Театры закрывают сезоны: кто на новенького?

Внимание на сцену

Конец июня — то самое время, когда дачный сезон потихоньку начинает теснить театральный. Но не спешите на утреннюю электричку: храмы Мельпомены все еще готовы разнообразить ваши летние вечера премьерными новинками и проверенными временем постановками. И пока театры окончательно не ушли на каникулы и ремонты, предлагаем зарядить машину времени и вспомнить, чем запомнился этот культурный сезон. В качестве бонуса — новинки, которыми труппы порадуют зрителей сразу после возвращения из летних отпусков.

Большой театр оперы и балета

Восстанавливая «Петрушку», Андрис Лиепа счел своим долгом идти от первоисточников — сохранившихся эскизов декораций и костюмов

Весь 85–й сезон Большой театр работал над разноплановыми, но далеко не равнозначными проектами. В сентябре за главное оперное наследие Джузеппе Верди — небезызвестную «Травиату» — взялся эксцентричный гость из Латвии Андрейс Жагарс. Месяцем позже он передал бразды правления балетмейстеру питерской «Мариинки» Вячеславу Хомякову, чьими стараниями в афишу Большого вернулась приключенческая сказка «Корсар». Еще одна новинка октября — обновленная версия легендарного «Спартака» в постановке мэтра Валентина Елизарьева.

Очередная, четвертая по счету премьера пришлась на февраль, когда в диалог со зрителем вступила Флория Тоска, итальянская прима из одноименной оперы Джакомо Пуччини. Ответил за стилистическую палитру спектакля главный режиссер Большого Михаил Панджавидзе. А вот финальную точку в уходящем юбилейном сезоне поставил «золотой мальчик мирового балета» Андрис Лиепа, который 6 и 7 июня представил в Большом реконструированного «Петрушку» Игоря Стравинского.

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

Первой разнообразие в грядущий сезон внесет «Саломея» Рихарда Штрауса (к которой, кстати, дадут хореографический пролог на музыку того же Штрауса «Так говорил Заратустра») от мастера удивлять Михаила Панджавидзе. Он же приложит руку и к запланированной на декабрь опере Доницетти «Дон Паскуале».

Самым громким сюжетом будущего года станет, без сомнений, долгожданный показ национального балета «Анастасия» Вячеслава Кузнецова. На язык танца историческую эпопею переведет балетмейстер Юрий Троян.

Весной советуем запастись билетами на «Летучую мышь» Иоганна Штрауса в постановке венгра Габора Миклоша Кереньи, а заодно вкусить еще две национальные премьеры. В мае в театре покажут оперу «Слово чести» и балет «На постое» — своего рода оммаж двухсотлетию композитора Станислава Монюшко. Праздничными торжествами запомнится и июнь, когда на сцену вернется «Альпийская баллада». Тем самым здесь снова охватят сразу несколько юбилеев: Василю Быкову и хореографу Отару Дадишкилиани — по 95, композитору Евгению Глебову — 90, Евгению Чемодурову, в прошлом главному художнику театра, — 105.

Национальный академический драматический театр им. М.Горького

Красивая цифра 85 в этом сезоне вдохновляла и драмтеатр имени Горького. К юбилейному году здесь подошли с четырьмя новинками. 7 октября парад премьер открыли «Знойные мамочки» с народными артистками Беллой Масумян и Ольгой Клебанович в главных ролях. Веселье продолжилось в «Зойкиной квартире» по Михаилу Булгакову в постановке молодого режиссера Павла Пронина. Чуть позже, в День космонавтики, к труппе НАДТ им. Горького присоединится человек–оркестр Дмитрий Астрахан — режиссер остался верен своим принципам и перенес на театральную сцену им же придуманную киносказку «Четвертая планета». Завершили сезон так же лихо и авантюрно — комедией Клода Манье «Как стать богатым» от главрежа Сергея Ковальчика.

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

В новом сезоне сбавлять оборотов труппа не собирается. Впереди — белорусская версия «Опасных связей» от режиссера Валентины Ереньковой, в которой в роли красавца–соблазнителя Вальмона блеснет Сергей Чекерес. Чуть позже ждем новинку от Сергея Ковальчика — грандиозный музыкальный спектакль по не названной пока пьесе. Об остальных репертуарных новинках в театре пока не распространяются.

Национальный академический театр им. Янки Купалы


Обаятельный Павел Харланчук Южаков в роли Хлестакова — удачная находка режиссера Николая Пинигина

Четыре спектакля — два на основной и два на Малой сцене — представили купаловцы в нынешнем сезоне, едва ли не лучшем за последние годы. Стационарной сценой все это время заведовал главный режиссер Николай Пинигин, который самолично взялся за блистательного гоголевского «Рэвiзора» и не менее изысканного «Бога резни» Ясмины Реза, на афишах обозначенного как «Талерантнасць». Зрители новинки распробовали до конца, квитки на обе постановки разлетались мгновенно.

Малая сцена без внимания публики, впрочем, тоже не осталась. В феврале афишу украсила трогательная «Зямля Эльзы» в постановке Елены Ганум, а 16 мая театральный свет наконец увидели популярные дауншифтерские заметки Андруся Горвата «Радзiва «Прудок».

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

Первой ласточкой в 99–й театральный сезон влетит «Сон ў купальскую ноч» питерского режиссера Андрея Прикотенко. Премьера назначена на 7 сентября. В декабре публике представят очередного Мартина Макдонаха (помните его «Самотны захад» от Павла Харланчука–Южакова?) — на этот раз ждем в репертуаре спектакль с рабочим названием «Вешальнiкi».

Начало 2019–го обещает запомниться спектаклем «Блатныя i фраеры» по роману Сергея Песецкого «Яблычак» в постановке Николая Пинигина. Ближе к лету в гости зовет уже «Шляхцiц Завальня» Яна Борщевского в режиссерской версии Елены Ганум. Еще две премьеры запланированы на осень: проект к 100–летию Купаловского театра (спектакль «Тутэйшыя» в режиссуре Николая Пинигина) и новинка от Романа Подоляко на Камерной сцене.

Республиканский театр белорусской драматургии

В сентябре «Бетон» буквально встряхнул театральную жизнь Беларуси и стал одним из самых удачных проектов РТБД за последние годы.

РТБД зашел с козырей: 28 сентября Евгений Корняг представил на сцене визуальную поэзию «Бетон» — мастерски воплощенный в музыке и танце древнегреческий миф об Орфее и Эвридике. В декабре, наигравшись с формами, театр вновь вернулся к истокам и вынес на суд зрителей «Пакуты ад здаровага сэнсу» в постановке Александра Гарцуева и детскую сказку «Залатое сэрцайка» от Светланы Науменко.

Еще одна новинка увидит свет 11 июля — спектакль Ольги Соротокиной «БеДрымШоу» расскажет о том, что же такое «сапраўдная беларуская мара».

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

Уже известно, что следующий сезон откроет гость из Украины Стас Жирков, который в октябре перенесет на сцену РТБД «Утиную охоту» Александра Вампилова. Жирков — режиссер киевского экспериментального театра «Золотi ворота», этой весной покоривший минчан спектаклем «Папа, ты меня любил?» по пьесе белоруса Дмитрия Богославского.

Белорусский государственный музыкальный театр

Лирической комедией «Свадьба в стиле ретро» музыкальный театр открыл свою экспериментальную мастерскую


48–й музыкальный сезон уже подарил театралам пять новинок и готовится выпустить еще три. В декабре свет увидели три постановки: детские «Джунгли» и «Летучий корабль» и фолк–мюзикл для родителей «Тристан и Изольда». В январе свой первый спектакль — лирическую комедию «Свадьба в стиле ретро» — представила экспериментальная театральная мастерская «Сцена», а в апреле на основную площадку вернулась «Веселая вдова» Франца Легара. Из новинок — премьеры спектакля «Жизнь и смерть Янки Купалы» (28 и 29 июня), балета «Титаник» (12 и 13 июля) и «прощание в одном действии» с интригующим названием «Письмо незнакомки» (16 июля).

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

В сентябре ждем music–фарс «Здрасьте, я тетка Чарли!» Оскара Фельцмана, а в декабре музыкальный подарок труппа подарит уже поколению помладше — приключенческая сказка «Тайна пиратских сокровищ» зовет на борт всех сильных, смелых, ловких и умелых.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter