О госзакупках – через призму ВТО

Внимание, двери открываются

Раньше сядешь — комфортнее полетишь. Принцип справедлив не только для чартерного рейса, но и любого серьезного дела. И хотя Беларусь еще не вступила в ВТО, хотя переговоры идут активно и вроде бы конструктивно, в Минске уже прошел семинар по проблемам организации государственных закупок по нормам и стандартам международной торговли. Хотя они в нашей стране появятся относительно нескоро. Присоединиться к Соглашению ВТО по государственным закупкам (СГЗ) страна должна через 4 года членства в Организации. Но примерять международные стандарты на свою действительность чем раньше — тем лучше. По крайней мере, сегодня у нас много времени, чтобы изучить все нюансы, оценить, проанализировать, выстроить наиболее выгодную для страны позицию по вхождению в СГЗ. И, естественно, подкорректировать нормативную базу под нормы ВТО. На это тоже требуется немало времени и усилий. 

Открытость даст серьезный экспортный импульс.
Фото РЕЙТЕР

В развитии посвященного государственным закупкам законодательства сделано немало. Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович напомнил: принят соответствующий Закон и 1 июля следующего года он вступит в силу. Уже готов проект Указа, который определит правила проведения торгов предприятиями с государственной долей 25 процентов плюс одна акция. Словом, нормативно-правовая база уже сейчас изменяется в сторону международных стандартов. И международные партнеры оценили наши усилия: Беларусь получила статус наблюдателя СГЗ еще до вступления в ВТО. Это своеобразный прецедент. 

Представитель секретариата ВТО Анна Каролина Мюллер считает: прозрачность доступа к госзакупкам — очень важный фактор. Во-первых, за счет бюджета совершаются серьезные покупки. В некоторых странах они составляют 10—15 процентов от ВВП. Причем это средства налогоплательщиков, и они являются одним из инструментов модернизации страны, создания инфраструктуры, поэтому должны расходоваться максимально эффективно. Присоединение к СГЗ — принципиальный момент для белорусской экономики. Наши предприятия получат равноценный доступ на рынки множества других государств. Серьезно укрепится экспортный потенциал. Однако Владимир Колтович напомнил: СГЗ — обоюдоострый меч. Ведь придется открыть для иностранных компаний и собственный рынок. И к этому необходимо быть готовым отечественным компаниям. Впрочем, в усилении конкуренции тоже есть большие плюсы. В частности, нормы ВТО относительно госзакупок направлены на снижение или вообще исключение посредников. В МАРТ считают: после присоединения к СГЗ в тендерах будут участвовать напрямую зарубежные производители продукции и услуг, а не посредники. Представитель Европейского банка реконструкции и развития Александр Евсейчик вспомнил, как в Беларуси реализовывался один из проектов с финансированием ЕБРР. Одним из условий было проведение закупок по нормам банка. Конечно, потребовалась некоторая консультационная поддержка со стороны иностранных специалистов. Но на торгах удалось создать крайне позитивную и конкурентную среду, и предложения от участников были очень интересными. 

Словом, международные нормы способны повысить эффективность бюджетных закупок. И речь идет об огромных деньгах. В прошлом году белорусский рынок госзакупок составил 2,8 миллиарда евро — около 6 процентов ВВП. Другой вопрос, что новыми правилами и подходами необходимо проникнуться отечественным предприятиям, чтобы достойно конкурировать на внутреннем рынке после его полноценного открытия. Впрочем, основной-то принцип ВТО, что родных стен почти нет. Точнее — они не должны помогать. И конкурентоспособность у себя дома означает потенциальную возможность расширять свое присутствие за рубежом.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter