Вместе — за сильную и процветающую Беларусь!

Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы

Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы, которая будет принята после широкого общественного обсуждения на пятом Всебелорусском народном собрании
(Начало)

Лес — богатство Беларуси

Лес — драгоценный дар природы, легкие страны. Полная и эффективная переработка древесины и одновременно сбережение леса — вот две ключевые задачи в лесной отрасли. 

Базовые направления: 

увеличение доходов лесного хозяйства за счет прироста расчетной лесосеки и оптимизации процентного соотношения площадей эксплуатационных и защитных лесов; 

совершенствование методов лесоустройства в местах с особо высокой интенсивностью ведения лесного хозяйства;

расширение посева и посадки хозяйственно–ценных пород, создание плантационных лесных культур целевого назначения; 

развитие рынка услуг по заготовке древесины;

техническое переоснащение лесного хозяйства.

Планируется увеличение протяженности дорожно–транспортной сети в лесном фонде не менее чем на 600 километров за пятилетку, а также комплексная механизация лесосечных работ с обеспечением доли заготовки древесины техникой нового поколения до 65 процентов.

В результате объемы заготовки древесины в 2020 году по сравнению с 2015 годом увеличатся более чем в 1,2 раза, а площадь лесов не сократится.

Будет сформирован полноценный рынок лесных ресурсов, полностью обеспечивающий потребности отечественной деревообрабатывающей и целлюлозно–бумажной промышленности.

Рост эффективности строительства, обеспечение населения качественным и доступным жильем

Основными задачами развития строительного комплекса являются повышение качества строительства и снижение сметной стоимости строительства, рост экспорта строительных услуг. 

Будут созданы все необходимые условия для активизации жилищного строительства граждан и юридических лиц. 

В целях улучшения жилищных условий населения, обеспечения доступности возводимого жилья предусматривается дальнейшее развитие рынка арендного жилья в увязке с финансовыми ресурсами, в том числе за счет средств организаций и частных инвесторов.

Важным направлением развития жилищного строительства станет поддержка индивидуального строительства, малоэтажного домостроения, в том числе деревянного.

В целях развития индивидуального жилищного строительства будут внедряться прогрессивные технологии, прежде всего модульные конструкции, обеспечивающие высокие темпы и низкую стоимость строительства.

Большое внимание будет уделено строительству многоквартирного доступного и комфортного жилья типовых потребительских качеств с выходом на 100–процентное энергоэффективное исполнение в 2020 году.

Предусматривается выделение в достаточном количестве земельных участков под индивидуальную застройку и их обеспечение в полном объеме инженерной инфраструктурой (газоснабжение, водоснабжение, энергоснабжение), включая расположенные в сельской местности. Предусматривается активная застройка в городах–спутниках, определенных решениями Президента Республики Беларусь. Модель их развития будет комплексной — создание социальной и производственной инфраструктуры, новых рабочих мест.

Для этого будут внедрены особые финансовые механизмы для строительства инфраструктуры за счет местных бюджетов и привлечения частного капитала. 

Акцент будет сделан на внедрение прогрессивных схем: жилищных строительных сбережений, современной системы доступного ипотечного кредитования, лизинга жилых помещений.

Будет продолжена работа по сдерживанию роста стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, в том числе строящегося с государственной поддержкой, за счет строительства жилья по проектам экономичных жилых домов типовых потребительских качеств и снижения затрат на строительство на всех стадиях инвестиционно–строительного цикла.

Финансовые средства, которые граждане тратят на приобретение и строительство жилья, будут освобождены от декларирования и предъявления налоговых претензий. 

Одним из ключевых показателей эффективности работы строительного комплекса будет соответствие стоимости квадратного метра жилья средней заработной плате по стране.

Предусматриваются: 

снижение сметной стоимости строительства за счет оптимизации затрат по полному циклу строительных работ (от проектирования до ввода в эксплуатацию объекта) и сокращения их продолжительности;

внедрение системы управления качеством строительных проектов;

улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик возводимых зданий и сооружений с постепенным их приближением к передовым международным стандартам;

расширение объемов строительства объектов «под ключ» и внедрение современных технологий для возведения энергоэффективных и ресурсоэкономичных, экологически чистых зданий и сооружений;

активизация участия в подрядных торгах на строительство объектов за пределами страны.

Планируется обеспечить более широкое применение отечественных строительных материалов с высокими техническими характеристиками.

Доля использования отечественных сырья и материалов в строительстве увеличится до 85 процентов в 2020 году.

В результате принятых мер предусматривается доведение доли индивидуальных жилых домов в общем объеме вводимого жилья до 40 процентов, доли жилья в малых городах — не менее чем до 10 процентов от объема ежегодного ввода в эксплуатацию общей площади жилья. 

За пятилетие планируется строительство 18 млн. кв. метров жилых помещений, в том числе 1,55 млн. кв. метров для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку. 

Реализация намеченных мер позволит повысить обеспеченность населения жильем в расчете на одного жителя с 26,5 кв. метра в 2015 году до 27,3 кв. метра в 2020 году. 

Повышение качества услуг и снижение затрат в жилищно–коммунальном хозяйстве

Основными целями функционирования жилищно–коммунального хозяйства являются повышение эффективности и надежности его работы, предоставление услуг надлежащего качества и в востребованных объемах при одновременном снижении затрат на их оказание и обеспечении прозрачности формирования стоимости таких услуг.

Будет продолжена комплексная автоматизация и диспетчеризация объектов жилищно–коммунального хозяйства. 

Совершенствование структуры управления отраслью предполагает разделение функций заказчика и исполнителя жилищно–коммунальных услуг, развитие конкурентной среды и создание условий для привлечения в сферу обслуживания и ремонта жилищного фонда организаций различной формы собственности.

Планово–расчетные цены в жилищно–коммунальном хозяйстве будут формироваться на основе прогрессивных стандартов, недопущения сверхнормативных потерь и носить стимулирующий характер. Система утверждения тарифов будет прозрачной для потребителей, а их обоснованность — контролироваться местными органами власти и на республиканском уровне.

Важной задачей является снижение зависимости от стоимости импортных энергоресурсов посредством увеличения доли местных видов топлива до 52 процентов от общего объема потребления в 2020 году.

Планируется увеличить объемы капитального ремонта жилищного фонда до 3 процентов в год от общей площади многоквартирного жилья, заменить и модернизировать за пятилетие более 11 тыс. лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации.

В 2020 году все потребители страны будут обеспечены водоснабжением питьевого качества.

В 2016 году планируется достичь 50–процентного уровня возмещения населением затрат по всему комплексу жилищно–коммунальных услуг за счет снижения затрат организаций, оказывающих жилищно–коммунальные услуги, и запланированного повышения тарифов.

Начиная с 2017 года повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно–коммунальных услуг будет осуществляться в увязке со снижением затрат на их оказание, ростом доходов населения. 

Развитие системы безналичных жилищных субсидий будет направлено на целевую поддержку уязвимых слоев населения, нуждающихся в возмещении за счет средств бюджета части платы за жилищно–коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями.


Фото БелТА

Развитие транзитной привлекательности и индустрии гостеприимства

Основой развития транзитной привлекательности и создания индустрии гостеприимства будет повышение эффективности использования выгодного географического положения страны. Беларусь станет крупнейшим региональным логистическим центром.

Гостеприимство как комплексная форма обслуживания туристов будет охватывать транспортную сферу, гостиничный и ресторанный бизнес, индустрию развлечений.

Расширение транзитного потенциала планируется достигнуть путем модернизации международных транспортных коридоров, проходящих через Республику Беларусь, расширения пропускной способности пунктов на государственной границе. Особое направление — развитие белорусского участка Экономического пояса Шелкового пути, соединяющего европейский и евразийский рынки.

Предусматривается завершить строительство второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска, скоростных автодорог, связывающих столицу с областными центрами, и второй взлетно–посадочной полосы в Национальном аэропорту.

Будет построено и реконструировано более 1 тыс. километров республиканских дорог. Это практически в 2 раза больше, чем в предыдущей пятилетке (565 километров).

Предусматривается активное развитие внутреннего водного транспорта с выходом на международные перевозки.

Продолжится строительство транспортно–логистических центров, обеспечивающих полный цикл услуг по доставке грузов клиенту «от двери до двери» и максимальный спектр логистических услуг. 

Широкое использование возможностей государственно–частного партнерства, концессионных соглашений позволит привлечь частный капитал в развитие транспортной инфраструктуры.

Развитие потребительского рынка будет направлено на максимально полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах преимущественно отечественных производителей.

В этих целях предусматриваются: 

совершенствование торговой сети путем формирования оптимального соотношения крупных розничных торговых сетей и магазинов шаговой доступности;

внедрение новых форм продажи товаров (торговли по образцам, через интернет–магазины);

стимулирование производства и продаж отечественных товаров и услуг;

расширение и обновление обязательного ассортиментного перечня отечественных товаров; 

расширение сферы применения безналичных расчетов с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа.

Реализация намеченных мер по развитию торговли позволит повысить обеспеченность населения торговой площадью с 551 до       620 кв. метров на 1000 человек, увеличить долю интернет–торговли в розничном товарообороте до 3,5 процента. Удельный вес продовольственных товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота в 2020 году будет составлять не менее 85 процентов. 

В сфере общественного питания будет продолжена работа по оптимизации его инфраструктуры, развитию сети объектов быстрого обслуживания с белорусской национальной кухней, внедрению современных технологий приготовления пищи, активному развитию придорожного сервиса.

Выход на качественно новый уровень развития рынка туристических услуг будет обеспечен посредством:

развития наиболее перспективных видов туризма (культурно–познавательного, медицинского, оздоровительного, спортивного);

ослабления визовых требований для въездных туристов в целях привлечения большего количества иностранных гостей;

повышения качества обслуживания туристов на основе внедрения международных стандартов;

внедрения передовых технологий и инструментов в систему продвижения туристических услуг Беларуси на мировом рынке;

использования механизма государственно–частного партнерства для вовлечения отечественных и зарубежных инвесторов в развитие туристической инфраструктуры.

РОСТ ЭКСПОРТА И ВЫХОД НА НОВЫЕ РЫНКИ 


В предстоящем пятилетии внешнеэкономическая деятельность будет направлена на обеспечение сбалансированности внешней торговли на основе опережающих темпов роста экспорта, использования конкурентных преимуществ страны, эффективного участия в международном разделении труда и интеграционных процессах. 

Основные направления внешнеэкономической деятельности:

повышение эффективности национальной системы стимулирования и продвижения экспорта, его таможенного администрирования;

переориентация товарных потоков на новые перспективные рынки при закреплении позиций на традиционных рынках;

расширение торгово–экономических связей с различными странами, региональными объединениями и международными экономическими организациями, в том числе с ВТО.

Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе станет интенсификация партнерства со странами Европейского союза в сферах торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.

Будет активизирована работа по развитию экономического взаимодействия со странами «дальней дуги» в Азиатском, Латиноамериканском, Ближневосточном и Африканском регионах, по выходу и закреплению на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества.

Для решения поставленных задач предусматривается:

улучшение товарной структуры экспорта путем увеличения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции, номенклатуры товаров с высокой добавленной стоимостью, сокращения удельного веса сырьевого экспорта;

опережающее развитие экспорта услуг, в том числе за счет более эффективного использования транзитных возможностей республики и ускоренного развития наукоемких видов услуг;

обеспечение пакетного принципа продаж, предусматривающего предложение с основным продуктом комплекса сопутствующих товаров и услуг (полноценное пред– и послепродажное обслуживание, консультации, поставка запасных частей, расходных материалов);

диверсификация экспорта; 

создание специализированных агентств по продвижению экспорта, осуществляемого субъектами малого и среднего предпринимательства, совершенствование национальной системы экспортного финансирования.

Важным вектором внешнеэкономической деятельности является восстановление присутствия на традиционных рынках, в первую очередь Российской Федерации и ЕАЭС, рост экспорта в Европейский союз, освоение и закрепление белорусских производителей на новых нишах мирового рынка.

В число важнейших направлений внешнеэкономической деятельности в текущем пятилетии входит развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Реализация данного направления предусматривает:

создание условий для развития единого рынка товаров и услуг путем системной работы по ликвидации изъятий и ограничений во взаимной торговле стран — членов ЕАЭС, формирования совместных механизмов страховой, кредитной, лизинговой, выставочно–ярмарочной поддержки экспорта;

формирование согласованной промышленной, аграрной, энергетической и транспортной политики;

углубление производственной интеграции, реализация совместных научно–производственных программ развития приоритетных видов экономической деятельности.

Союзное государство Беларуси и России останется ядром интеграционных процессов в регионе СНГ. Совместные белорусско–российские проекты в промышленности, сельском хозяйстве, научно–техническом, военном и социальном сотрудничестве усилят конкурентные преимущества субъектов хозяйствования двух стран на взаимовыгодной основе.

Будет обеспечена планомерная диверсификация экспорта для достижения равного распределения экспортных поставок между тремя рынками — ЕАЭС, Европейского союза, стран «дальней дуги» и иных стран, что позволит сбалансировать внешнюю торговлю Республики Беларусь, освоить новые рынки сбыта и закрепиться на них, сократить риск зависимости Республики Беларусь от экономики отдельных стран — торговых партнеров.

Диверсификация внешних рынков будет осуществляться путем освоения рынков стран Европейского союза, США, Латинской Америки, Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, активизации сотрудничества с Китаем и Индией.

Для развития этого направления необходимы разработка и реализация региональных экспортных стратегий, развитие логистической инфраструктуры, включая собственные терминалы в морских портах, использование экономической дипломатии и повышение уровня квалификации специалистов в области внешнеэкономической деятельности.

Главными индикаторами эффективного развития внешнеэкономических отношений являются рост экспорта товаров и услуг за пятилетие на 21 — 25 процентов, превышение темпов роста экспорта над импортом, а также поставка на экспорт не менее 65 процентов произведенной промышленной продукции. 

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА


Социальная политика государства будет направлена на обеспечение достойного уровня и качества жизни белорусских граждан, укрепление демографического потенциала. 

Улучшение демографического потенциала страны и укрепление здоровья народа

Целью демографической политики являются стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.

В числе основных задач — укрепление здоровья населения, развитие системы поддержки семей с детьми, регулирование внешних миграционных процессов. 

В сфере здравоохранения будет обеспечиваться оказание необходимого объема качественной медицинской помощи каждому жителю независимо от его места проживания. Многие виды высокотехнологичной помощи станут обычной практикой в регионах.

Продолжится поэтапное внедрение организации работы участковой службы по принципу врача общей практики, команды — врач, помощник врача по амбулаторно–поликлинической помощи, медицинская сестра.

Планируется введение (строительство) объектов, в том числе учреждений здравоохранения, в новых районах городов, строительство спального корпуса центра медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями в г. Бресте, диспансерного корпуса ГУ «Республиканский научно–практический центр онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова», строительство детской больницы в г. Гомеле.

Расширятся перечни платных медицинских услуг, включая сложные и высокотехнологичные операции. Для этих целей будут созданы крупные частные медицинские центры, в том числе за счет иностранных частных инвесторов с традиционно развитой медициной. 

Завершится формирование единого информационного пространства здравоохранения, в том числе внедрение электронной карты пациента, электронного рецепта, будет обеспечено развитие средств телемедицины для улучшения качества диагностики и образовательного процесса, проведение мониторинга состояния здоровья.

Реализация данных мер позволит обеспечить в 2020 году:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75,3 года;

снижение детской смертности до уровня не более 40,5 случая на   100 тыс. детского населения в возрасте от 0 до 18 лет;

снижение смертности трудоспособного населения до 3,8 случая на 1 тыс. человек;

увеличение доли врачей, работающих по принципу врача общей практики, в системе оказания первичной медицинской помощи до 100 процентов.

Поддержка семей с детьми, укрепление института семьи являются общенациональными задачами в текущем пятилетии. Политика государства будет направлена на развитие системы охраны здоровья матери и ребенка, совершенствование форм социальной защиты семей с детьми.

Продолжится использование созданных механизмов поддержки семьи — формирование семейного капитала, оказание материальной помощи многодетным семьям к учебному году, предоставление широкого спектра социальных услуг семьям с детьми.

Одним из главных компонентов государственной семейной политики станет укрепление семейных ценностей путем развития информационной среды в целях формирования в обществе позитивного образа семьи с детьми, реализации мероприятий, направленных на повышение престижа семьи и обеспечение семейного благополучия.

Это позволит закрепить положительные тенденции рождаемости и обеспечить повышение коэффициента рождаемости с 12,5 промилле в 2015 году до 13 промилле в 2020 году.

Основная задача миграционной политики Республики Беларусь — повышение эффективности управления миграционными потоками.

Регулирование внешних миграционных процессов будет направлено на содействие переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Республику Беларусь, принятие мер по сокращению оттока образованной молодежи из страны, а также по закреплению иностранных специалистов в организациях республики. 

В целом результатом реализации намеченных мер демографической политики должна стать стабилизация численности населения на уровне 9,5 млн. человек.


Фото Павла ЧУЙКО

Обеспечение эффективной занятости населения

Государственная политика будет направлена на обеспечение эффективной занятости населения, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда и ее территориальной мобильности.

Будет обеспечен переход от политики сохранения рабочих мест к политике получения максимального эффекта от одного рабочего места, совершенствования структуры занятости путем перераспределения рабочей силы в растущие сектора экономики, включая высокотехнологичную и наукоемкую сферы. 

Особое внимание будет уделено предоставлению первого рабочего места всем выпускникам учреждений высшего, среднего специального и профессионально–технического образования.

Важной задачей остается совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики. Предусматривается обеспечить сокращение профессионально–квалификационного дисбаланса спроса и предложения рабочих мест путем организации опережающей профессиональной переподготовки работников, внедрения новых форм обучения, в первую очередь непосредственно на производстве. 

Реструктуризация производства будет носить социально ответственный характер, а также будет направлена на смягчение ее негативных последствий и содействие трудоустройству граждан на новые рабочие места — не менее 50 тыс. ежегодно.

Реализация мер по повышению трудовой мобильности рабочей силы будет способствовать перераспределению кадров в регионы с дефицитом трудовых ресурсов.

Продолжится работа по стимулированию экономической активности незанятого населения посредством развития предпринимательства, расширения гибких форм трудовой деятельности, надомного труда. Будут созданы максимально благоприятные условия для самозанятости населения.

Предусматриваются внедрение и развитие механизмов интеграции в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Целенаправленные меры активной политики на рынке труда позволят в ходе структурных преобразований экономики удержать официально зарегистрированную безработицу в пределах 2 процентов от численности экономически активного населения.

Рост реальных денежных доходов

Целью политики доходов населения является повышение реального уровня всех видов денежных доходов.

Меры в области оплаты труда будут направлены на последовательное повышение ее реального уровня, снижение разрыва между оплатой труда работников бюджетных организаций и средней заработной платой в экономике.

Реализацию поставленной задачи в реальном секторе экономики планируется осуществлять путем широкого применения гибких систем оплаты труда, обеспечения роста реальной заработной платы, взаимосвязанного с ростом производительности труда.

Повышение заработной платы работников бюджетных организаций до уровня не ниже 80 процентов от средней заработной платы в экономике к 2020 году предусматривается обеспечить посредством оптимизации функций и численности занятых в бюджетной сфере. 

Размер минимальной величины, используемой при исчислении ставок (окладов, должностных окладов) работников бюджетной сферы, будет поэтапно приближаться к бюджету прожиточного минимума, в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету.

Повышение социальной защищенности работников планируется обеспечить за счет установления ежегодного размера минимальной заработной платы на уровне минимального потребительского бюджета в среднем на одного члена семьи из четырех человек.

Целью развития пенсионной системы является обеспечение ее финансовой устойчивости и социально приемлемого уровня пенсий. 

Предстоит решить следующие задачи:

адаптация пенсионной системы к изменяющимся экономическим и демографическим условиям посредством постепенного повышения общеустановленного пенсионного возраста, оптимизации пенсионных расходов;

поддержание уровня пенсионного обеспечения, а также соотношения размера средней пенсии по возрасту и среднемесячной заработной платы не ниже 40 процентов с учетом финансовых возможностей государства. 

Выполнение поставленных задач предусматривается путем постепенного повышения требований по возрасту и стажу для назначения пенсии, стимулирования длительной легальной трудовой деятельности с уплатой обязательных страховых взносов.

Планируется дальнейшее развитие добровольного страхования дополнительных пенсий в страховых организациях.

Пенсии будут повышаться (индексироваться) с учетом роста среднемесячной заработной платы работников, бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и финансовых возможностей государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

Будет продолжена работа по заключению международных договоров для софинансирования государствами выплаты пенсий за работу граждан на их территории. 

Планируется, что рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2020 году по отношению к 2015 году составит 109,5 — 111,6 процента.

Развитие системы социальной поддержки уязвимых категорий граждан

Государственная политика в области социальной защиты населения будет нацелена на повышение доступности и эффективности социальной помощи, дальнейшее развитие системы социального обслуживания и социальной реабилитации инвалидов.

Планируется упрощение процедуры предоставления государственной адресной социальной помощи.

Развитие системы социального обслуживания предусматривается посредством расширения стационарозамещающих форм работы, применения механизма государственного социального заказа, улучшения материально–технической базы учреждений соответствующей сферы.

Предстоит реализовать меры по выполнению положений Конвенции о правах инвалидов и созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц. 

Намечены меры по реконструкции и строительству 16 объектов в стационарных учреждениях социального обслуживания, их капитальному и текущему ремонту, оснащению медицинским, реабилитационным и технологическим оборудованием, автомобильным транспортом.

Планируются совершенствование механизма материальной поддержки безработных путем привязки размера пособия по безработице к бюджету прожиточного минимума, а также рассмотрение вопроса о внедрении в Республике Беларусь системы страхования от безработицы.

Особое внимание будет уделено внедрению механизмов, направленных на усиление социальной поддержки малообеспеченных групп населения, а также нуждающихся в дополнительной поддержке, в целях смягчения последствий повышения тарифов на услуги жилищно–коммунального хозяйства путем предоставления безналичных жилищных субсидий.

Дальнейшее совершенствование адресной поддержки уязвимых категорий граждан позволит сохранить уровень малообеспеченности населения в социально приемлемых размерах — до 5,5 процента в 2020 году. 

Развитие физической культуры и спорта

Государственная политика будет направлена на приобщение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, сохранение устойчивой позиции Беларуси в числе сильнейших спортивных государств. 

Продолжится работа по внедрению новых форм физкультурно–оздоровительной и спортивно–массовой работы среди всех слоев населения. 

Предусматривается дальнейшее укрепление материальной базы национальных команд Республики Беларусь по видам спорта, создание специализированных центров подготовки спортсменов.

Предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на формирование и обеспечение работы оздоровительных групп для лиц с ограниченными возможностями, дальнейшее развитие параолимпийского и специального движений.

Главным ориентиром развития физической культуры и спорта станет доведение числа занимающихся физической культурой и спортом до не менее чем 25 процентов от общей численности населения в 2020 году. В области спорта высших достижений — поддержание спортивного рейтинга Республики Беларусь на мировой арене по олимпийским дисциплинам на уровне не ниже 25–го места ежегодно.

Рост качества и доступности образования

Первоочередной задачей является совершенствование национальной системы образования путем повышения доступности и качества образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан.

Важным направлением развития образования определено совершенствование системы непрерывного образования в целях реализации в полном объеме принципа «образование через всю жизнь». 

В качестве ключевых задач определены интеграция системы образования и отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, подготовка высококвалифицированных кадров.

В сфере дошкольного образования акцент будет сделан на обеспечение наиболее полного удовлетворения запросов семьи на образовательные услуги, в том числе на платной основе. Предусматриваются меры по расширению многофункциональной сети дошкольных учреждений всех форм собственности, совершенствованию образовательного процесса на основе преемственности дошкольного и общего среднего образования I ступени, а также повышению уровня квалификации воспитателей.

В системе общего среднего образования предусматривается проведение целенаправленной работы по оптимизации сети учреждений общего среднего образования, обновлению содержания и учебно–методического обеспечения образования. Планируется обеспечить учреждения общего среднего образования современными средствами обучения и учебным оборудованием, включая средства информатизации.

Особое внимание будет уделено вопросам расширения профильного обучения на III ступени общего среднего образования (X — XI классы). 

Будет внедрена независимая оценка качества общего среднего образования.

Развитие профессионально–технического, среднего специального и высшего образования планируется направить на наиболее полное обеспечение потребности экономики в квалифицированных кадрах.

Будет обеспечена наиболее полная интеграция учебных программ профессионально–технического, среднего специального образования и программ высшего образования. 

Предполагается формирование национальной системы образовательных информационных ресурсов и электронных услуг.

Необходимо создать эффективный механизм взаимодействия системы профессионального образования с организациями — заказчиками кадров.

Предусматривается реализация комплекса мер по повышению конкурентных преимуществ национальной системы высшего образования в международном образовательном пространстве.

Планируются повышение социального статуса педагогических работников, разработка профессионального стандарта педагога, укрепление кадрового потенциала учреждений образования с учетом современных требований к их отбору и подготовке, оплате труда.

Пристальное внимание будет уделено мерам по расширению безбарьерной среды в учреждениях образования для лиц с особенностями психофизического развития. Одним из важных направлений станет развитие инклюзивного образования. Планируется к 2020 году увеличить охват инклюзивными формами образования до 80 процентов детей с особенностями психофизического развития.

Развитие национальной культуры и творческого потенциала белорусского народа

Развитие национальной культуры будет нацелено на сохранение культурной идентичности белорусского народа, национальных творческих традиций, укрепление положительного имиджа Беларуси в международном культурном сообществе.

Для более широкого использования потенциала белорусского культурного ландшафта и вовлечения его в туристический оборот предусматривается создание современных центров культуры и услуг, основанных на местных традициях и историко–культурных ценностях. 

Предстоит создать систему мониторинга состояния историко–культурных ценностей на постоянной основе, что позволит дать объективную оценку художественным и техническим особенностям объектов, для включения их в досье, которое будет представлено в Предварительном списке Всемирного наследия ЮНЕСКО за 2016 — 2020 годы. 

Планируется увеличить долю отреставрированных и имеющих соответствующее функциональное использование памятников архитектуры, включенных в Государственный список историко–культурных ценностей Республики Беларусь, с 15 процентов в 2015 году до 30 процентов в 2020 году.

Получит развитие система непрерывного художественного образования, будет оказываться поддержка талантливой молодежи в реализации творческих проектов.

Намеченные меры позволят расширить доступ к культурным благам для различных категорий населения. 

Поддержка молодого поколения и его вовлечение в создание экономики знаний

Экономика знаний — это новая, молодая экономика. Именно молодое поколение граждан Беларуси должно сыграть решающую роль в переходе нашей страны к инновационному пути развития. Будут существенно расширены меры поддержки талантливой, одаренной молодежи. Разработана специальная система грантов, позволяющая учиться в ведущих мировых образовательных центрах при условии дальнейшей работы в Беларуси. 

Система гарантии первого рабочего места для выпускников будет сохранена и дополнена мерами содействия молодежной занятости в сфере малого и среднего бизнеса. 

Сохранятся все действующие меры поддержки молодой семьи, включая льготное жилищное строительство. 

Будет переформатирован действующий кадровый резерв с включением в него перспективных молодых управленцев. 

Будут созданы условия наибольшего налогового и финансового благоприятствования для развития молодежного инновационного предпринимательства. 

Государство поддержит студенческие стройотряды и волонтерскую деятельность в молодежной среде.

Основными исполнителями государственной молодежной политики станут молодежные организации, включенные в государственный реестр. 

Основной приоритет молодежной политики останется неизменным — воспитание в молодом поколении преданности независимой Беларуси и любви к родной земле.


ЦЕНТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕГИОНАХ


В текущем пятилетии основные усилия будут сконцентрированы на сокращении межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения посредством развития социальной инфраструктуры, постепенного повышения и выравнивания социальных стандартов. 

За счет концентрации ресурсов на ключевых направлениях, способных обеспечить максимальное развитие территорий, эффективного использования местного ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ будут сформированы центры экономического роста, где сосредоточатся современные производственные структуры, объекты инженерно–технической и социальной инфраструктуры.

Важнейшим направлением региональной политики является развитие основных сетей и объектов энергетической, транспортной, телекоммуникационной и иной инфраструктуры в соответствии со стратегией развития региона. При этом особое внимание планируется уделить применению механизмов государственно–частного партнерства.

Развитие инфраструктуры во взаимосвязи с размещением производств позволит обеспечить развитие территорий со сложным экономическим положением, сократить разрыв в уровне и качестве жизни населения в городах различных категорий и сельской местности.

В отношении предприятий, расположенных на таких территориях, будут приняты обоснованные решения о проведении их реструктуризации или перепрофилирования, развитии новых направлений деятельности. Одновременно будут приняты необходимые меры по трудоустройству работников на новые рабочие места на создаваемых предприятиях в центрах экономического роста.

При этом планируется продолжить работу по поддержке наиболее отстающих регионов посредством создания условий для стимулирования размещения новых организаций, филиалов и цехов действующих производств, прежде всего связанных с обслуживанием сельского и лесного хозяйства, переработкой их продукции, выпуском изделий из местного сырья, развитием сферы услуг для населения и туризма.

Для реализации стратегических направлений развития регионов предусматриваются ключевые проекты с привлечением иностранных инвестиций и вовлечением в инвестиционный процесс неэффективно используемых, а также свободных производственных мощностей.

Перспективными инструментами привлечения иностранных инвестиций являются активизация и углубление межрегиональных китайско–белорусских отношений, реализация совместных проектов для использования каждым из семи регионов не менее 100 млн. долларов в год прямых китайских инвестиций.

В сфере межбюджетных отношений предусматривается установление на постоянной основе правил распределения доходов между бюджетами всех уровней, а также упорядочение процесса распределения субвенций во взаимосвязи с целями государственной политики.

Продолжится работа по развитию территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая проведение необходимых защитных мероприятий, а также радиационный мониторинг и контроль радиоактивного загрязнения окружающей среды и продукции. 

Осуществление запланированных мер позволит обеспечить повышение уровня жизни и социального обслуживания населения во всех регионах, добиться положительных изменений в структуре региональной экономики, существенно повысить уровень и эффективность использования местных ресурсов и конкурентных преимуществ каждого региона.

«ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА


Главной целью государственной экологической политики является создание условий для устойчивого использования природных ресурсов и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду. 

Для ее достижения предусматривается снижение выброса загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, повышение эффективности использования природных ресурсов, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья со снижением негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду. 

В целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия планируется восстановление численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений.

В области землепользования главный акцент будет сделан на реализацию Национального плана действий по предотвращению деградации земель на 2016 — 2020 годы. Экономический компонент устойчивого использования земельных ресурсов дополнится завершением второго тура кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения. 

Направлениями рационального использования и охраны водных ресурсов станут сокращение загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами, внедрение прогрессивных энерго– и ресурсосберегающих технологических процессов, а также совершенствование механизма возмещения вреда, причиненного водным объектам. 

Направлениями повышения эффективности использования минеральных ресурсов станут внедрение современных технологий проведения геологоразведочных работ, добычи и переработки полезных ископаемых, привлечение инвестиций в геологоразведку и горнодобывающую отрасль, воспроизводство минерально–сырьевой базы.

В целях максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов получит дальнейшее развитие система раздельного сбора и сортировки твердых коммунальных отходов. Это позволит увеличить объем сбора и переработки вторичных материальных ресурсов до 800 тыс. тонн, создать предпосылки для реализации принципа «нулевого» захоронения твердых коммунальных отходов.

Предусматривается поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку.

Внедрение современных технологий и технических средств в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды позволит обеспечить потребности населения и государственных органов в качественных прогнозах и защитить общество и государство от опасных природных явлений.

Реализация данных направлений позволит существенно усилить экологическую составляющую социально–экономического развития, создать благоприятные условия для жизнедеятельности человека, внедрить механизмы «зеленой» экономики. 

БЕЛАРУСЬ–2020. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ


В пятой пятилетке мы остановим падение и вернем рост экономики. 

Помимо достижения базовых целей (рост ВВП, реальных доходов, продолжительности жизни) мы сделаем самое главное — заложим фундамент новой экономики, экономики знаний и услуг. 

В стране изменится правовой и инвестиционный климат. В течение 2016 — 2017 годов для реализации положений пятилетней Программы будет принято более 160 нормативных правовых актов. Критерии оценки руководящих кадров будут совершенствоваться.

Беларусь станет притягательной для иностранного капитала и компаний, обладающих передовыми технологиями.

Отечественные предприниматели станут главным двигателем в развитии экономики и создании рабочих мест.

Система управления будет компактной, гибкой и современной.

Мы получим эффективного государственного служащего; свободного, творческого предпринимателя–созидателя; общество, в котором каждый человек будет иметь возможность своим трудом заработать себе на достойную жизнь и иметь твердую гарантию надежной социальной защиты государства.

Мы преобразим нашу родную землю, делая ее уютной и процветающей. 

Такой мы видим Беларусь через пять лет — в 2020 году.

Такой она обязательно станет.

Все в наших руках!

* * *

Уважаемые читатели! После ознакомления с проектом Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы просим поделиться с редакцией своим мнением. Отклики также присылайте на сайт www.sb.by


Советская Белоруссия № 114 (24996). Пятница, 17 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
МИХАИЛ СТРЕЛЕЦ, 57 ЛЕТ, ГОРОД БРЕСТ
Некоторые размышления о важнейшем документе
Проект Основных положений программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы представляет собой весьма масштабный интеллектуальный продукт.  Можно с уверенностью сказать, что разработчики Основных положений постоянно брали в расчёт их жизнеспособность. Анализируемый интеллектуальный продукт  полностью свободен от дешёвых пропагандистских штампов, стремления набрать пропагандистские очки за счёт заведомо утопических планов. Предложен фундаментально обоснованный инструментарий для того, чтобы «заложить фундамент новой экономики, экономики знаний и услуг». Именно такая экономика образует становой хребет постиндустриальной цивилизации, переход к которой является важнейшей задачей,  которая будет обязательно решена в нашем Отечестве.
Создаётся впечатление, что авторы проекта прекрасно понимают, что как бы не была хороша программа социально-экономического развития, её судьба будет определяться умением руководителей субъектов хозяйствования решать уравнения со многими неизвестными в непростых условиях, их готовностью соблюдать исполнительскую дисциплину, обеспечивать необходимый для работы порядок. Именно они и руководимые ими трудовые коллективы предопределили “положительный рост экономики за четвёртое пятилетие». Несомненно, что с теми же людьми наше Отечество добьётся продолжения подобного роста в нынешней пятилетке.
Автор этих строк 35 лет работает в отечественной системе образования и со всей ответственностью может заявить, что выпускникам вузов, которые в пятой пятилетке будут пополнять народнохозяйственный комплекс Республики Беларусь, вполне по плечу воплощение в жизнь Основных положений. Очень хорошо, что «предусматривается реализация комплекса мер по повышению конкурентных преимуществ национальной системы высшего образования в международном образовательном пространстве». Можно с уверенностью прогнозировать рост качества образования.
(ФИО, полностью)  Стрелец Михаил Васильевич
Учреждение (место работы)  Брестский государственный технический университет
Должность  профессор
Учёная степень  доктор исторических наук
Учёное звание  профессор
Адрес учреждения(почтовый)  улица Московская, 267, 224017, Брест, Республика Беларусь
e-mail  mstrelez@mail.ru
Mакаренко Александр Григорьевич
 Я выскажусь лишь по теме построения национальной общеобразовательной школы.

 На апрельском совещании ,  посвященном совершенствованию системы образования, в поручениях Президента по подготовке итоговой встречи, намеченной на август этого года, требовалось организовать конструктивный диалог - «пригласить не только руководство  отрасли… проанализировать, как выполняются данные ранее отдельные поручения… ».

    Однако в работе наших реформаторов никаких изменений не обнаружилось. Нет даже намека на анализ выполнения данных ранее поручений, а под видом диалога в СМИ организованы монологи реформаторов в форме мифов якобы о реальности написания ими спасительных базовых учебников и обоснованной разработки обновленной законодательной и нормативной правовой базы, содержания образования, его структурирования, учебно-методического обеспечения. Они откровенно игнорируют обоснованную критику и отказываются отвечать на нее даже на запросы самых авторитетных СМИ.

    И вот на данный момент мы имеем проявление такой их бульдозерности в предложениях, поданных в обсуждаемый проект программы социально-экономического развития на 2016-2020 годы для принятия на Всебелорусском народном собрании. Они, видимо, надеются получить в свои руки абсолютную санкцию на безапелляционное отфутболивание любой критики и вводить любое педагогическое безумство в практику школы, как например, нынешнее новшество, издевательски названное ими профильным обучением. Ведь даже на уровне дореволюционной кухарки может быть понятно, что вводить такую глубокую новацию без концепции и учебно-методического обеспечения обучения является тяжелейшим грехом, не имеющим срока давности для прощения. Сегодня они предлагают утвердить это безумие в форме:  «Особое внимание будет уделено вопросам расширения профильного обучения на III ступени общего среднего образования (X — XI классы)».  И здесь же провести закрепление бесповоротного перестроения нашей школы на потребу их болонских идеологов и вдохновителей в редакции:  «Важным направлением развития образования определено совершенствование системы непрерывного образования в целях реализации в полном объеме принципа  “ образование через всю жизнь ” ».  Реализацией этого принципа они собираются переделать школу, обратим внимание, « в полном объеме принципа  “ образование через всю жизнь ”» .  Познакомившись  с пониманием наших реформаторов этого принципа (замечу, не имеющего однозначного понимания и разработки в теории), мы сможем осознать, какую бомбу и виселицу готовят они для нашей общеобразовательной школы, а вместе с этим и нешуточную угрозу государственному суверенитету Беларуси.

    А то, что они намерены протащить эту бомбу-виселицу для утверждения Всебелорусским собранием – это и мерзко, и крайне цинично!!!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?