Значительная часть дорог эксплуатируется сегодня с прошедшими межремонтными сроками. Более 30% мостов и путепроводов не отвечают нормативным требованиям, часть из них находится в предаварийном состоянии и нуждается в неотложной реконструкции или капитальном ремонте. В этой связи назрела необходимость разработки и выполнения соответствующей программы с учетом зарубежного опыта по дорожным работам.
Главной целью программы является создание условий для развития национальной экономики, обеспечения экономической безопасности и обороноспособности страны, реализации социальной политики государства и дальнейшего повышения деловой активности населения за счет улучшения состояния автодорог. Для этого нужно в том числе реконструировать автомагистрали по направлениям международных транспортных коридоров, к областным центрам от Минска, других наиболее грузо и пассажиронапряженных участков. Для реализации намеченного планируется внедрять новейшие технологии и материалы, которые позволят увеличить срок службы дорог, мостов и путепроводов. Также программой будет предусмотрен капитальный и текущий ремонт местных автомобильных дорог, соединяющих районные центры с агрогородками, агрогородки с центральными усадьбами сельхозорганизаций и сельсоветами.
В программе будут предусмотрены новые подходы к содержанию дорог. Так, ключевым звеном этой модели станет система государственных контрактов, в которых отражаются требования к эксплуатационному состоянию каждой дороги в зависимости от ее значимости и технического состояния по данным диагностики. Эти требования должна обеспечивать эксплуатирующая организация. В контракте, в частности, устанавливается порядок приемки и оплаты работ, их стоимость, сроки выполнения. Новая система содержания дорог позволит уйти от затратного механизма (расчет по факту) к оплате работ за достигнутый результат.
Предполагается, что основными источниками финансирования работ по возведению и реконструкции автомагистралей, в первую очередь тех, которые будут платными, будут кредитные средства иностранных и белорусских банков. Размеры кредитов будут определять Минтранс и облисполкомы по результатам договоренностей с инвесторами.
Во время реализации программы должна быть значительно увеличена протяженность дорог, ежегодно ремонтируемых с таким расчетом, чтобы к 2020 году максимально приблизиться к соблюдению межремонтных сроков и обеспечению несущей способности на одиночную ось на магистральных дорогах к 11,5 т и на республиканских - 10 т.
Выполнение основных задач программы в части республиканского дорожного хозяйства возложено на Минтранс, местного - на облисполкомы. Министерство транспорта будет ежегодно анализировать ход ее выполнения и о результатах докладывать в Правительство.
Беларусь имеет развитую сеть автомобильных дорог общего пользования общей протяженностью 86,6 тыс. километров, из них республиканские дороги составляют 15,7 тыс. км.
Внедрить новейшие технологии
Правительство Беларуси одобрило концепцию программы по развитию автодорог на 2015-2019 годы