Вне конкуренции

Легко ли быть современником «Ровеснику»?
Легко ли быть современником «Ровеснику»?

К международному фестивалю танца «Барысаўскi прыстанак», широко известному уже не только в узких кругах отечественных хореографов, наш знаменитый «Ровесник» готовился с большими надеждами на победу. Но на днях неожиданно выяснилось, что в качестве участника организаторы конкурса в Борисове этот детский ансамбль больше не рассматривают.

Никакого скандала, напротив: «Ровесник» теперь вне конкуренции. Как первый и пока единственный детский коллектив в стране, получивший звание «Заслуженный любительский коллектив Беларуси». Но звание званием, а билеты на концерт, который столичный Дворец культуры профсоюзов устроил «Ровеснику» по этому поводу и в честь дня рождения ансамбля 28 февраля, были раскуплены без остатка еще три недели назад. В дальнейших планах юных артистов — борисовский фестиваль, их там по–прежнему очень ждут, пускай уже и как почетных гостей.

Пожалуй, еще тогда, почти 50 лет назад, можно было предсказать успех затеи Марины Бельзацкой, которая, покинув балетную сцену, решила создать ансамбль эстрадного танца из детей, не прошедших по конкурсу в балетную студию. Детские балетные студии в те годы вообще были в большой моде, и создание принципиально другого танцевального коллектива выглядело чуть ли не вызовом... Но вскоре «Ровесник» стал настолько популярен, что Марине Николаевне пришлось отказаться от прежнего принципа принимать всех желающих — когда количество участников ансамбля перевалило за полтысячи.

Сейчас сюда можно попасть только по конкурсу, и ежегодно очередь из родителей с детьми, желающими обучаться в подготовительной студии «Ровесника», растягивается на три этажа ДК профсоюзов (буквально!).

Сегодняшний «Ровесник» объединяет 368 танцоров. Объединяет крепко. Настолько, что повзрослевшие артисты не в силах покинуть родной коллектив и после своего, «рокового» для «Ровесника», 16–летия. Танцуют до окончания школы, потом выбирают профессию (необязательно, кстати, связанную с хореографией) и после всю жизнь поддерживают между собой тесные дружеские контакты. Когда большая часть детства проходит в репетициях, концертах, гастролях, оно и понятно...

Да, о гастролях. Увидеть если не весь мир, то по крайней мере его половину, с «Ровесником» абсолютно реально. Но только при условии бытовой самостоятельности и знания иностранных языков. «Часто уже в аэропорту нас встречают журналисты, берут интервью на английском, французском, итальянском, — рассказывает нынешний худрук и балетмейстер «Ровесника» Татьяна Семченко. — Но смутить этим наших артистов сложно. Многие учатся в гимназиях и учатся успешно, впрочем, изначально мы выбираем думающих ребят».

Из зрительного зала кажется, что танец получается сам собой. Так и должно быть — для зрителей. В действительности же каждый из танцоров обязан следить не только за своей партией, но и вписываться в бесчисленное множество фигур, возникающих на сцене, видеть танец «сверху», в какой–то степени быть даже его режиссером. При этом важно уметь танцевать на песке океанского берега с такой же легкостью, что и на паркете, — были у «Ровесника» и такие испытания... И это многократно подтвержденный факт: где бы ни выступали наши артисты — в Польше, Турции или на Сардинии, — с ними потом всегда хотят встретиться еще раз.

Конечно, за почти полувековую историю существования ансамбля многое изменилось и в самом «Ровеснике», и в Беларуси. В Большом театре СССР нашим танцорам больше не выступать, остались в прошлом танцы «братских союзных республик»... Сохранилась только прежняя популярность этого коллектива. «Пусть название у нас не эксклюзивное, но в ногу со временем мы старались идти всегда», — говорит его руководитель. Все, что модно дома и за рубежом, «Ровесник» непременно принимает к сведению и по–своему, интеллигентно, это перерабатывает. Одним словом, стимулов оставаться с «Ровесником» и у его артистов, и у их поклонников более чем достаточно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter