Внимание: старт

В историю страны 2011 год войдет как старт новой пятилетки... Мнения: оглядываясь на январь

В историю страны 2011 год войдет как старт новой пятилетки. Три предыдущие были посвящены восстановлению и частичной модернизации промышленности и сельского хозяйства. Наша страна демонстрировала солидные темпы экономического роста: в среднем почти 7,3% в каждый из 15 лет. И даже в последнюю пятилетку, на которую пришелся мировой финансовый кризис, Беларусь стала одним из европейских лидеров по этим показателям. Цель на ближайшие пять лет — достичь среднеевропейского уровня благосостояния.


Это требует ежегодного увеличения ВВП не менее чем на 11%. И одновременно повышения качества роста, т. е. эффективности и долгосрочной устойчивости экономики. Принципиально, что уже на старте новая команда Правительства сориентирована на конкретную деятельность, а не сочинение так любимых чиновниками и экспертами программ, концепций, стратегий. Для страны не программы важны, а создание экономических механизмов реализации семи приоритетов пятилетки: развитие человеческого капитала, радикальная модернизация и инновации, стимуляция предпринимательства и деловой инициативы, рост чистого экспорта, устойчивое развитие регионов, качественное и доступное жилье, эффективный агропромышленный комплекс. Правительство готовит конкретные действия. Полагаю, что они будут решительными и создадут необходимую институциональную среду для динамичного развития бизнеса. Этого требует и Директива № 4. Если за пятилетку мы выстроим параллельно с госсектором мощный частный сектор, наша экономика действительно увеличится почти в 2 раза.


Достаточно очевидны как внутренние, так и внешние угрозы реализации намеченных планов. Среди внутренних на первое место я бы поставил сохраняющуюся высокую инфляцию и низкую, даже отрицательную в иные годы, норму чистых сбережений населения (прирост розничных кредитов в 2008 и 2010 гг. превысил прирост сбережений граждан). В первый год пятилетки нужно наконец переломить ситуацию и остановить рост цен, укрепить позиции национальной валюты. Это, в свою очередь, автоматически увеличит накопления населения.


Среди основных рисков на первом месте, на мой взгляд, по–прежнему стоит недооценка нашими российскими партнерами долгосрочной выгоды равных условий хозяйствования и конкуренции в Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Белорусско–российская таможенная граница по нефти и нефтепродуктам исчезла, но унификации цен на нефть и газ в России и Беларуси не произошло. Несмотря на то что Минск гарантирует возврат России таможенных пошлин на нефтепродукты, произведенные из российской нефти, по–прежнему цена тонны сырья для белорусских НПЗ почти на полсотни долларов выше, чем для российских. А это после планируемой Россией унификации вывозных пошлин на темные и светлые нефтепродукты до 66% от тарифа на нефть может сделать нерентабельными поставки российского сырья в Беларусь. Правда, 2010 год научил нас находить выход в самых сложных ситуациях. Благодаря двум десяткам танкеров с венесуэльской нефтью Беларусь обеспечила загрузку своих заводов и помогла другим странам–партнерам поверить в практическую возможность альтернативных маршрутов и поставок. Сегодня поставлять свою нефть в Беларусь готовы и Азербайджан, и Казахстан, а Украина — прокачивать ее по нефтепроводу Одесса — Броды. Фактически по инициативе Беларуси создается азиатско–европейский нефтетранспортный коридор, он особенно важен Казахстану с его резко растущими объемами (в ближайшие годы Казахстан увеличит добычу нефти с 80 млн. до 130 млн. тонн).


...Возможно, я оптимист, но думаю, что постепенно в России придет четкое осознание взаимных выгод от Единого экономического пространства. Эти выгоды в конечном итоге перевесят частные сиюминутные аппетиты компаний–монополистов. А это, в свою очередь, позволит понять, что как ввозные, так и вывозные пошлины в Таможенном союзе должны быть едины и устанавливаться решениями таможенной комиссии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter