Внеочередной съезд Белорусского Союза композиторов выбрал нового председателя на место Игоря Лученка

Союз возглавила Елена Атрашкевич. Вариантов было множество, но в списке для голосования оказалось два кандидата с диаметрально противоположными программами. 

Елена Атрашкевич и Ирина Дрига

Олег Ходоско предлагал вернуть советскую систему квот и госзаказов. Елена Атрашкевич призывала искать новый смысл существования Союза, который бы соответствовал изменившимся реалиям. Ее поддержали 41 из 71 композитора и музыковеда, присутствовавшего на съезде. 

Что это даст простым слушателям? На мой взгляд, очень многое. 

Композиторы в своем большинстве поняли, что никакую, даже самую лучшую музыку нельзя навязывать административным путем. А значит, нужно искать другой путь к исполнителям и слушателям. Идти к ним с доверием и открытым сердцем.  Как сказал, обращаясь к делегатам съезда, министр культуры Республики Беларусь Юрий Бондарь:

- Главное - приходите с конкретными творческими инициативами и проектами. Мы вам всегда поможем и поддержим.

- Приходите, приносите музыку дирижерам! - призвал художественный руководитель Белорусской филармонии Юрий Гильдюк. - Мы всегда вам рады. Мы никогда не отказывали ни одному композитору в исполнении его произведений. Мы гордимся тем, что вся белорусская музыка, написанная в последние десятилетия, была исполнена в Белорусской филармонии.  

Ждут белорусскую музыку и наши слушатели. Хотя на симфоническом концерте, который прозвучал как послесловие к съезду, публики было совсем немного. Притом, что дирижировал Александр Анисимов, а в программе были такие блистательные, на мой взгляд, новые произведения, как «Полоцкая поэма» Андрея Мдивани, «Капитан планет» Ольги Подгайской, «Танцующие птицы» Сергея Бельтюкова и фрагменты из балета Олега Ходоско «Зал ожидания». Не говоря уже о ретроспективе произведений наших классиков, которая прозвучала в первом отделении.

Проблема не во взаимоотношениях между композиторами и исполнителями, а в отсутствии веры. 

Публика в своей массе не верит, что произведения белорусских композиторов могут быть интересными и яркими. 
Исполнители не верят, что эти произведения смогут привлечь публику, даже если им самим они нравятся. 

Композиторы не верят, что их музыка придется по сердцу исполнителям и слушателям, даже если справедливо убеждены, что написанное произведение великолепно.

Можно долго рассуждать о том, почему так случилось. Гораздо важнее понять, как это изменить. И этот груз взяла на себя женщина, которую хорошо знают в Беларуси, - но, конечно же, не так, как ее предшественника Игоря Лученка.

- Я интернатский ребенок, - рассказывает Елена Атрашкевич. - Я жила с 8 лет в интернате. У меня 25 лет общежитского стажа. Я знаю, как нелегко приходится композитору, который живет далеко от столицы. После окончания Ленинградской консерватории я сознательно вернулась в Беларусь, и мне предложили распределение в Молодечно. Я съездила туда, посмотрела и сказала: «Да, я буду здесь жить и работать». В 1997 году я вступила в Союз композиторов, и это было для меня как прием в пионеры - памятное и волнующее событие. А в 2001 году я переехала в Минск, потому что уже не успевала за один день в неделю решить все свои композиторские вопросы.

Елена Викторовна скромно умалчивает о своих многочисленных наградах, о том, что в 2008 году она была избрана в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь. Безусловно, эта страница ее биографии также склонила чашу весов в ее пользу. 

- Знаю Елену Викторовну как человека суперответственного, болеющего за дело, за белорусскую музыку и белорусских исполнителей, - говорит начальник Главного управления государственных специальных культурных мероприятий и профессионального искусства Ирина Дрига. - Я в этом качестве ее узнала, работая вместе с ней на фестивалях в Молодечно, в составе многочисленных жюри и в Фонде поддержки талантливой молодежи. 

Конечно же, всем было интересно узнать, как чувствует себя новоизбранный председатель Союза композиторов в столь ответственной роли.

- Никогда не думала, что я окажусь на этом месте! - сказала растроганная Елена Атрашкевич. - С этой мыслью я должна пережить ночь и подумать, как я, при своем напряженном графике, буду жить дальше. Но ничего, найдем в сутках еще больше часов и будем работать. Но при условии, что будем работать все вместе и одной связкой. Нам нужно строить планы, нам нужно воплощать их в жизнь. Я сделаю все, что от меня зависит. Тем более, с таким заместителем, как Виктор Кистень, с таким замечательным составом Правления, со всеми нашими мэтрами и корифеями. Уверена, что у нас все получится! Спасибо, дорогие!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter