БелТПП объединяет более 2600 предприятий, представляющих весь спектр белорусского предпринимательства

Вместе — всегда сильнее

Сегодня Белорусскую торгово-промышленную палату по праву можно назвать экспертом в сфере продвижения внешнеэкономических интересов отечественных производителей. Одной из ключевых миссий организации является поддержка экспорта, поиск новых перспективных товарных ниш, расширение географии поставок с акцентом на страны дальней дуги. Однако вызовы последних лет сделали выполнение этих задач крайне непростым. Как БелТПП удалось оперативно адаптироваться к новым реалиям, а также об актуальных инструментах поддержки экспортеров, новых проектах и планах на будущее накануне юбилейной даты корреспонденту «Р» рассказал председатель БелТПП Михаил Мятликов.

Экспозиция Республики Беларусь The Taste of Nature на выставке Gulfood в Дубае в феврале 2021 года.

От МСП до холдингов

— История БелТПП берет свое начало с создания Белорусского отделения Всесоюзной торговой палаты 23 декабря 1952 года. 70 лет — немалый путь… С чем БелТПП подошла к своему юбилею?

— За эти годы Белорусская торгово-промышленная палата убедительно доказала свою востребованность, обеспечивая прямой диалог между деловыми кругами и государственными структурами, способствуя расширению международных связей и продвижению экспорта. Отрадно, что наш потенциал востребован в развитии промышленной, торговой инфраструктуры, повышении конкурентоспособности и укреплении позиций Беларуси на мировом рынке.

Широкая партнерская сеть и активная работа представителей БелТПП за рубежом позволяют эффективно представлять интересы наших производителей более чем в 100 странах.

Для укрепления и продвижения за рубежом национального бренда «Сделано в Беларуси» мы проводим свыше 30 экспозиций в год, выполняем функции координатора выставочно-ярмарочной деятельности в иностранных государствах.

Сертификаты о происхождении товаров, выдаваемые БелТПП, сопровождают экспортные поставки более чем в 130 стран мира. Независимая оценка стоимости, выполненная нашими специалистами, позволяет максимально защитить интересы отечественных предприятий.

Мы разработали уникальный образовательный проект «Академия экспорта», который помогает руководителям и специалистам белорусских компаний получить прикладные знания в продвижении экспорта.

Наши эксперты ежедневно оказывают юридическую помощь в защите внешнеэкономической деятельности предприятий Беларуси, подтверждении прав на объекты интеллектуальной собственности. А анализ пяти дел Международного арбитражного суда при БелТПП, связанных с применением Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, размещен в качестве образцов наилучшей практики в специализированной базе данных CLOUT.

Свидетельством эффективности деятельности БелТПП является непрерывный рост числа членов Палаты. Сегодня мы объединяем более 2600 предприятий, которые представляют весь спектр белорусского предпринимательства: от малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей до крупных предприятий и холдингов, министерств и государственных комитетов.

«РroБизнес в условиях санкций» и не только

— Михаил Михайлович, ключевая миссия Палаты — продвижение экспорта. Как изменилась концепция работы БелТПП в связи с ограничительными мерами, принятыми в отношении белорусских предприятий-экспортеров?

— В сложившейся обстановке, безусловно, стало труднее действовать в привычном режиме и формате. Но трудности всегда дают толчок к развитию и открывают новые возможности. Тем более что бизнес — это сфера, которой не свойственно стоять на месте, потому что речь идет о работе на конкретный результат.

Ограничительные меры в некоторой степени поспособствовали тому, что акцент продвижения мы перенесли на рынки дальней дуги. Так, недавно мы организовали Иранско-Белорусский бизнес-форум в Тегеране с участием более 120 руководителей и представителей компаний двух стран. К нам приезжали делегации деловых кругов из Пакистана, Кубы, назначены представители БелТПП в ЮАР и Пакистане.

Иранско-Белорусский бизнес-форум в Тегеране.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО БЕЛТПП

Мы стремимся сохранять наше присутствие и в традиционно дружественных странах. Только в этом году БелТПП провела ряд крупных бизнес-форумов в России, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане. Так что можно смело сказать, что, несмотря на все сложности, мы активно проводим деловые мероприятия и останавливаться на достигнутом не собираемся.

В ответ на вызовы, стоящие перед отечественными экспортерами, мы запустили на своем сайте информационные платформы «proБизнес в условиях санкций» и «Голос бизнеса». На первой площадке собраны актуальные сведения о введенных международных санкциях, о мерах поддержки бизнеса, размещены материалы о возможностях диверсификации экспорта по каналам электронной торговли, представлены бизнес-предложения зарубежных партнеров. Задача же платформы «Голос бизнеса» — аккумулировать предложения по вопросам внешнеэкономической деятельности и улучшения деловой среды, которые затем направляются в республиканские и местные органы власти, а также Евразийскую экономическую комиссию.

Контакты и контракты

— Одним из направлений деятельности БелТПП является организация и проведение выставок. Расскажите подробнее о результатах этой работы.

— Выставочная деятельность — одно из наших приоритетных направлений. Все выставки, организуемые БелТПП, всегда приносили результат. Например, по итогам участия в международных выставках Interfood Azerbaijan и Caspian Agro в Баку в мае 2022 года белорусские компании заключили экспортные контракты на общую сумму примерно 70 миллионов долларов. Нацио­нальная экспозиция на выставке Vietnam Expo в Ханое принесла более 20 документов о сотрудничестве с партнерами из Вьетнама на общую сумму около 7 миллионов долларов. А участники отечественной экспозиции на крупнейшей продовольственной выставке Gulfood в Дубае договорились о поставках своей продукции в Катар, Кувейт, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Китай, Южную Корею, Азербайджан, Иорданию, Ливан, в страны Африки.

2022-й был весьма богат на выставочные мероприятия. Мы организовали и провели 22 выставки и экспозиции белорусских предприятий в 15 странах: Азербайджане, Армении, Вьетнаме, Грузии, Египте, Зимбабве, Казахстане, Кении, Китае, Монголии, ОАЭ, России, Сирии, Таджикистане и Узбекистане, пять из которых состоялись в рамках плана нацио­нальных выставок в иностранных государствах. Участие в этих мероприятиях приняли более 300 наших предприятий-экспонентов.

Сейчас активно строим планы на будущий год. В приоритете — участие в выставках на территории России и стран ЕАЭС, а также стран дальней дуги — Азии, Африки и Латинской Америки. В целом в календаре на 2023-й — свыше 40 ключевых международных выставок в 23 странах. Несмотря на нынешние сложности взаимоотношений с отдельными европейскими государствами, мы не сбрасываем со счетов крупнейшие мировые выставочные площадки и по возможности предполагаем вернуться на них.

Отмечу, что впервые Республика Беларусь будет участвовать в международной промышленной выставке «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге с масштабной национальной экспозицией в почетном статусе «страна-партнер».

Кроме того, мы готовимся к участию в будущем году в наших уже традиционных экспозициях на крупнейших международных выставках, в том числе Gulfood в Дубае (ОАЭ), «Продэкспо» в Москве (РФ), Uzfood и «Иннопром. Центральная Азия» в Ташкенте (Узбекистан), Interfood Azerbaijan в Баку (Азербайджан) и ряде других мероприятий.

В фокусе внимания — ЕАЭС

— В последние годы значительно активизировалось взаимодействие БелТПП с Евразийской экономической комиссией. Как развивается сотрудничество?

— Действительно, у нас сформировалась устойчивая практика взаимодействия с Евразийской экономической комиссией по вовлечению представителей бизнеса в обсуждение на площадке ЕЭК проблемных вопросов, в том числе для устранения препятствий во взаимной торговле.

Все предложения бизнеса анализируем и систематизируем, предварительно обсуждаем с ЕЭК, Министерством экономики и другими органами госуправления, инициируем их внесение в повестку работы ЕЭК и совместно с предприятиями участвуем в решении проблемных вопросов.

Мы регулярно организовываем деловые встречи белорусских предприятий с руководством ЕЭК, в том числе на площадке профильного комитета БелТПП по взаимодействию с Евразийской экономической комиссией, которые позволяют подходить к проблемам наших предприятий в прикладном ключе.

Такое интенсивное сотрудничество с ЕЭК позволяет оперативно решать конкретные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприятия. Успешный опыт взаимодействия подтверждается на примере ОАО «МАЗ», СЗАО «Белтелекабель», СООО «СТиМ Брест» (их продукция включена в Евразийский реестр промышленных товаров государств — членов ЕАЭС), ОАО «Амкодор» (решен вопрос о допуске к госзакупке в России, предприятие выиграло тендер), ОАО «Могилевлифтмаш» (решен вопрос регистрации в Единой информационной системе закупок в РФ).

Продолжение работы по выявлению актуальных для бизнеса Беларуси проблемных вопросов на пространстве ЕАЭС и их внесение в повестку работы ЕЭК для БелТПП является одной из важнейших задач. В настоящее время нами формируется перечень проблемных вопросов, среди которых введение утилизационного сбора на импортную специальную технику, необходимость гармонизации законодательства о субсидировании продукции машиностроения, взаимное признание электронной цифровой подписи, подтверждение уплаты НДС и другие.

— Цифровизация — реальность нашего времени. Насколько результативен проект БелТПП «Экспорт online»?

— Сегодня эффективное взаимодействие с деловыми партнерами, в том числе на экспортном направлении, становится невозможным без современных цифровых инструментов. Международная торговля все больше уходит в онлайн, поэтому белорусским экспортерам важно обеспечить свое присутствие на зарубежных электронных площадках.

В прошлом году БелТПП запустила проект «Экспорт online», в ходе которого предприятиям — членам БелТПП были представлены особенности работы на крупнейших платформах электронной торговли, доступные инструменты онлайн-продвижения и коммуникации. В рамках проекта уже прошли мероприятия, посвященные 15 зарубежным торговым площадкам, включая Alibaba.com, Europages, OZON, WILDBERRIES, Росэлторг и ряд других.

В семинарах-консультациях с привлечением официальных представителей этих электронных площадок приняли участие более 350 представителей нашего бизнеса, а раздел сайта о проекте за период его реализации посетили свыше 16 тысяч пользователей. И это лучшее доказательство, что производители заинтересованы в выходе на мировые электронные площадки.

Более 60 научно-технических и инновационных разработок представила Беларусь на международных выставках Caspian Agro и Interfood в Азербайджане.
Фото БЕЛТА

Нужная поддержка

— БелТПП уже пятый год реализует проект «Академия экспорта». Как он способствует продвижению отечественной продукции?

— За пять лет у нас уже более трех тысяч выпускников. Проект успешно развивается и вызывает большой интерес у представителей бизнеса, которые по своей натуре прагматичны и интересуются только тем, что действительно дает результат.

Ежегодно мы формируем программу бизнес-курса с учетом необходимости обучения представителей предприятий-экспортеров работе в условиях, продиктованных временем. Например, в 2022-м рассмотрели инструменты финансовой поддержки экспорта, особенности страхования экспортных рисков, заключение экспортных контрактов, алгоритмы выхода на внешние рынки, актуальные техники продаж и многое другое. Отдельный модуль сделали совместно с представителями Евразийской экономической комиссии.

Для членов БелТПП обучение в Академии экспорта бесплатное, потому что для нас это своего рода инвестиции в человеческий капитал, в способных и стремящихся к развитию предпринимателей и менеджеров. Это инструмент не совсем прямой поддержки, но тоже очень важный, поэтому мы и дальше будем развивать проект.

Однако Академия экспорта намного шире, чем просто бизнес-курс. В рамках проекта проводятся страновые и отраслевые семинары, где представители белорусских предприятий могут познакомиться с особенностями ведения бизнеса в разных странах. Например, в 2022 году мы провели семинар, посвященный особенностям получения сертификатов кошерности. Мероприятие вызвало большой интерес среди отечественных предприятий, заинтересованных в организации поставок на рынок Израиля. Будем организовывать подобные семинары и впредь.

Оценкой качества проводимых нами мероприятий стало получение Центром делового образования БелТПП государственной аккредитации на право реализации программ повышения квалификации.

Мы разработали уникальные программы повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий с выдачей документа гособразца. Было принципиально важно, чтобы программы имели конкретную практическую направленность — слушатели, прошедшие обучение, не просто получили сертификат о повышении квалификации для галочки, а прежде всего усовершенствовали имеющиеся знания, дополнили их современными и новыми техниками и подходами, а впоследствии, вернувшись на свои предприятия, смогли применить полученные знания на практике, внедрить новые подходы в работу коллектива.

anufrieva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter