Вместо сустава — конструктор “лего”. Еще три десятка лет назад мало кто мог представить себе, что в человеческом организме останутся считанные органы, которые не будут подлежать замене.

Сегодня меняют все! Почки, печень, сердце, не говоря о суставах. Кстати, в этой области белорусские хирурги-травматологи уже сказали свое веское слово. Хотя замена человеческого сустава на искусственный началась не в Беларуси, нашим специалистам по мастерству и результатам операций сегодня нет равных в СНГ. Во многом это стало возможным благодаря созданию в Осиповичах предприятия “Алтимед”, выпускающего известные во всем мире эндопротезы для больных с пораженными тазобедренными суставами.

Сегодня меняют все! Почки, печень, сердце, не говоря о суставах. Кстати, в этой области белорусские хирурги-травматологи уже сказали свое веское слово. Хотя замена человеческого сустава на искусственный началась не в Беларуси, нашим специалистам по мастерству и результатам операций сегодня нет равных в СНГ. Во многом это стало возможным благодаря созданию в Осиповичах предприятия “Алтимед”, выпускающего известные во всем мире эндопротезы для больных с пораженными тазобедренными суставами.

А таких в Беларуси немало. Только в очереди на замену больного сустава на новый сегодня стоят свыше 10 тысяч человек. Но, судя по тому, сколько еще людей хромает и мучается от сильных болей, нетрудно сделать вывод: нуждаются гораздо больше.
Что же приводит человека к эндопротезированию?
— С годами в наших суставах остается все меньше так называемой естественной смазки — синовиальной жидкости, — объясняет кандидат медицинских наук, ученый секретарь Белорусского НИИ травматологии и ортопедии Олег Эйсмонт. — Из-за постоянного трения хрящи истончаются и стираются до кости. Человеку становится не только трудно ходить, сгибать и разгибать суставы, но его еще постоянно мучают изнуряющие боли. Причин подобного разрушения сустава немало, но все они нередко приводят к остеоартрозу, излюбленным местом “прописки” которого становятся крупные суставы, в течение жизни испытывающие самые высокие нагрузки. И тазобедренные в том числе.
Кстати, в мире остеоартрозом в той или иной мере страдает до 10 процентов населения. Его диагностируют не только у всех, перешагнувших 80-летний рубеж, но и у довольно молодых людей. Сегодня нередки случаи, когда на стол к хирургам попадают совсем не старики, которым мешают активно жить и работать артриты, артрозы и полученные серьезные травмы.
Для таких больных и выпускает свою продукцию “Алтимед”, созданный при самом непосредственном участии Минздрава республики. Отраслевое министерство в данном случае выступило гарантом кредита, который предприятие взяло у Европейского банка реконструкции и развития. Производство эндопротезов появилось в рамках программы по импортозамещению. До этого Беларусь закупала их за границей, выкладывая огромные деньги. Например, швейцарский протез, которому нынешний белорусский ни в чем не уступает, а по некоторым позициям даже превосходит его, обходился государству в 3 раза дороже отечественного.
Замена человеческого сустава на искусственный — дело кровавое и трудоемкое. По сути, необходимо удалить поврежденный сустав и поставить на его место титановый.
— Для этого срезается часть кости, в образовавшийся канал вставляется эндопротез, а чашку, по которой скользит сустав,  монтируют в очищенную от хрящей кость, — поясняет коммерческий директор предприятия Виктор Трусило. — Кстати, наш эндопротез складывается, как конструктор “лего”, и действует безотказно.
Специалистам хорошо знаком такой показатель, как  выживаемость эндопротеза. Другими словами, время нормальной работы искусственного протеза, “посаженного” в человеческий организм. Полученные данные превзошли ожидания даже самих разработчиков. Лишь менее 1 процента белорусских эндопротезов, поставленных больным, отторгаются. Даже в Швейцарии, которая является своеобразной законодательницей “моды” на эндопротезы, этот показатель составляет не менее 5 процентов, а вот в России он нередко доходит... до 25 процентов.
Причем в этом “менее одного процента” — врачебные ошибки, гнойные воспалительные процессы, травмы пациентов в последующем, без чего, увы, невозможна практика хирургов. И — ни одного отказа по причине низкого качества изделия “Алтимеда”! Впрочем, вряд ли бы предприятие достигло такого результата, не имей Беларусь высококлассных специалистов, которыми многие годы руководит академик, хирург-траматолог Александр Руцкой, внедривший в нашей стране операции по эндопротезированию суставов. Кстати, к подготовке специалистов прилагает руку и сам “Алтимед”. Прежде чем доверить специалистам ставить больным свои изделия, на предприятии должны убедиться, что хирурга не настигнут во время операции ошибки. В Беларусь уже не раз приезжали учиться специалисты из многих стран мира. В Минске овладевали технологией эндопротезирования даже российские академики. Что замечательно, за годы работы предприятия в нашей стране замену человеческого сустава на искусственный стали осуществлять в 13 больницах. Эндопротезирование проводят даже в больнице объединения “Химволокно” в Могилеве, а также областной, причем качество — высочайшее. Вскоре эти операции будут делать и в Солигорске.
Если на хирургический стол попадает человек активного возраста — от 20 до 40 лет, ему рекомендуют ставить керамическую пару трения — чашечку, в которой скользят керамические головки сустава. Такой протез без устали может работать не менее 100 лет, поскольку чрезвычайно низок его износ. Правда, у этого “чужеродца” все-таки есть одно уязвимое место. С ним запрещено... прыгать с парашютом: эндопротез может расколоться, потому что во время приземления нагрузки на человека достигают 3 тонн.
Людям постарше имплантируют керамико-полиэтиленовую пару. Срок жизни такого протеза не менее 30 лет. Старикам и пенсионерам ставят металло-полиэтиленовую — с запасом прочности в 15—20 лет.
В непривлекательном внешне эндопротезе, очень смахивающем на обычный слесарный инструмент, сокрыто много ноу-хау. Чтобы титановый помощник не отторгался организмом человека, его по особой технологии покрывают металлокерамикой — идеальным по биосовместимости материалом. В эндопротезе есть еще пористая вставка, на 40 процентов состоящая из пустот. Это дает возможность костной ткани человека прорасти в поры и намертво сцепиться с новым протезом. Между прочим, сегодня ни один производитель в мире не может похвастать такой технологией.
Конечно, идеально, когда протез “прописывается” в человеческом организме раз и навсегда, но не все пациенты помнят о том, что его долголетие зависит от образа жизни человека. Нарушает больной предписания доктора — эндопротез приходится менять. К замене, к слову, приводят и травмы шейки бедра головки тазобедренной кости, наиболее часто настигающие женщин в период менопаузы.
В целом, по европейским данным, сегодня необходимо проводить 1 тысячу эндопротезирований на 1 миллион населения. Согласно этой статистике, в Беларуси в идеале нужно ежегодно имплантировать 10 тысяч эндопротезов, говорят на предприятии. Но поскольку наши люди более терпимы ко всевозможным неудобствам и неполадкам в здоровье, они тратят немалые деньги на хондропротекторы, тем не менее желаемого результата не добиваются.
Сегодня осиповичские медицинские изделия хорошо зарекомендовали себя в России, Литве, Латвии, Украине, Вьетнаме, Пакистане, Иране, Индии, Ираке, Сирии, Дании, Румынии и Болгарии. Сейчас усилия предприятия направлены на завоевание европейского рынка, что позволит сделать проводимая ныне сертификация на соответствие СЕ.
Начав с выпуска эндопротезов, предприятие за четыре года расширило ассортимент. Теперь здесь освоено производство винтов и пластинок, которые стали незаменимыми помощниками хирургов-травматологов при всевозможных переломах. Разработаны также специальные пластины, используемые при лечении перелома шейки бедра. С помощью этих нехитрых приспособлений человек после операции уже на 3-й день становится на ноги, а на 6-й его выписывают домой. При других методах оказания помощи больные могут оставаться в постели до 9 месяцев.
Ноу-хау “Алтимеда” имеет колоссальный экономический эффект! Ведь в год, даже по самым скромным подсчетам, всевозможные переломы случаются не менее чем у 5 тысяч белорусских граждан.
А на предприятии уже готов образец эндопротеза коленного сустава. Здесь говорят, что очень близки к его промышленному производству. Значит, людям, страдающим тяжелыми заболеваниями суставов, дается еще один шанс отодвинуть инвалидность и изменить жизнь к лучшему.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter