Внимание: дети!

Медики бьют тревогу — у детей идет рост неврозов и психосоматических заболеваний. Психологи озабочены эмоциональной неустойчивостью школьников...
Медики бьют тревогу — у детей идет рост неврозов и психосоматических заболеваний. Психологи озабочены эмоциональной неустойчивостью школьников. Обеспокоены быстрой утомляемостью детей родители и педагоги. «Неуправляемый» — обычная, никого не удивляющая характеристика. А ведь должна удивлять. И не только удивлять, но и тревожить. Только на серьезный внутренний конфликт между требуемым и возможным растущий организм реагирует стрессом и конфликтом реальным: с учителем, родителями, одноклассниками. И, что самое ужасное, с самим собой — неврозы, депрессии, психоэмоциональные срывы, болезни, по мнению специалистов, часто являются именно реакцией на завышенные ожидания и требования со стороны взрослых. Как уберечь ребенка от подобных потрясений? Способна ли современная школа обеспечить психическое и физическое здоровье детей? И что делать, если ребенок идет на урок, как на каторгу? Об этом за «круглым столом» «СБ» говорили специалисты, способные не только оценить ситуацию, но и предложить решение проблем. Сегодня в нашем экспертном совете завлабораторией психологии Национального института образования, доктор психологических наук профессор Татьяна САВЕЛЬЕВА, врач–психотерапевт городского детско–подросткового психоневрологического диспансера Ольга ГЛАДКЕВИЧ, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по демографической безопасности и социальному развитию, директор Марьиногорской государственной гимназии Алла РАЛЬКЕВИЧ, завлабораторией проблем воспитания личности Национального института образования, кандидат философских наук доцент Александр ЛАПТЕНОК, заместитель главврача Минского неврологического диспансера Сергей ДАВИДОВСКИЙ, начальник отдела организации оздоровительной работы управления социальной и воспитательной работы Минобразования Лидия БОРИСИК, руководитель клуба родительской инициативы «Семейный вопрос» СШ N 208 г. Минска Татьяна ЛУКЬЯНОВА и руководитель методического объединения социальных педагогов Московского района г. Минска Нина ЧУМАК.

«СБ»: Насколько проблема психологического дискомфорта актуальна для современных школьников?

Т.Лукьянова: Наверное, каждому в какой–то степени пришлось столкнуться с проблемами детей в школе. Конфликт моего ребенка со школой разросся до такой степени, что он просто отказывался идти на занятия. Я столкнулась с ужасным равнодушием учителей и руководства школы. «Вы сами виноваты!» — и не малейшего желания помочь. Мой сын считает, что учителя должны быть добрыми. Если раньше дети боялись школы, учителей потому, что их могли там не только обидеть, унизить словом, но и указкой по лбу дать, то теперь отсутствие доброты со стороны учителей — это уже достаточно веский фактор, чтобы ребенок воспринимал школу как нечто негативное, а то и враждебное. Учителя у них практически у всех делятся на хороших и плохих, иногда независимо от успеваемости по их предметам. А вот неуспеваемость — это чаще всего уже следствие того, что учитель воспринимается как злой и несправедливый.

Т.Савельева: Как психолог хочу отметить, что в сегодняшней школе мы наблюдаем неумение установить систему отношений: родитель — ребенок — учитель — администрация школы. Это должна быть одна семья. И учитель должен быть доброжелателем. Не может быть деления на злого и доброго учителя. Если возникает вражда между учеником и учителем, ни о каком обучении можно речь не вести. Мы иногда ссылаемся на то, что родители воспитывают неправильно своих детей, а знаем ли мы, сколько среди педагогов не умеющих устанавливать нормальный контакт с детьми? Не меньше. Менее трети учеников оценивают отношения со своими учителями как доброжелательные. Вдумайтесь, о чем это говорит...

О.Гладкевич: Я приведу некоторые данные, которые лучше всего могут дать представление о рассматриваемой проблеме. За два последних года количество детей, которым было оформлено обучение на дому, выросло почти в два раза. В 2004 году за год было 170 таких случаев, а в прошлом году уже 330. Причем, хочу подчеркнуть, причиной этого роста является не рост числа тяжелых психических или физических заболеваний. Причины здесь другие: рост количества неврозов, нарушения адаптации и рост психосоматических расстройств. То есть тех заболеваний, в основе которых лежит проблема психологического дискомфорта. С 2002 года у нас на всех видах учета таких детей наблюдалось 452 человека. За 2004 — 2005 годы их количество достигло 846. То есть тоже практически удвоилось. Может быть, часть прибавки можно отнести за счет усиления учета таких групп заболеваний, но в целом этот рост говорит о том, что школьная среда изменилась. Она стала значительно более патогенной.

«СБ»: Почему учебный процесс становится детонатором для неокрепшей психики? Не главная ли цель любого учебного заведения — вырастить не только грамотного, но и здорового человека?

А.Ралькевич: Все, что делается в школе, должно делаться не любой ценой. Слишком бесценен тот человеческий материал, с которым работает учитель. И тем более обучение не должно быть за счет здоровья ребенка. Иначе теряется смысл всякой учебы. Последствия неправильной работы просто непредсказуемы. Если мы так печемся о качестве выпускаемой нашими заводами продукции, контролируем качество и соответствие проекту каждой, простите, железки, то почему мы не должны еще с большим вниманием относиться к качеству подготовки наших школьников? Никакие самые суперсовременные технологии обучения не дадут ожидаемого эффекта, если ребенку будет дискомфортно в школе. Поэтому постоянное изучение уровня и состояния комфортности в школе должно быть нашей повседневной обязанностью. От первого звонка до последнего. В том числе и во время каникул.

Т.Савельева: Многие проблемы в том, что учителя пользуются старыми технологиями, тем, чему их научили много лет назад. А в результате ребенок изнемогает от потока льющейся на него на всех предметах разношерстной информации. И еще, что для ребенка очень и очень важно: он должен понимать, зачем ему все это нужно — и школа, и знания, и умения. Не запомнить, что ему сказали о важности учебы, а понимать! Первая проблема, которую надо решить, чтобы потом из нее не вырастали другие, — это привить желание ребенку идти в школу. И поддерживать на протяжении всей учебы. Это условие просто необходимое, хотя одного его недостаточно для того, чтобы обучение было не формальным отбыванием времени для учителя и ученика, а продуктивным и творческим процессом.

О.Гладкевич: Конечно, здесь действует комплекс причин. Но сказать, что резко возросшая интенсивность школьного обучения здесь ни при чем, нельзя. Сегодня обучение в школе — это очень сложный и трудоемкий, я бы сказала, производственный процесс. Того количества сил, здоровья, которое способно выдержать колоссальное физическое и особенно нервное напряжение в школе, у растущего детского организма еще нет. И ученые, и практики, думаю, подтвердят, что учебный день школьника длится дольше, чем рабочий день у взрослого человека. И он чрезмерно интенсивен, если честно выполнять все, что требуют учителя и родители. Слабая нервная система ребенка не имеет этого ресурса, особенно если успехов требуют под принуждением и страхом наказания, не обязательно физического. Практика жизни показывает, что завышенная планка притязаний чаще всего заканчивается крахом. Я могу привести массу драматически закончившихся случаев, когда талантливые дети, подававшие надежды на особые успехи в учебе, но нуждавшиеся в щадящих условиях обучения, заканчивали Новинками...

«СБ»: К сожалению, ребенка никто не спрашивает, может он или нет осилить программу. Учись, выполняй все, не будь хуже других, не позорь родителей...

О.Гладкевич: У родителей сегодня существует иллюзия, что вот если они дадут ребенку хорошее образование, в жизни у него будет успех. Только словами «хорошее образование» родители, как правило, называют престижное образование. А в результате обучение под принуждением — это не обучение, а разрушение здоровья. Я как врач вижу такой выход из сложившегося положения: нужно максимально дифференцировать образование. Нужно иметь множество уровней обучения и качественную систему определения того уровня, которому ребенок соответствует.

Т.Савельева: Информация сегодня доступна каждому, а вот умения перерабатывать ее, умения систематизировать, анализировать практически отсутствуют. И это одна из причин, на мой взгляд, которая вызывает и переутомление, и снижение работоспособности. В школах, где упор сделан на развивающее обучение, таких проблем гораздо меньше. И родители отмечают, что их маленькие дети утром сами их торопят побыстрее идти в школу. Как бы не опоздать.

С.Давидовский: Я как врач в основном работаю со взрослыми. Занимаясь исследованием и лечением патологии у молодых людей, я, естественно, всегда обращаю внимание на те условия, которые могли стать причиной возникновения заболевания. Конфликтные ситуации в школе, в семье всегда оставляют свой отпечаток на формировании личности, на состоянии здоровья. Если родители воспитывают у ребенка завышенные запросы, завышенную степень самооценки, а фактический потенциал его способностей не соответствует поставленным целям, то рано или поздно наступает надлом психики ребенка. Есть и такие случаи, когда ребенок действительно обладает способностями выше среднего, но в классе, опять же по разным причинам, не может их реализовать. Есть и случаи, когда ребенок в силу ярко выраженного типа нервной системы чрезмерно активен, а воспринимается это как недисциплинированность. И приклеивается клеймо хулигана. А дальше уже это клеймо начинает формировать дальнейшее поведение ребенка. Часто встречаются и такие ситуации, когда родители, разумеется, из самых добрых побуждений, начинают задолго до школы учить его читать и писать. Приходит такой ребенок в первый класс, и ему на уроке становится неинтересно. Хорошо, если его дома доучат до уровня второго класса и он пойдет сразу во второй класс. А если нет, у него просто пропадает интерес к тому, чем занимаются все остальные дети. И чтобы исправить ситуацию, придется приложить очень много усилий и дома, и в школе. Задача, может быть, состоит больше в том, как не убить в маленьком человеке желание познавать. То желание, которое в каждом из детей заложено самой природой.

«СБ»: Конфликт — это всегда последняя капля, следствие накопившихся проблем, внутренняя неудовлетворенность существующей ситуацией. Что специалисты считают основой школьных конфликтов, в том числе между учителем и учеником, родителями и школой?

Н.Чумак: Причин возникновения конфликтных ситуаций в школе очень много. И каждую нужно решать индивидуально. Ребенок не бывает плохим. Это человечек с маленьким жизненным опытом. И неудивительно, что он ошибается. Это не свидетельство, что он плох, это его беда. А вот если в оценке его поступка ошибаются взрослые — это уже совсем плохо. К ребенку нужно подходить только так: ты хороший, а вот поступок твой не достоин тебя. В любой ситуации, не обязательно в школе, противостояние каких–то мнений, несогласие может перерасти в конфликтную ситуацию. Задача учителя понимать детей, понимать их психологию, уметь не только гасить конфликты, но и стараться максимально не допускать их возникновения. И только в таких условиях он будет развиваться и в морально–нравственном отношении, и усваивать необходимые знания.

Л.Борисик: Надо менять отношение взрослых к детям. Конфликт — проблема комплексная. Нужно, чтобы окружение ребенка было хорошим, и нужно поддерживать такие условия, в которых ребенок сам будет стремиться только к хорошему. Но взрослые труднее меняются сами, они больше стараются изменить детей. Поэтому нужно формировать общественное сознание в пользу детей.

Т.Лукьянова: Я согласна полностью. Как мать я, по крайней мере, сегодня чувствую себя спокойно за ребенка. Потому что я поняла, что плохим отношением к ребенку ничего хорошего не добьешься. Благодаря советам психолога мне удалось найти этот теплый контакт с моим сыном. Я запомнила главные, наверное, для каждого родителя слова, сказанные моим психологом, о том, что нужно любить ребенка и принимать его таким, какой он есть. И только так можно добиться чего–то лучшего. С помощью социального педагога мы все вместе смогли повернуть школу к ребенку, а ребенка к школе.

А.Ралькевич: Я хочу привести великолепные слова Януша Корчака: «Мы скрываем свои недостатки и заслуживающие наказания поступки, мы — взрослые. Обнажать бесстыдно и ставить к позорному столбу можно лишь ребенка. Мы играем с детьми краплеными картами. Слабости детского возраста бьем тузами достоинства взрослых...» Используя современные педагогические технологии, имея действительно мощный инструментарий, огромное количество великолепнейших программ профилизации современной школы, мы просто обязаны помнить главную заповедь: «Не навреди». Чем больше отношения в школе будут похожи на отношения в хорошей семье, тем меньше будет возникать причин для дискомфорта. Ребенок должен чувствовать себя успешным, его нужно сравнивать не с другими детьми в классе, а сравнивать его успехи сегодняшние с вчерашними. И не оставлять без внимания даже маленький успех. Не заметить старания ученика нельзя. Я 23 года работаю директором школы, из них последние 4 года — директором гимназии. 70 процентов наших выпускников оценили свое состояние в школе как комфортное. Это показатель длительного процесса системной работы, который ведется у нас в гимназии. И я считаю, что все начинается с руководителя. Если прежде всего он требователен к себе, если не ищет причины неудач у подчиненных, то у него получится правильно поставить работу в школе.

А.Лаптенок: Мне кажется, педагоги более оптимистично оценивают ситуацию в школе, чем сами дети. Проблема насилия сегодня — это одна из актуальнейших проблем взаимоотношений в современном мире. Причем насилие не обязательно только физическое. И в семье, и в школе, и на улице, и на работе психологическое давление становится естественным средством разрешения проблем. Если говорить о конфликтной среде, то на первом месте стоят, по мнению детей, улица и двор, на втором — общественные места и транспорт, на третьем месте — школа. И хотя специалисты утверждают, что в семье насилие встречается чаще, по мнению детей, это не так. Видимо, причина здесь в том, что дети родительское воздействие воспринимают часто как должное — на то, мол, и родители, чтобы наказывать и ругать, скажем так. А вот если чужой человек, например учитель, поступит так, то это будет воспринято как насилие. На основании предварительных результатов исследования — оно пока еще не закончено — можно сделать некоторые предварительные выводы. По мнению большинства старшеклассников, чаще всего случаи насилия возникают во взаимоотношениях сверстников. Отношения с учителями менее трети опрошенных оценили как доброжелательные. Более половины детей предпочли вообще не отвечать на этот вопрос. На то, что они вообще не сложились, указали 13 процентов старшеклассников. Нужно отметить, что большинство из них низко оценивают способность учителей понимать проблемы своих учеников.

Т.Лукьянова: Нужно уметь отделять поступки от личности. Стоит один раз отступиться, и ярлык хулигана и разгильдяя приклеивают не только одноклассники, но в первую очередь сами учителя. Личность ребенка должна быть неприкосновенной. Все конфликты в школе, я считаю, носят межличностный характер. Только когда в нашей школе сменилось руководство, когда появился социальный педагог, мы смогли иначе оценить сложившуюся ситуацию и найти такой подход к ребенку, который устроил и ребенка, и родителей, и учителей. Мы поняли друг друга: родители, ученик и школа. Мы смогли усилия соединить в одном направлении, а не против друг друга.

О.Гладкевич: Одной из основных потребностей человека является потребность испытывать радость, удовольствия. Ребенку очень трудно, впрочем, как и любому взрослому, признать себя неуспешным. Поэтому ребенок, даже слабо успевающий, никогда не говорит, что ему трудно дается учеба. Он говорит о том, что его не понимают, над ним смеются, к нему придираются. Сегодня отношения между учениками больше напоминают конкуренцию, чем дружбу. Учеба становится процессом получения не знаний, а оценок. Вы очень правильно ставите вопрос, что нравственное и физическое здоровье ребенка — главная задача школы. Я глубоко уверена в том, что задача современной школы не только и не столько в накоплении знаний. Согласитесь, если бы школа культивировала нравственное и физическое здоровье ребенка, если бы она смогла наполнить детскую жизнь радостями и успехами, то вряд ли бы в ней нашлось место обсуждаемым проблемам. Человек, испытывающий хронический дискомфорт, ищет способ изменить свое психологическое состояние. И уходит с головой в другой мир, который ему понятен, ему подвластен. А не дай Бог, если на пути ребенка попадутся такие «быстро наступающие» радости, как компьютерные игры, сигарета, спиртное, наркотики...

«СБ»: Что сегодня должны делать взрослые, чтобы школа была желанным местом для каждого ребенка? Чтобы знания не становились альтернативой здоровью и счастливому детству?

Н.Чумак: Я работаю с категорией детей, которые, если можно так сказать, получили не столько радостей, сколько нерадостей. Не забывайте, что ребенок приходит в школу с грузом еще и внутрисемейных проблем, все проблемы неблагополучных семей стекаются в школу. И здесь именно школа должна быть центром социально–педагогической реабилитации. И в некоторых случаях только она может и должна компенсировать недостаток любви, понимания, нормальных теплых отношений между близкими. Ребенок — не предмет, над которым надо работать, это полноправный участник процесса. Школа должна задавать модель поведения, она предназначена задавать модель будущего. И исходя из этого мы создаем условия, чтобы каждый ребенок, не важно, успешен он в семье, в компании или нет, чувствовал себя в школе нужным. Поддерживать ребенка надо так, словно учишь младенца ходить, подбадривать его, постепенно усложняя задачи. И тогда будет прогресс. Мы проводим совместные мероприятия с учениками и родителями, где и ученики раскрываются, и не в меньшей мере их родители. А это как важно. Даже те, кто раньше терялся среди других из–за отсутствия больших успехов в постижении предметов, идут в школу. Их ждет там интересное дело, которое у них получается. А конфликтов бояться не надо. Они были, есть и будут. Но учить, как правильно и цивилизованно разрешать их, выходить из них, надо обязательно.

Л.Борисик: Новая программа воспитания — это то главное направление, над усилением которого мы сегодня работаем. Мы хотим, чтобы каждому ребенку было комфортно в школе, чтобы он с удовольствием шел в школу. И если плохо хотя бы одному ребенку, это уже для нас та проблема, которую нужно быстро решить. И одно из важнейших условий более эффективной работы в этом направлении — повышение профессионального уровня учителя. У нас создана очень неплохая нормативно–правовая база, для того чтобы школа успешно функционировала в сегодняшних совершенно новых условиях. Мы за последние годы сумели сформировать и педагогическое, и в значительной мере общественное сознание в пользу того, что интересы ребенка — прежде всего. А основная ответственность за положение дел — на педагогическом персонале. В том числе за возникающие конфликтные ситуации и разрешение их. Главный принцип деятельности учреждений образования — принять, понять, помочь. У нас появились в кадровом составе социальные педагоги и педагоги–психологи. И мы за то, чтобы профессионализм этих специалистов был намного выше.

Т.Савельева: Мы, мне кажется, утратили очень позитивный момент, когда психолого–педагогическая культура открывалась для родителей. Что характерно для этого возраста? Какие кризисы переживает ребенок на определенных этапах взросления? Многие ли владеют этими знаниями? А ведь их надо уметь сглаживать и все время думать о здоровье.

О.Гладкевич: Надо повышать статус учителя и одновременно требования к нему. Работа учителя, как и врача, должна быть очень высокооплачиваемой, потому что они работают с самым ценным общественным материалом — людьми. И второе — надо снижать учебные нагрузки по накоплению знаний и развивать умение мыслить, умение работать с информацией. И, конечно, больше времени надо отдавать отдыху, а также обучению и лечению детей на природе.

А.Ралькевич: В погоне за качеством образования мы порой теряем вторую неотъемлемую часть образовательного процесса — воспитание. И вот именно его нужно поддерживать, подпитывать, оказывая внимание каждому ребенку, заботясь о вживании его в детский коллектив. И спрос за это в первую очередь не с родителей, не с ребенка, а именно с учителя. Но соучастник процесса образования, обучения, воспитания — семья. И то, что семья остается как бы в стороне, а все берет на себя школа, меня настораживает. Да, школа возьмет на себя все, чего не может семья. Но вопрос в том, чтобы семья более активно работала в связке со школой. Ребенок приходит в школу из семьи с уже сформированными нравственными ценностями. Со своим пониманием добра и зла. Давайте вместе учить ребенка добру, формировать позитивное отношение к школе, к другим детям, с которыми придется учиться и жить, и, главное, к самому себе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter