Как подобрать аккумулятор и что делать, если он приказал долго жить

Внимание, разряд!

Аккумулятор, АКБ, батарейка, “аккум”. Неприметная коробочка с двумя клеммами-рожками скромно притаилась в уголке и занимает совсем мало места в подкапотном пространстве. Тем не менее без этого “малыша” машина попросту не сможет сдвинуться с места. Поэтому от правильного выбора и эксплуатации аккумуляторной батареи зависит, заведется ли автомобиль после ночного простоя с полуоборота или станет “на прикол”. Что таит в себе этот “черный ящик”, рассказывает продавец-консультант автомагазина Андрей Вощик.

Фото Максима Вечера

Для чего в принципе нужна АКБ? Эта “коробка” способна в течение короткого промежутка времени выдать большой электрический ток. Он, в свою очередь, подается на стартер, который прокручивает коленчатый вал и заставляет двигатель “схватить”. Ну а дальше все понятно. Аккумулятор сделал свое дело и может “уходить”. Двигатель работает, топливная смесь готовится и воспламеняется, поршни двигаются, колеса крутятся. Тем временем отдавшая “силы” на запуск двигателя АКБ вновь подзаряжается от приведенного в действие генератора.

Технические характеристики

Основных технических характеристик АКБ не так уж и много. Это габариты, расположение клемм, емкость и источник тока. В подкапотном пространстве для батареи отведена специальная площадка. Если купить агрегат больших габаритов, он может попросту не поместиться на ней. Так что перед заменой батареи лучше запастись рулеткой, а показатели длины, высоты и глубины “ящика” записать или запомнить на будущее.

Также стоит обратить внимание на расположение плюсовой и минусовой клемм конкретно на установленном в машине аккумуляторе. Бывают батареи с прямой и обратной полярностью, соответственно плюсовая клемма может находиться как слева, так и справа. Если купить не тот тип агрегата, его попросту не получится установить на штатное место, поскольку силовые провода в автомобиле имеют определенную длину.

Каждая батарея имеет заявленные заводом-изготовителем характеристики — емкость (А•ч) и пусковой ток. Первый показатель напрямую влияет на способность батареи долгое время держать заряд, например, во время длительного простоя машины. Пусковой ток (А) — величина краткосрочного разряда тока в момент запуска двигателя. Чем больше величина тока, тем мощнее прокручивание стартера, а значит, автомобиль увереннее заведется, например, в сильные морозы.

Возникает вопрос: зачем вообще производятся аккумуляторные батареи со скромными характеристиками? Купил себе мощный агрегат — и спи спокойно! Но не нужно обольщаться: чем больше емкость и пусковой ток, тем больше по габаритам батарея.

Все основные характеристики в обязательном порядке указаны на специальной наклейке на батарее.
СОВЕТ

Покидая авто, не забудьте проверить, выключены ли фары и габариты, а также лампочки освещения салона. Именно они чаще всего становятся причиной “скоропостижной кончины” аккумулятора.
Обслуживаемые и необслуживаемые

Существует два основных типа батарей — обслуживаемые и необслуживаемые. Первые более “ручные”, их жизнь можно продлить: если емкость такой батареи падает (жидкость в процессе эксплуатации испаряется), в нее попросту доливается дистиллированная вода. Такие батареи лучше всего использовать владельцам довольно “уставших” или очень старых машин с несовершенной системой подзарядки батареи. Нужно признать, что подобные АКБ уходят в прошлое, сегодня их доля на рынке составляет не более 20 процентов.

Необслуживаемые аккумуляторы сейчас устанавливаются на сходящие с конвейеров авто. Они не требуют никаких действий от владельца — установил и забыл. Но в случае выхода из строя АКБ (например, если она по недосмотру подверглась глубокой разрядке и начала разрушаться), ее невозможно “откачать” и придется утилизировать. Такие батареи хорошо себя ведут в тандеме с условно новыми машинами с современной системой подзарядки и контроля уровня заряда.
КСТАТИ

Один из подвидов необслуживаемых батарей — AGM. Они устанавливаются в машинах с системой “Старт-Стоп”. Отличаются большей выносливостью и поддерживают в несколько раз большее количество циклов “разряд-заряд”. Но стоят в несколько раз дороже, чем обычные.
Прикурить не найдется?

Подошли к автомобилю, “пикнули” брелоком сигнализации, а в ответ — тишина. Знакомо? Практически всегда подобный форс-мажор случается из-за полностью “высаженного” аккумулятора. Причин тому множество — от оставленных включенными на ночь фар до несанкционированных пробоев, посадок на корпус и утечек. В любом случае, чтобы завести машину, нужно батарею “прикурить”.

Для этой нехитрой операции нужны “крокодилы” — пара специальных проводов с зажимами на концах. А еще — автомобиль-донор с “бодрой” АКБ. Можно попросить о помощи соседа по парковке. В большинстве случаев коллеги в беде не оставляют, ведь “прикуривание” — дело недолгое, а, как говорится, плюс в карму будет добавлен.

Первый шаг — подсоединяем концы проводов с помощью “крокодилов” к клеммам своего авто. Другие концы цепляем к клеммам АКБ донора. Важно не перепутать полярность: “плюс” вашего аккумулятора должен совпадать с “плюсом” соседского (впрочем, ошибиться здесь сложно — при попытке неправильного подключения контакт клеммы с “крокодилом” начнет трещать и искрить). После этого можно заводить машину — ее система будет считать донорскую АКБ своей.

После того как двигатель заурчит, можно снимать провода. Последовательность следующая: сперва отсоединяются “крокодилы” от машины-донора, а затем уже от своей. После этого сразу глушить двигатель ни в коем случае нельзя. После запуска генератор начинает “накачивать” заряд в пустую батарею. Этот процесс требует определенного времени. Лучше всего вырулить на трассу или кольцевую дорогу и погонять машину под нагрузкой 15—20 километров, чтобы АКБ успела “взять” заряд.

muravsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter