ВМЕСТО ОДНОЙ БИТОЙ ДВЕ НЕБИТЫЕ ДАДУТ?

Оживут ли свободные таможенные склады в новых законодательных условияхПочти два года назад все отечественные средства массовой информации писали и снимали сюжеты о “свободных таможенных складах”. Сочетание трех слов, смысл которого был совершенно неизвестен широкой публике, мгновенно стало чуть ли не главной надеждой потенциальных клиентов белорусского рынка бывших в употреблении автомобилей. Повод для надежды звучал в общих чертах так: теперь вместо “кота в мешке” можно купить только что ввезенную в Беларусь иномарку с “чистой” историей, небитую (а если и битую, то несильно, и это отражено в документах) и по отличной цене. Но прошло время и, согласитесь, внешне отечественный рынок “бэушных” автомобилей мало видоизменился. В чем дело?

Оказалось, журналисты в свое время слегка переусердствовали в собственных оценках — свободные таможенные склады (СТС), как новый вид деятельности, впервые появились в Беларуси, а потому и специалисты не прогнозировали ажиотажа. Оба существующих склада (в Минске и Бресте) потихоньку развиваются и активно строят планы.
Напомним механизм работы СТС. Владелец склада покупает партию автомобилей за границей и, не уплачивая таможенных пошлин, размещает ее на территории склада. Внешне площадка склада мало отличается от привычного авторынка, разве что выбор машин не так велик — на минском складе “Ждановичи” стоит около сотни авто. Потенциальный покупатель приходит и выбирает. Если машина понравилась, он помимо заявленной цены оплачивает и таможенные платежи (при обычном импорте надо сначала заплатить пошлину, а потом продать). В чем разница? Для белорусских граждан она лишь в том, что машина со склада гарантировано не “бегала” по нашим дорогам (что, как известно автолюбителям, всегда поднимает ее в глазах покупателя). Но у идейных вдохновителей складов была и параллельная задумка: продавать машины на восток.
— Иностранцы, покупая машину на СТС, не должны платить белорусскую пошлину, — уточнил Александр Валиев, заместитель начальника отдела методологии таможенных платежей Государственного таможенного комитета.
Теоретически те же россияне, покупая машину в Германии или Польше, тоже не должны по дороге домой платить таможенные пошлины в Беларуси. Но, приехав за покупкой именно в нашу страну, они освобождаются от обязанности получать визу, отсутствует языковой барьер, да и ехать намного ближе. Для владельцев складов ситуация тоже выгодна: машины (без пошлин в их цене) обходятся дешевле, значит, нужно меньше оборотных средств, чтобы предоставить покупателям достойный выбор.
Люди предпочитают дешевле
С малой долей риска предположу, что главной причиной того, это на авторынке в тех же Ждановичах толпится больше людей, чем на находящемся рядом СТС, является цена — машина на складе стоит дороже. Номинальная (без учета цена — качество) разница в стоимости машины составляет примерно 10—20 процентов. Одна из официальных причин существования такой разницы заключается в том, что владельцы СТС работают “по-белому” и официально платят все налоги. Хотя начальник склада в Ждановичах Святослав Зотов не согласен с тем, что машины на складе стоят дороже.
— Да, все видят существующий разброс цен на схожие машины. Но дело не в налогах. Перегонщики на рынке хотят больше зарабатывать, поэтому действуют по самой эффективной для себя схеме: покупают битую машину, в кустарных условиях ее ремонтируют и продают не знающим толк в этом деле покупателям.
Цена машин на СТС, по словам Святослава Зотова, соответствует их качеству: “По крайней мере, мы гарантируем прозрачность сделки: человек знает, что покупает, потому что каждая наша машина проходит диагностику на собственной станции техобслуживания и имеет диагностическую карту. Что касается налогов, то их мы компенсируем своим оборотом”.
Относительно перегонщиков, СТС на самом деле обладает завидным оборотом, но относительно всего рынка автомобилей... Вряд ли, в среднем продавая одну машину в день, склад может повлиять на ценовую, количественную и качественную структуру продаж машин в Беларуси. Нельзя сказать и об огромном интересе к складам со стороны иностранцев. Да, были, да, покупали, но не в тех объемах, чтобы говорить об этом всерьез. По большому счету на востоке мало кто и знает о возможности выбрать машину в Беларуси — интернет-сайт у того же склада в Ждановичах есть, но рекламную кампанию они не проводили. Впрочем, администрации свободных складов не теряют оптимизма.
Операция “Легализация”
Дело в том, что в Беларуси продолжается “отбеливание” автомобильного рынка. В условиях честной конкуренции (Святослав Зотов подразумевает под этим прозрачность и честность сделки) СТС будут развиваться быстрее, что позволит им даже снизить цену. К тому же благодаря вступившему в силу Указу № 512 развитие складов станет еще динамичнее. Теперь, например, администрация склада может не только размещать свои машины на территории СТС, но и брать на комиссионную продажу машины других компаний, в результате чего покупателю будет предоставлен еще больший выбор.
Правда, утверждать, что в связи с этим могут снизиться цены, пока сложно. Тем более что СТС занимают узкий сегмент рынка для относительно небольшой группы покупателей, которые готовы переплатить за обещанное качество. Пока намного важнее, что будет, когда из теневого сегмента в легальный “перетянут” многочисленных автоперевозчиков, а соответственно и их клиентов. Напомним, что в середине декабря в  силу вступит Указ № 503, по которому “ввоз транспортных средств два и более раза в течение календарного года физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, по поручению физических лиц (резидентов Республики Беларусь либо временно работающих или обучающихся в республике нерезидентов Республики Беларусь), не выезжающих для их приобретения за пределы Республики Беларусь, признается предпринимательской деятельностью...”.
Вот каким видят возможное развитие событий в Таможенном комитете:
— Цены существенно не изменятся, возможно, даже чуть упадут, — прогнозирует Екатерина Таранова, главный инспектор отдела организации таможенного оформления и таможенных режимов ГТК. — Дело в том, что мы заранее создали все условия для легальной работы в этой сфере. В конце 2005 года налоговая нагрузка на физических и юридических лиц, ввозящих автомобили, была уравнена. Поэтому, когда полулегальные автоперевозчики зарегистрируются в установленном порядке, они не должны будут платить больше таможенных пошлин и налогов. Более того, они попадут даже в более либеральное в этой части правовое поле.
Если же при пересечении границы на ввозимом для другого человека автомобиле у вас не будет необходимых документов, автомобиль просто не пустят в страну.
Тем временем... Борьба за растаможку
На днях председатель ГТК Александр Шпилевский сказал, что в Беларуси не планируется повышения таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей. Более того, добавил он, “подобная возможность не обсуждается даже предварительно”. Однако регулярно появляющаяся информация о грядущем повышении ставок (причем не только из уст заинтересованных в повышении спроса продавцов машин) свидетельствует, что расчеты и рассмотрение разных вариантов развития все-таки имеют место. ГТК не уполномочен устанавливать величину пошлин, но отвечает за наполнение весомой части бюджета. Расчеты таможенников показали, что дальнейшее повышение таможенных пошлин приведет к заметному сокращению ввоза автомобилей, и бюджет больше потеряет, чем приобретет.
— У нас не производится легковой автотранспорт, поэтому мы должны дать возможность населению приобрести автомобиль на конкурентной основе, — сказал Александр Шпилевский.
На прошлой же неделе замминистра промышленности Валентин Гуринович говорил обратное: Беларусь будет поднимать пошлины для создания благоприятных условий для развития в стране производства. Напомним, что сейчас в Беларуси открыто производство иранских машин, но его доля на рынке слишком мала, чтобы оказывать влияние. Естественно, что Минпром заинтересован в повышении пошлин — сейчас “Саманд” дорог, поэтому, чтобы его покупали, надо поднять стоимость других машин. В рамках долгосрочного плана такая политика может принести успех, если крупные мировые производители, видя, как Беларусь защищает своих инвесторов, захотят собирать машины в нашей стране. И вот тогда уже всемирно известные брэнды могут стать для нас дешевле, да и бюджет получит долю налогов. Но пока, получается, все планы за наш счет. Вам не напоминает это классическую головоломку про синицу в руках и журавля в небе?
Цены
На СТС вы не найдете машин за пару тысяч долларов. Высокая величина таможенных пошлин на машины старше десяти лет привела к тому, что в Беларусь крайне невыгодно ввозить старые автомобили. К тому же Святослав Зотов считает так:
— Допустим, вы хотите потратить на машину примерно 6 тысяч долларов. Вычтите из этой суммы таможенные пошлины (около 1500 тысяч евро) и автовоз (650 евро). То есть в той же Германии вам надо купить машину примерно за 2 тысячи евро. На мой взгляд, лучше взять кредит на пару дополнительных тысяч и купить машину получше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter