Евросоюз своей санкционной политикой, в большей степени направленной на внутреннего электорального потребителя, загоняет себя в экономический тупик

Внешняя политика для внутреннего потребителя

Внешняя политика Евросоюза в последнее время выглядит странно и непоследовательно. Германия всеми силами старается обойти американские санкции против «Северного потока — 2», но готовит свои собственные ограничения для Москвы. Евросоюз традиционно озабочен правами человека. В том числе в Беларуси. Но вводит секторальные санкции, которые ударят по благосостоянию всех белорусов. Причем они это великолепно понимают. По крайней мере, об этом откровенно признался спецпредставитель ЕС Жозеп Боррель. Самое парадоксальное: в экономических последствиях для населения страны европолитики не сомневаются. А в улучшении прав человека… В достижение поставленной цели, по словам Жозепа Борреля, только верят. Своеобразный подход к внешней политике. Мягко говоря, безответственный. Еврочиновники признают, что санкции разрушают белорусскую экономику, но в достижение целей (об их справедливости не будем говорить) только верят. Перекрестились бы, что ли…


На месте европейского электората я бы задумался о вменяемости их политиков. Ведь что сказал Боррель на пресс-конференции, посвященной очередным санкциям против Беларуси? «Рассматриваем следующий пакет санкций, так как об этом просит госпожа Тихановская», — заявил Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности. Вот это новость! Евросоюз пляшет под дудку некоей госпожи?! 

Кстати, о санкциях. В прошлом году не кто иной, как Боррель, выразил озабоченность «использованием санкций или угроз введения санкций со стороны США против европейских компаний». Он же осудил аналогичные шаги, предпринятые Вашингтоном в отношении Ирана и Кубы. Тогда же подчеркнул, что ЕС готов к диалогу, однако акцентировал, что внешняя политика объединения должна определяться в Европе, а не в третьих странах. Не мешало бы европейскому «верховному» вспомнить об этих принципах, когда «накатывают» на Беларусь. 

Впрочем, складывается впечатление, что санкционная риторика и различные обеспокоенности становятся частью внутренней политики европейских стран. Все-таки ту же Германию ждет непростой электоральный период. Во-первых, коронавирус не отпускает Европу. Локдауны если не неизбежны, то вполне вероятны. Со всеми вытекающими экономическими последствиями, что не добавляет популярности правящей партии. Во-вторых, уходит эпоха Ангелы Меркель, которая, кстати, 16 лет бессменно является канцлером ФРГ. Кстати, по основному закону страны этот пост один и тот же человек может занимать бесконечное количество раз. Такая несменяемость нисколько не смущает ни мировую, ни европейскую демократическую общественность. Борьба за парламентские места и кресло канцлера грозит разгореться нешуточная. Поэтому политикам надо всеми силами артикулировать некие идеи, которые могут понравиться избирателям. И борьба за права человека в чужих странах — один из таких сюжетов, который относительно неплохо продается внутренней европейской аудитории. Тем более на фоне внутренних, чисто европейских проблем. И с экономикой не все в порядке. Еще хуже обстоит дело с безопасностью из-за провала политики миграции. Как тут не показать внутренней аудитории, что там, на Востоке, дела обстоят еще хуже. Настолько сложно, что даже Евросоюзу приходится вводить санкции! Кстати, такой подход применяют не только к Беларуси, но и к России. Против Москвы вводят санкции, обсуждают новые, выражают озабоченности… А «Северный поток» продолжают строить. Даже вопреки американскому недовольству. Точнее, обеспокоенности за европейские интересы, которые американцы тоже готовы защищать. В том числе и давя европейцев санкциями. 

Самое парадоксальное, что Евросоюз своей санкционной политикой, в большей степени направленной на внутреннего электорального потребителя, загоняет себя в экономический тупик. Прежде всего Германию. От знаменитого единства ЕС остались одни воспоминания: сама концепция единой Европы переживает серьезный и многолетний кризис. И с точки зрения сотрудничества и развития для ФРГ логичнее и перспективнее евразийское, чем атлантическое сотрудничество. Другими словами, развивать экономические связи с ЕАЭС вообще и ее странами-членами по отдельности. В последние десятилетия об этом написаны тонны научных работ. И практика показывает, что предположения экономистов похожи на правду. Особенно в свете последних экономических событий: наиболее быстрый выход Евразии из ковидного кризиса плюс благоприятная конъюнктура цен на ключевую продукцию (и не только сырьевую) в этом регионе. Значит, будет формироваться спрос на инвестиционную продукцию — ключевая статья экспорта той же ФРГ. Но пока экономическая логика проигрывает политической целесообразности. Возможно, ситуация изменится, когда закончится электоральный период и у европолитиков отпадет острая нужда воздействовать на свое население внешнеполитическими проектами. Правда, будет ли возможно тесное сотрудничество, когда оно понадобится ЕС? Вопрос пока открытый.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter