Источник: Знамя юности
Знамя юности

Вместо учебников – кадки с рассадой и садовый инвентарь. Заглянули в «Живую лабораторию» в сельской школе

Вместо учебников – кадки с рассадой и садовый инвентарь

Прорастить зерна пшеницы, заложить питомник экзотических растений, вырастить с десяток сортов овощей. А еще – накормить кроликов, черепах, фазанов, голубей, цесарок… У ребят из агрогородка Семукачи Могилевского района с этой недели забот прибавилось. В новой «Живой лаборатории» они будут изучать биологию не только в теории, но и на практике.

Черепахи переехали в Семукачи из Могилевского зоосада

Вместо учебников – кадки с цветами, рассадой, кормушки для животных, садовый инвентарь. «Живая лаборатория» (а это классы животноводства, птицеводства, растениеводства и зимний сад) разместилась в двух шагах от школы – в здании бывшего детского сада. Оно не эксплуатировалось уже лет 20, так что новый проект – это не только про учебу и профориентацию, но и про благоустройство малой родины и вовлечение в сельхозоборот новых земель, которые станут экспериментальной площадкой для юных натуралистов.

Здание детсада капитально отремонтировали: заменили кровлю, полы, старые окна. Оштукатурили фасад и внутрянку. С ремонтом помогли спонсоры и Могилевский лесхоз. Его же работники изготовили домики для птиц и животных.

Директор Семукачского УПК детский сад – средняя школа Виктория Шараева делится планами:

– Выращенные нами экзотические растения украсят улицы агрогородка и района – часть из них передадим в тот же лесхоз. А для детей польза от практических уроков очевидна. Занятия по растениеводству и животноводству помогут определиться с профессией: кто-то захочет стать агрономом или ветврачом, у кого-то, возможно, разовьется коммерческая, фермерская жилка – в будущем планируем реализовывать выращенные у себя экологически чистые овощи. А еще наши ученики в лабораториях будут заниматься исследовательской работой. Например, выяснять, как можно обеспечить растениям защиту от вредителей, добиться высокой урожайности.

Восьмиклассница Илона Бельская подумывает стать ветеринаром, поэтому уверена: навыки, которые по­лучит на практических заняти­ях, обязательно ей пригодятся:

– Огурцы, помидоры, картофель мы и дома выращиваем. Для меня больший инте­рес представляют растения-экзоты. А еще мы с младшей сестрой Аней хотим заботиться о кроликах. Это мои любимые животные. Я так считаю: заводя домашнего питомца, люди должны руководствоваться не только эмоциями, но и понимать, что это – серьезное решение.

Илона Бельская:
– Наши саженцы подрастут и украсят агрогородок

Ориентированы на сельхозпрофессию, а посему с интересом посещают «Живую лабораторию» и братья Кравцовы. Шестиклассник Максим и восьмиклассник Сергей в будущем хотят выучиться на трактористов. Максим рассказывает:

– Наши родители всю жизнь работали на земле, и нам это нравится. Папа – в прошлом тракторист, сейчас трудится в лесхозе. Дома у нас отличный плодовый сад: яблони, сливы, вишни. Но мне хотелось бы завести что-то необычное. Пробовал как-то вырастить персик – не вышло. Надеюсь, наберусь опыта – и все получится.

В «Живой лаборатории» будут практиковаться школьники с 6-го по 11-й класс. Учитель биологии Маргарита Цмыг уточняет:

– Задания у каждого класса будут разными. К примеру, шестиклассникам доверим выращивать фасоль, на ее примере они будут изу­чать фотосинтез, восьмиклас­сникам – проращивать пшеницу... Со старшеклассниками планируем заложить питомник экзотических растений, из желудей – поднять дубовую рощу. Задумка с лабораторией отличная. В теории мы на уроках растительный мир изучаем только в 7-м классе, биология с 8-го по 11-й – это уже о людях и животных. Так что практические навыки растениеводства пригодятся детям. А забота о животных разовьет в них чувство ответственности.

В зимнем саду дети будут выращивать экзотические растения и хвойники

Кроликами и диковинной птицей со школой поделился Могилевский зоосад. А вот ежик притопал в лабораторию самостоятельно. Его нашли под полом, когда ремонтировали здание. Теперь он «прописан» в зимнем саду. А дети, наблюдая за повадками питомцев, прикидывают, какая кличка кому из них подойдет.

Двери «Живой лаборатории» открыты и для самых маленьких школьников (а учатся в Семукачах дети не только из самого агрогородка, но и из окрестных сел). Им расскажут, как правильно поливать комнатные цветы, какие надо держать на подоконнике, а какие беречь от прямых солнечных лучей, о том, почему лиственница на зиму сбрасывает иголки, и, конечно, обучат береж­ному отношению ко всему живо­му.

Клички у кролика еще нет, зато аппетит отменный


СКАЗАНО



Наталья Колос, начальник отдела по образованию Могилевского райисполкома:

– Проект в Семукачах – это возрождение доброй традиции. На республиканском семи­наре-совещании о ходе сельскохозяйственных работ в стране Президент обратил внимание на то, что раньше в каждой школе были подсобные хозяйства. Ученики заготавливали себе на зиму овощи и фрукты, а сегодня даже деревенские дети не знают, что такое почва, не умеют работать на земле. Главна­я задача нашей «Живо­й лаборатории» – популяризация сельхозпрофессий, воспитание любви к родному краю через общение с природой.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter