Вместе с таблеткой войну не проглотишь

ВИТЕБСКИЙ областной клинический центр медицинской реабилитации — для воинов-интернационалистов. И хотя центр назвали областным, география его пациентов одной Витебщиной не ограничивается. Поправить здоровье сюда приезжают афганцы со всей Беларуси. Учреждений здравоохранения именно для афганцев нет ни в одной стране СНГ.

Витебский центр медицинской реабилитации воинов-интернационалистов скоро прирастет новым лечебным корпусом

ВИТЕБСКИЙ областной клинический центр медицинской реабилитации — для воинов-интернационалистов. И хотя центр назвали областным, география его пациентов одной Витебщиной не ограничивается. Поправить здоровье сюда приезжают афганцы со всей Беларуси. Учреждений здравоохранения именно для афганцев нет ни в одной стране СНГ.

ПАВЕЛ Федорцов из Гомеля служил в 334-м отряде специального назначения.

— В Афгане воевали только отрядами — настолько сильное сопротивление, я был командиром отделения, — вспоминает Павел. — Однажды под Джелалабадом взяли укрепрайон, скрутили языка, который показал, где склады с оружием. Его оказалось так много, что вертолеты не смогли забрать, пехота помогала. В Афгане ведь как: сколько духов обезвредишь — не главное. Завладеть трофейным оружием, намного важнее.

Возвращаясь с очередного задания, он с боевыми товарищами подорвался на мине. Из четырех уцелел только один Павел, осколок засел в предплечье так, что нельзя было пошевелить кистью руки. После госпиталя рука заработала, но осколок так и остался: как ни пытались медики, однако достать его не смогли.

О своих болячках Павел рассказывать не любит, но говорит, что осколок иногда дает о себе знать. Правда, после двенадцатидневного курса реабилитации в Витебском центре состояние здоровья Павла намного улучшилось.

КРОМЕ физических травм, у солдат и офицеров, побывавших в горячих точках, порой случаются последствия боевого стресса.

— Около тридцати процентов ветеранов страдают посттравматическим расстройством, — рассказывает главврач центра Игорь Мищук. — Но не нужно его путать с психическим заболеванием. Служившие в Афганистане получили стресс, в результате повышенная тревожность, вспыльчивость, бессонница, спазм мышц и сосудов, повышенное артериальное давление, ишемическая болезнь сердца, аритмия.

Чтобы скорее вернуть таких людей к полноценной жизни, и существует центр. Кстати, единственный в Беларуси именно для воинов из Афгана. (В госпиталях для ветеранов ВОВ, например в Могилеве и под Минском, лечат солдатов разных войн.)

— У нас есть психолог, который по желанию проводит тестирование. Проходят сеансы и на саморегуляцию — аутогенные тренировки, релаксации, гипнотерапии, телесно-ориентированная терапия, — добавляет Игорь Мищук.

У ДЕСАНТНИКА Александра Шафранова из Бреста часто поднимается давление. Все потому, что сдерживал эмоции, которые, как говорят врачи, преобразовались в психосоматические болезни.

Из Афганистана он вернулся с орденом «За мужество» и медалью «За отвагу». Там служил заместителем командира дивизии в афганской армии, дислоцировавшейся в Кандагаре, координировал действия соединения с войсками Советской Армии.

— В 1984 году банда душманов попыталась взять измором племя, которое не поддерживало их политику, — вспоминает Александр. — Старейшины племени попросили у нас помощи.

С командиром десантно-штурмовой бригады Александр решил подъехать ближе и выяснить силы бандитов, но их БТР подорвался на управляемом фугасе. Водителя убило, командиру раздробило ноги.

— А меня отбросило на скалы. От сильного удара сдавило позвоночник, переломало ребра. Правда, костный мозг не пострадал, и я после госпиталя смог встать на ноги. Из-за того, что боковые позвонки осели, стал на два сантиметра ниже. Врачи сказали, что родился в рубашке, могло и парализовать.

Но вылечить позвоночник оказалось невозможно. В центре врачи поддерживают его работу. Делают иглоукалывание, чтобы активизировать действия связывающих нервов.

— Благодаря врачам у мужа перестали болеть ноги, исчезли судороги, — рассказывает жена Александра Зинаида.

Вместе с мужем она тоже проходит двенадцатидневный курс реабилитации. Члены семей воинов-интернационалистов и семей погибших лечатся в центре бесплатно.

– С ПЕРВОГО января этого года центр переименовали из республиканского в областной из-за передачи в коммунальную собственность облисполкома. Но объемы и масштабы реабилитации, которые выполняли, сохранятся: в среднем 2400 пациентов в год со всей страны, — поясняет Игорь Мищук. — Кстати, в этом году у нас юбилей, 20 лет. У нас поправили здоровье около пятидесяти тысяч пациентов. Из них 32 тысячи — это ветераны боевых действий, 1597 — члены семей погибших, 2062 — инвалиды.

— Афганская «печать» роднит людей. Они связаны невидимой нитью, у них схожие биографии — это объединяет. С такими людьми намного легче работать, они быстрее идут на поправку, — считает врач-реабилитолог отделения медицинской реабилитации № 2 Иван Недвецкий, который и сам служил в Афганистане.

Кстати, скоро центр сможет принимать больше нуждающихся в реабилитации. В планах его расширение со 100 до 150 коек. Новый корпус, который, к слову, строится с 1996 года, готов чуть более чем наполовину, но администрация учреждения все же надеется, что в долгострой удастся вдохнуть энергию и в скором времени он примет своих первых постояльцев.  Финансирует стройку Витебский облисполком.

Константин КОВАЛЕВ, Павел ЧУЙКО (фото), «СГ»

От «СГ»

При передаче центра в другую собственность была допущена неточность при его переименовании. В ближайшее время он будет называться Витебский областной клинический центр  медицинской реабилитации для ветеранов и инвалидов боевых действий на территории других государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter