
Сначала – тест
Под сложным названием «Апробация модели системы оценки результатов обучения учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования» скрывается двухступенчатое испытание, чем-то напоминающее экзамен в ГАИ. Сначала ребята сдают за компьютерами теорию, рассказывает заведующий отделением электротехнических специальностей Екатерина Тарасевич:– Тестовые задания разрабатывали преподаватели колледжа. Каждому выпадает 30 случайных заданий из почти 400 возможных: 10 – по специальной технологии, 10 – по электротехнике и еще 10 – по охране труда. В отличие от ГАИ после двух ошибок тест не закроется. Но, естественно, это повлияет на общий балл.
Все, кто сдал теорию минимум на три балла, допускаются к следующему этапу – практической части, которая проходит в специально оборудованной мастерской. В ней 11 рабочих мест, каждое из которых на начало экзамена выглядит как две белые стены с углом посередине. За четыре часа каждый учащийся должен навесить на стену электрощит и смонтировать оборудование: проложить и закрыть коробом кабель, подключить розетку, два светильника (светодиодный и люминесцентный), запустить двигатель – все строго по схеме.

Задания максимально приближены к реальной жизни, обращает внимание директор колледжа Андрей Готто:
– Подобные электрощиты установлены практически во всех зданиях. Проводка такая же, как в жилых домах, офисах, школах, поликлиниках. А двигатель имитирует лифт, насос или станок в заводском цеху. Так что, придя через месяц на свои первые рабочие места, выпускники точно не растеряются.
По окончании экзамена комиссия оценивает работу каждого по 30 пунктам (от того, работает ли розетка, до того, поддерживался ли порядок на рабочем месте), а общий балл переводится в отметку. А уже от нее зависит, получит ли учащийся диплом и квалификационную категорию.
Обратный отсчет начинается…
Ну что, время заглянуть на экзамен? На таймере обратного отсчета осталось два часа – это значит, что практическое испытание как раз на середине. Проходим вдоль рабочих мест и удивляемся тому, как по-разному можно монтировать оборудование: кто-то навесил сразу все и теперь поочередно подключает розетки и светильники, а кто-то, наоборот, не переходит к следующему элементу, пока не разобрался с предыдущим.Артем Лавренков – спринтер среди электромонтажников:
– Я уже почти все сделал. Осталось только «бросить» провод к двигателю и кнопочной станции – и готово.

Артем родом из деревни Гребенки Червенского района, из многодетной семьи: помимо него у родителей еще пять сыновей и дочка. Причем Артем третий, кто решил работать с электрооборудованием:
– Мой старший брат Дима окончил этот же колледж, поэтому при поступлении я хорошо знал, что меня ждет. Сейчас он работает по специальности на Минском автомобильном заводе. Скоро к нему присоединюсь и я: получил распределение на МАЗ. Когда надо починить розетку или заменить выключатель, мама не нарадуется: надо же, целая хата электриков!
У минчанина Виталия Пархоменко – другая тактика. Он делает все медленно, но максимально дотошно: каждый элемент висит строго по уровню, не отклоняясь ни на градус.

– Перфекционист? Да, есть немного, – улыбается Виталий.
Колледж парень выбрал не случайно: в школе всегда любил физику, особенно темы, которые касались электричества:
– В конце марта отправлюсь по распределению на Минский завод шестерен. Чего жду? Интересных рабочих задач – для меня это самое важное.
Назар Орлов на рабочем месте номер шесть (кстати, номера ребята вытягивают по жребию) запитывает люминесцентный светильник:
– Такая форма экзамена кажется мне самой честной: ты реально показываешь, на что способен. Если где-то можно вытянуть счастливый билет и расположить к себе преподавателя, здесь это не поможет: чтобы получить высокий балл, нужно действительно уметь работать, по-другому никак.

Мама, я на YouTube!
Под занавес замечаем еще одну особенность: на экзамене ведется прямая трансляция через Zoom и YouTube. Каждые 30 секунд камера переезжает с одного учащегося на другого, разворачивает к нам монитор заведующий центром компетенций Владислав Кравцов:– Мы могли бы, конечно, захватывать мастерскую целиком, но в этом нет смысла: тогда не видно нюансов работы. Накануне экзамена распространяем ссылку на трансляцию потенциальным работодателям. И хотя на момент экзамена все уже знают, куда идут по распределению, нанимателям все равно интересно посмотреть, что умеет специалист, который придет к ним через месяц: насколько быстро и аккуратно он работает, понимает ли логику процесса. Ну и мамы с папами тоже могут подключиться.
Смотрят трансляцию и в колледжах: если эксперимент признают успешным, новая форма экзамена может появиться и в других учебных заведениях.
krupenkova@sb.by