Вне тенденций

«Лiстапад» подводит итоги. «Беларусьфильм» подсчитывает свое кино
«Лiстапад» подводит итоги. «Беларусьфильм» подсчитывает свое кино

Возможно, это до сих пор новость для кулуаров, но накануне нынешнего «Лiстапада» гендиректор национальной киностудии Александр Ефремов написал заявление об уходе со своей должности. Жест достаточно красноречивый: примерно год назад, вдохновленная новым руководством и поддержкой государства, национальная киностудия обещала выпустить не менее 10 художественных фильмов. До конца года остаются считанные дни, и уже ясно, что даже нижней планки, установленной для «Беларусьфильма» Президентом — создавать не менее 6 картин в год, — отечественному кинопроизводству снова не достичь. Почему — вопрос уже риторический. Вроде бы теперь и техническое оснащение здесь на уровне (подтверждением чему — огромное количество «чужого» кино, снимаемого на белорусской киностудии), и сценариев навалом (благодаря долгоиграющим республиканским конкурсам), и молодых режиссеров полно (тех самых, мечтавших о «Беларусьфильме» все годы своего обучения в БГАИ), а возродить былую славу национальной киностудии никак не удается. Согласитесь, непросто реализовать весь этот творческий потенциал в четырех картинах за год... А их в итоге на «Беларусьфильме» именно столько.

Нынешняя конкурсная программа Минского международного кинофестиваля без лишних слов продемонстрировала, до какой степени мы все–таки «вне контекста» современного кинопроцесса. И приятные бонусы в виде призов «Лiстапада» — никаких сомнений, что так или иначе белорусские фильмы по «лiстападаўскай» традиции будут сегодня отмечены и жюри, и зрителями, — еще не дают оснований говорить о скором расцвете отечественного кинематографа.

Впрочем, даже сейчас, накануне объявления итогов «Лiстапада», я не рискну озвучить вероятных победителей минского кинофорума. Исход споров как в профессиональном жюри, так и в жюри кинопрессы непредсказуем — никогда раньше судейские предпочтения не разделялись так явственно на женскую и мужскую точки зрения. Со зрительским жюри куда проще: предпочтения публики определяются элементарным подсчетом баллов, выставляемых зрителями после каждого фильма.

Один из главных фильмов — фаворитов минской публики претендует на высшее место и в моем личном рейтинге. Я имею в виду картину шведского режиссера Кая Поллака «Как на небесах», год назад номинированную на «Оскара». Душещипательный сюжет — вполне в духе голливудских мелодрам. Знаменитый дирижер Даниэль Дариус, гастрольный график которого расписан на многие годы вперед, от выступления к выступлению теряет вкус к жизни. И находит его, променяв мировую славу на место кантора в церковном хоре. А заодно меняет судьбы своих подопечных. Правда, концерт хора в Австрии, на Моцартовском фестивале, погубил Дариуса, но умер он со счастливой улыбкой, сделав все, о чем мечтал... Вместе со своим героем режиссеру эффектно удалось раскрыть сердца по обе стороны экрана. К примеру, в момент, когда хор Дариуса достиг апогея, замолчал и зрители в костеле, ошеломленные божественной музыкой, не решались аплодировать, зал по эту сторону экрана не выдержал — раздались аплодисменты... Тонкий расчет режиссера заслуживает восхищения. Такой фильм могли снять и в Голливуде, но Голливуду не свойственно делать художественное кино на грани документального.

Эффект скрытой камеры использовала и Ясмин Кассари из Марокко, снявшая очень больное кино о женах гастарбайтеров из не самых благополучных стран, покинувших родные селения в надежде на новую жизнь в Европе. Тема, конечно, весьма актуальная, но далеко не за одну актуальность фильм Кассари «Уснувший ребенок» получил больше десятка призов на европейских кинофестивалях. Кстати, и в этой картине Ясмин остается верной своему творческому методу — снимает непрофессиональных актрис.

Есть этот документальный, ненаигранный, беззащитный нерв также в военной картине Михаила Сегала «Франц + Полина», снятой по сценарию Алеся Адамовича. Нерв, который так удавался Элему Климову... История любви юного солдата вермахта и белорусской девушки настолько убедительна (вплоть до белорусского языка в кадре, звучащего в сопровождении русских субтитров), что в финале у большей части зрительного зала глаза на мокром месте. Эх, если бы такое кино сняли на «Беларусьфильме»! Разом умолкли бы все критики и скептики. Но, увы, «Франц + Полина» — российский проект...

В польском фильме «Мой Никифор» (режиссер Кшиштоф Краузе) роль старого больного художника сыграла женщина, тем не менее и здесь в наличии та иллюзия сверхреальности, которую уже с полным основанием можно назвать одной из тенденций нового кино. И хотя все эти фильмы пока из разряда фестивальных, то есть рассчитаны на подготовленную, серьезную публику, думается, такое кино скоро сможет рассчитывать и на коммерческий успех. Потому что это свежо, неизбито, цепляет (и цепляет глубоко) — в отличие от откровенно коммерческих фильмов, в изобилии привезенных на «Лiстапад» российскими кинематографистами.

Несмотря на крепко сбитые сценарии, повествующие о судьбах очень даже непростых, ни один из героев Кирилла Серебренникова («Изображая жертву»), Алексея Балабанова («Мне не больно») и Сергея Мачильского («Связь») сочувствия не вызывает. Под это кино хорошо хрустеть чипсами или поп–корном (даже под историю больной раком Натэллы Антоновны, дивно сыгранной Ренатой Литвиновой), оно современно, в меру гламурно, в меру «прикольно» и абсолютно «не грузит». Иными словами, стопроцентно совпадает с ожиданиями рядового зрителя, покупающего билет в кинозал. На подобной идеологии («не грузить!») поднялся Голливуд, и уже никто не сомневается, что у российского кино — большое будущее. Впрочем, грамотно развлечь — это ведь тоже искусство, пусть и не самое высокое.

Но белорусский кинематограф, по–видимости, ни о каких «тенденциях» знать не желает. Практически все, что выпустил «Беларусьфильм» в последние годы, могло быть снято и 20, и 30 лет назад. Местами фальшивые диалоги и монологи, навязчивые киноштампы, излишнее морализаторство — все эти не лучшие качества советского кино по–прежнему свойственны отечественным фильмам. Зато актерами можно гордиться. В картине «Соблазн» Маргариты Касымовой белорусские актрисы выглядят куда профессиональнее своих звездных партнеров, специально приглашенных из России. И в фильме «Я помню» Сергея Сычева главное достоинство — отличный актерский ансамбль, заслуживший овацию фестивальной публики. В связи с чем возникает еще вопрос: а стоит ли «Беларусьфильму» приглашать раскрученных сериалами российских знаменитостей, надеясь привлечь обширную российскую публику? Когда, вместо того чтобы покупать наши фильмы, российские продюсеры попросту переманивают к себе наших актеров — теперь вон и кумиры белорусской публики Анатолий Кот и Олег Акулич принимают участие в «Лiстападзе» в качестве российских гостей. Но можно ли упрекать их в этом, когда на «Беларусьфильме» снимаются считанные картины?

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter