Вместе весело шагать

СНГ, СГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП, ЕАЭС... Постсоветские интеграционные аббревиатуры порой режут и взгляд, и слух...

СНГ, СГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП, ЕАЭС... Постсоветские интеграционные аббревиатуры порой режут и взгляд, и слух. Разбежаться два десятка лет назад пятнадцати республикам СССР ничего не стоило. Возвращаться в осмысленное и, главное, взаимополезное сообщество оказалось гораздо сложнее.


Два десятка лет назад страны одной шестой суши разобрали по суверенитету — и пошли каждая своей дорогой. Кто куда пришел и сколько этого суверенитета с собой донес — вопрос дискуссий. Прибалтика, например, объявила о долгожданном освобождении от «советской оккупации», а путь к абсолютной самостоятельности укоротила едва ли. Знаменитые в былые времена промышленные брэнды RAF, VEF, RVR, другие словно испарились. Не видно на магистралях тех микроавтобусов, в домах радиотехника иных марок, лишь по железным дорогам еще кое–где курсируют латаные–перелатаные до боли знакомые электропоезда. Зато государства, некогда блиставшие производством сложной техники, обретя истинную независимость, сегодня не в силах принимать самостоятельные решения без оглядки на указующий перст Брюсселя. Даже политические решения. Не говоря уже о сугубо деловых: как закрыть атомную электростанцию и можно ли построить новую.


История прошла по новому витку. Для кого–то он оказался замкнутым кругом, но правильнее увидеть в нем все–таки звено спирали, ведущей вверх. У трех стран, стоящих у истоков образования будущего Евразийского экономического союза, есть выгодное отличие. И Беларусь, и Россия, и Казахстан с коллапса начала 90–х и до сей поры сохранили главное — исключительное право собственного выбора пути становления новой государственности. Сегодня никто не может попенять ни одной из этих стран на зависимость от кого бы то ни было. Отсюда и особая весомость стремления идти навстречу друг другу, поручая принимать значительные решения за троих наднациональной структуре. В нашем случае на сегодня — Евразийской экономической комиссии.


Будем называть вещи своими именами. В некотором смысле три страны поделились своим суверенитетом. Но поделились с кем? Ответ очевиден: друг с другом. И в интересах друг друга. А коль так, то правильнее, пожалуй, говорить не о делении, а о сложении возможностей для достижения общих интересов. Это очень наглядно иллюстрируют некоторые цифры из материалов к прошедшим в среду сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Высшего евразийского экономического совета. С момента образования Таможенного союза взаимный товарооборот трех стран–участниц вырос более чем на 10 процентов. За это же время мы вместе увеличили торговлю с третьими государствами вполовину меньше. При этом между собой торговали на пятую часть высокотехнологичными машинами и оборудованием, а с внешним миром (если можно так сказать) — только на 2 процента.


Сейчас происходит формирование конфигурации нового объединенного очень емкого рынка. Для чего он нужен? При равных условиях доступа к сырью, услугам естественных монополий, транспорта, на что обращают особое внимание Беларусь и Казахстан, три страны повышают свою общую конкурентоспособность на внешних рынках. А при взаимной интеграции промышленности усиливают этот эффект не меньше чем на порядок. Это одна сторона общих выгод. Вторая — рынок внутренний.


Уже который год лихорадит мировую экономику. В таких условиях делать ставку только на внешние связи опасно. Значит, нужен надежный собственный якорь, который позволит удержаться на плаву, если иностранные партнеры вынужденно снизят экономическую активность. Проще говоря, станут меньше покупать наших товаров. У нас же вместе 170 миллионов потенциальных покупателей. Получается, любой неудобный поворот рыночной судьбы вполне можем относительно спокойно пережить.


Здесь тема уже переходит в плоскость безопасности. В широком смысле. Таможенный союз, Единое экономическое пространство, в недалеком будущем Евразийский экономический союз становится весьма значимым игроком не только на экономической, но и на политической карте мира. А коль так, то он должен обеспечить самому себе спокойное существование и развитие. За нас никто этого не сделает. Поэтому и решение о создании Коллективных сил ОДКБ видится вполне логичным и оправданным.


Все это, конечно, может показаться приметами большой политики. И небезосновательно. Но стоит все же видеть главное. В одиночку в нынешнем мире непросто выживать даже самым сильным державам. Любая заносчивость здесь — до поры. А каждой уважающей себя и ответственной стране нужна прежде всего стабильность в оценке своего будущего. Только при этом можно строить комфортную жизнь для своих граждан. Беларусь, Россия, Казахстан в этом смысле поняли друг друга. А, судя по интересу к решениям прошедших саммитов, это понимание гораздо шире.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter