — чтобы с комфортом и недорого. Но зайдите в любое наше турагентство, и вам скажут, что условия для такого отдыха не созданы: благоустроенных стоянок по берегам рек по типу автокемпингов нет, комфортабельных теплоходов тоже, уровень сервиса не тот, и вообще это невыгодно. И взамен вам предложат круизы по Средиземному, Черному морям, путешествия по Рейну, Дунаю. Парадокс...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter