Вместо коляски – вездеход

Чтобы граждане с ограниченными возможностями почувствовали себя комфортно, предстоит сделать немало
В Беларуси живет около 19 тысяч человек, которые передвигаются в инвалидных колясках. И только один из десяти может свободно выйти из дома на улицу и практически самостоятельно вернуться. Только один из десяти объектов социального обслуживания можно свободно посещать на инвалидных колясках.



Переоборудовать подъезды в старых домах или технически сложно, или просто невозможно. Поэтому в Минске начат пилотный проект по обмену квартир инвалидам-колясочникам: предлагается первый этаж или оборудованный подъезд. Пока этим воспользовались только полтора десятка человек. Но, возможно, это будет лучшим решением главной проблемы инвалидов.

В сентябре в Нью-Йорке Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Конвенцию о правах инвалидов. Глобальная цель документа – создать условия, чтобы инвалиды стали полноценными участниками жизни общества. Одно из ключевых условий ее реализации – создание безбарьерной среды, которая создает комфорт для людей с ограниченными возможностями.

Еще недавно бытовало мнение, что безбарьерная среда – это только пандусы для колясочников у входа в дома, магазины или официальные учреждения. В большинстве случаев этим все и ограничивалось. Коренной перелом произошел в 2007 году, когда начала действовать госпрограмма «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц». Сегодня реализуется уже вторая программа.

К решению проблемы подошли комплексно. В 2013 году изменили нормы строительства. Теперь абсолютно все возводимые здания должны соответствовать требованиям безбарьерной среды. На всех соцобъектах обязаны делать пандусы, на пешеходных переходах опускать бордюры до уровня проезжей части, подземные переходы оснащать специальными подъемниками.

Всем пример подает Минск. По данным комитета по труду, занятости и соцзащите Мингор-исполкома, 70% объектов городской инфраструктуры доступны для маломобильных групп населения, к которым относятся и пожилые люди.

Дело в том, что в Минске по инициативе Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников стали внедрять программу «Доступный город». Автопарк оснащен низкопольными автобусами, троллейбусами и трамваями, часть машин оборудована аппарелью – пологой платформой для подъема и спуска колясок.

Преображается и метро – все новые станции оборудованы лифтами. На старых добавили гусеничные подъемники. Разработали онлайн-карту, которая показывает, какие приспособления есть на всех ветках подземки и как ими пользоваться.

Ежедневно в Минске работает 19 машин социального такси – проезд для инвалидов бесплатный.

Все санатории страны создали условия для необычных клиентов. Три из них – «Белую Вежу», «Ясельду» и «Вяжути» – полностью переоборудовали для отдыха и санаторно-курортного лечения колясочников.

Чтобы отслеживать, как выполняются задачи, создана единая электронная база. В этом реестре 113 тысяч зданий и сооружений. 

Прямая речь

Александр Румак, заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси:

– Беларусь подписала Конвенцию о правах инвалидов и будет соблюдать международные нормы. Проблема сейчас в том, что в стране нет единого подхода в оценке состояния доступности зданий и сооружений для физически ослабленных. Как результат – каждое ведомство реализует свою программу по обустройству безбарьерной среды, и зачастую эти мероприятия между собой не стыкуются. Кроме того, создавая комфорт для инвалидов опорно-двигательного аппарата, «забывают» о тех, у кого беда со слухом и зрением.

Полоса препятствий для чемпионки

Спортсменка на себе проверила, как живется инвалиду.

К 20 годам белорусская легкоатлетка Людмила Волчек завоевала первые медали и готовилась покорить олимпийские Афины. Но судьба распорядилась по-своему: девушка полезла на крышу поправить телевизионную антенну и сорвалась. Травма позвоночника и полтора года без движения на больничной койке.



Для спортсменки-бегуньи, входившей в состав олимпийской сборной, инвалидность первой группы означала приговор. Но она смогла вытащить себя, как Мюнхгаузен за шкирку из болота. Сейчас занимается инваспортом. Стала двукратной чемпионкой и неоднократным серебряным призером зимних Паралимпийских игр по лыжным гонкам. Призер летней Паралимпиады в адаптивной гребле.

Именно Людмилу мы позвали, чтобы проверить, а все ли так хорошо в Минске, с ее точки зрения.

– Мой дом новый, поэтому оборудован пандусом, – рассказала Людмила. – Но от входа к лифту ведут семь ступенек. Сначала восприняла такую преграду весело: вот и тренажер есть! «Веселилась», пока не забеременела – пришлось обратиться в ЖЭС за помощью. Но все затянулось, пока электрический подъемник установили, я уже стала мамой.

Отправляемся в ближайший магазин. Спортсменка ловко управляется с коляской. Но ведь далеко не все в такой прекрасной физической форме.

– Страшно подумать, как другие управляются, – соглашается Людмила. – Безбарьерная среда в городе – полоса препятствий и поле чудес одновременно. На пути порой встречаются такие бордюры, что их нужно перепрыгивать. И машины порой припаркованы безобразно – ни пройти  ни проехать. Я уже разработала для себя наиболее комфортные маршруты, знаю, в какие магазины лучше не соваться: вроде и пандус есть, но зато в двери коляска проходит впритык, въезжать и открывать дверь приходится одновременно.

– Прохожие помогают?

– Но ведь в том-то и все дело, чтобы мы могли справляться с городскими реалиями сами, не прибегая к чужой помощи! – Людмила перестает улыбаться. – И еще сразу понятно, что все двери, пандусы, подъемники и переходы создают люди здоровые. Они просто физически не могут понять потребности людей с ограниченными возможностями.

В этом убедились тут же, когда попробовали преодолеть лестницу в подземном переходе на проспекте Победителей. Чтобы удержать коляску на спуске, паралимпийской чемпионке пришлось приложить титанические усилия. Как спускаются вниз и тем более поднимаются менее тренированные люди – загадка.

Дочке Насте скоро четыре года. В детсад мама возит ее на машине. Воспитатели помогают – встречают малышку на крыльце. Если бы сама Людмила отводила ее за руку в группу, в принципе, особых проблем не случилось бы – там оборудован достаточно пологий пандус. 

За покупками Людмила тоже отправляется в хорошем настроении.

– Мне повезло, неподалеку находится торговый центр, для меня он – магазин «шаговой доступности». Обустроен так, что в нем комфортно и здоровому человеку, и тем, кому не повезло. Входные двери и проходы между полками широкие, ничто на повороте не зацепишь. Нет, как часто бывает в других маркетах, не-ожиданных ступенек. До всего можно дотянуться с высоты коляски. Но такие торговые точки – скорее, исключение.

Даша ЛОБАЖЕВИЧ

Подготовил Герман МОСКАЛЕНКО

moskalenko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter