Внимая каждому звуку природы...

Есть вещи, постигать и изучать которые можно бесконечно: ход времени, отношения между людьми, природные явления, мир животных и растений... Прошло уже больше десяти лет с тех пор, как во многих  школах страны стал внедряться экологический уклон

Есть вещи, постигать и изучать которые можно бесконечно: ход времени, отношения между людьми, природные явления, мир животных и растений... Прошло уже больше десяти лет с тех пор, как во многих  школах страны стал внедряться экологический уклон. Оправданность такого пути подтверждает тот факт, что иногда только детский взгляд может заметить ту случайность или выявить цепь закономерностей в природе, которые не увидит взрослое око. 

— Дети чрезвычайно любознательны. Сложно найти ребенка, которого бы не заинтересовал жучок, паучок, птица, животное, красивое растение. Через познание природных явлений растущая личность познает жизнь. В нашей гимназии экологическое обучение не носит обязательного характера. Но мы видим, с каким интересом дети стремятся к нему, отдавая свое свободное время кружкам по экологии. А для некоторых увлечение предопределяет дальнейшую профессиональную судьбу, — уверена заместитель директора по учебной работе Браславской государственной гимназии Мария Пуйша. 

Населению Браславского и близлежащих районов повезло: они живут в сердце озерного края, рядом с заповедной природной территорией — Национальным парком «Браславские озера». Не воспользоваться шансом познакомиться с уникальными видами земноводных, рыб, растений, особенными ландшафтами, оставленными ледниками миллионы лет назад, — непростительная ошибка. Также рассудили и педагоги гимназии, заручившись поддержкой единомышленников — сотрудников научного отдела национального парка. Последние регулярно проводят для школьников информационные экологические уроки и тематические вечера. Дети имеют возможность совершать увлекательные экскурсии на природу, изучать наглядно редкую фауну Браславщины. 

Гимназия района — это не только храм знаний, но и своеобразная выставочная площадка. Здесь есть коллекция экзотических комнатных растений, муляжи и чучела животных и птиц, пресмыкающихся, пять аквариумов, фотовыставка редких видов животных, обитающих в озерном крае, свой живой уголок. При финансовом участии Республиканского фонда охраны природы он совсем недавно пополнился новыми обитателями. В коридорах гимназии развешаны живописные фотоснимки, сделанные непрофессиональной детской рукой. В каждой картинке — неожиданный ракурс, подход. Увидеть так озера может только ребенок! 

— Все экспонаты школьного живого уголка используются на уроках биологии, а также служат ребятам материалом для научно-исследовательской работы. Мы этому уделяем очень большое внимание. Кружок «Юный эколог» посещает почти каждый гимназист младшего звена, многие старшеклассники. Девочки с удовольствием создают коллекции одежды из природного материала и цветов. Этому учат в секции флористической моды. Вообще, стараемся давать возможность детям развиваться по всем направлениям. В гимназии мультипрофильное обучение, предусматривающее углубленное изучение любого выбранного учеником предмета. По такому пути мы пошли давно и намеренно. Стараемся, чтобы у детей было занятие и во внеурочное время. Город наш небольшой, пойти ребятам особо некуда, а в гимназии каждому найдется занятие, в том числе и после уроков, — отмечает замдиректора.  

Проект «Дикий квадрат» не новое направление в научной деятельности учеников гимназии и сотрудников национального парка. Его суть в том, что каждый раз, выбирая определенный квадрат в природе, будь он на суше или воде, дети вместе со взрослыми изучают все многообразие флоры и фауны на данной территории. Это не просто наблюдение, а исследование, анализ нового и ранее никому не известного. По итогам своих наблюдений ребята выполняют научную работу, а затем выступают с ее презентацией на научно-практических конференциях. Школьники Браславской гимназии не раз признавались лучшими на местном и областном уровнях, ведь детям удавалось обнаружить и проследить поведение редчайших, иногда неизвестных видов насекомых, животных, растений. Браславская земля на них действительно богата. 

Вот так, наедине с природой, говоря с ней на одном языке и внимая каждому ее звуку и шороху, дети учатся понимать и беречь свою землю, окружающую среду, а значит, и себя. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter