Вместо двух индикаторов – один

Отказ от привязки белорусского рубля к российскому поможет белорусским экспортерамУгнаться за двумя зайцами (долларом и российским рублем), когда те все больше разбегаются в разные стороны, белорусскому рублю все сложнее. И хотя некоторые пытаются усмотреть в этом какую-то политику, шаг Нацбанка Беларуси, как соглашается большинство экспертов двух стран, имеет прежде всего экономическую направленность, и он оправдан.

На одном стуле
В последние годы в Основных направлениях денежно-кредитной политики Национальный банк своей главной целью провозглашал снижение инфляции (например, на нынешний – прирост цен не более чем на 8 процентов). И для этого в качестве индикативных параметров рассматривал обменный курс белорусского рубля к российскому и доллару. По первой валюте отклонение на нынешний год было запланировано в пределах плюс-минус 4 процента, а по второй – плюс-минус 2,5. Это означает, что Национальный банк путем продажи и покупки инвалюты будет стремиться к тому, чтобы на 1 января 2008 года по официальному курсу за российский рубль давали не больше 84,3 белорусского (на вчерашний день – 83,08), за доллар – до 2200 белорусских рублей (2147).
В проекте аналогичного документа российский рубль не фигурирует, коридор его привязки не обозначен. И это, по мнению экспертов, в условиях стремительно укрепляющегося российского рубля к доллару позволит Нацбанку отказаться от неудобного сидения на двух стульях, то есть от одновременной ориентации на американскую и российскую валюту.
Долларов в расчетах больше
“Отказ от привязки белорусского рубля к российскому не повлияет на стабильность экономики Беларуси”, – пообещал после появления информации об “отвязке” Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО.
“Здесь нет никакой политики, никакого субъективизма по отношению к России и российскому Центробанку”, – заверил председатель правления Национального банка Беларуси Петр ПРОКОПОВИЧ. Принятое решение он объяснил следующим образом: “Практика показала, что эффективнее будет привязка к одной валюте. Доллар был выбран в связи с тем, что основная масса валютных запасов на руках у населения Беларуси именно в этой валюте”.
Экс-председатель Нацбанка Станислав БОГДАНКЕВИЧ добавил, что “весь внешнеторговый оборот Беларуси на 65 процентов осуществляется в долларах, где-то 25 процентов – в российских рублях и только около 9 процентов – в евро, поэтому основной резервной валютой у нас служит доллар и к нему осуществляется привязка валютного курса”.
“Более половины объема расчетов Беларуси производится в долларах”, – отметил пресс-секретарь Нацбанка Михаил ЖуравовиЧ. Сославшись на официальную статистику, он сообщил, что по итогам первой половины нынешнего года почти 51 процент импорта Беларуси был оплачен американской валютой, а российской – менее 27 процентов. Свой вклад в такой дисбаланс вносят и сами россияне, которые более половины объема своих товаров и услуг поставляют в Беларусь за доллары. На долю же российских рублей приходится чуть более 44 процентов.
Отказ от “привязки”, по мнению вице-президента Ассоциации российских банков Анатолия Милюкова, означает, что “каждая страна сейчас будет углубляться в свои внутренние проблемы, не помогая друг другу, что чрезвычайно вредно и для России, и особенно для Беларуси. У нас будут усложнены товарооборот, расчеты, платежи”.
Его коллега, председатель Ассоциации белорусских банков Феликс Чернявский оценивает ситуацию более сдержанно: “Привязка” валют, по сути, означает, что экономика одной страны должна соответствовать экономике другого государства”.”Российская экономика, – пояснил он, – носит определенную сырьевую направленность. Белорусская же отличается от нее, является в большей степени перерабатывающей, потребляющей энергоресурсы. Поэтому соревноваться нашим национальным валютам, “привязывать” одну к другой очень сложно”.
Все дороги ведут в Китай?
“Разумеется, значение подобного шага белорусского руководства нельзя преувеличивать”, – призвал президент консультативного центра “Неокон” Михаил ХАЗИН.
Но нельзя и преуменьшать. По его словам, “совершенно ясно, что в условиях заявленного российским Центробанком укрепления курса рубля “сидеть на двух стульях” национальной валюте наших союзников становилось бы все труднее. Да и невыгодно, поскольку жестко привязанный к слабеющему доллару белорусский рубль значительно облегчает экспорт белорусских товаров на российский рынок”.
Уход от рубля, считает Михаил ХАЗИН, может расцениваться как недвусмысленный сигнал Западу, и прежде всего США, о готовности нынешнего белорусского руководства к “взаимовыгодному диалогу”.  По мнению эксперта, “в Минске на подобный шаг могли решиться, только имея на руках надежные гарантии: значительные финансовые вливания в экономику республики и альтернативные российским поставки энергоносителей. А такие гарантии в современных условиях могут быть предоставлены Беларуси вовсе не США и не Евросоюзом, а только Китаем, который с недавних пор рассматривает республику как потенциальный “евро-Гонконг” – плацдарм для продвижения своих интересов в ЕС”.
“Все сказанное, – признал он, – не установленные и доказанные факты, а моя личная гипотеза, которая может быть или подтверждена, или опровергнута дальнейшим ходом событий. Однако в пользу этой гипотезы говорят крепнущие не по дням, а по часам контакты Беларуси не только с КНР, но и с такими “энергоизбыточными” и “антиамериканскими” странами, как Венесуэла, Иран и Туркмения”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter