Вместе мы сможем накрыть щедрый стол

РАЗГОВОР о принятии такого документа велся фактически с момента образования Союза. Понятно, для того чтобы принять окончательное решение, потребовалось всесторонне проработать многие вопросы — производственные, финансово-экономические, социальные, управленческие — и найти оптимальное их решение, отвечающее интересам обоих государств, товаропроизводителей, населения в целом. Поэтому работа над концепцией заняла больше времени, чем можно было ожидать.

Концепция единой аграрной политики Беларуси и России позволит крестьянам и переработчикам выйти на новый уровень интеграции.

РАЗГОВОР о принятии такого документа велся фактически с момента образования Союза. Понятно, для того чтобы принять окончательное решение, потребовалось всесторонне проработать многие вопросы — производственные, финансово-экономические, социальные, управленческие — и найти оптимальное их решение, отвечающее интересам обоих государств, товаропроизводителей, населения в целом. Поэтому работа над концепцией заняла больше времени, чем можно было ожидать.

Ее значение трудно переоценить. Единая аграрная политика России и Беларуси позволит нашим странам совершить, без преувеличения, прорыв в решении одного из ключевых вопросов экономической и социальной жизни современности — продовольственного. Те же частые погодные аномалии в Беларуси и России лишний раз подчеркивают — с рассмотрением и утверждением проекта следовало поторопиться уже по той причине, что создание единого аграрного пространства позволит в будущем смягчать их негативные последствия.

Одна из основных задач на данном этапе — ускорить освоение инновационных технологий и техническое перевооружение АПК, развитие совместных форм научно-технического сотрудничества. Ее решение особенно важно для России, где обеспеченность тракторами, комбайнами, другой сельскохозяйственной техникой составляет 50—70 процентов от нормативной. Беларусь с ее развитым тракторным и сельскохозяйственным машиностроением в состоянии внести весомый вклад в обновление материально-технической базы российского аграрного сектора. Первые довольно уверенные шаги в этом направлении уже сделаны. Министерство промышленности Беларуси и Министерство промышленности и торговли России создали совместную рабочую группу по развитию автосельхозмашиностроения.

Перспективы вырисовываются неплохие. Тем более что для них создается и ежегодно укрепляется надежный технический и технологический фундамент. Наши страны постепенно превращаются в значимых игроков на мировых рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Еще недавно такая постановка вопроса казалась утопией. Однако мы видим, что Россия в числе лидеров по экспорту зерна, Беларусь — по экспорту молока и молочной продукции. Спрос на продовольствие в мире большой, он неуклонно растет, тогда как степень его удовлетворения за последние 15—20 лет ощутимо снизилась.

Вместе мы сможем накрыть щедрый обеденный стол. Об этом неоднократно заявляли руководители аграрных ведомств Беларуси и России. Сейчас стоит задача обеспечения не просто достатка продовольствия, а питания, отвечающего научно обоснованным нормам. В Советском Союзе потребление самых ценных с физиологической точки зрения продуктов до них не дотягивало. В 1990-е годы положение стало еще хуже, душевое потребление мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, фруктов снизилось даже по сравнению с советскими показателями. Положение выправляется пока медленно. Так, в 2010 году потребление мяса в России составило 81 процент от нормы, молока и молокопродуктов — 80, рыбы и рыбопродуктов — 55, овощей — 75 процентов. Несколько лучше положение в нашей стране. В то же время потребление картофеля, макарон, круп и хлебобулочных изделий превышает рекомендуемые нормы.

По мнению госсекретаря Союзного государства Павла Бородина, успешное осуществление единой аграрной политики позволило бы не только увеличить производство основных продуктов питания в должном объеме и ассортименте, но и обеспечить их ценовую доступность. Объективные предпосылки для превращения Союзного государства в «продовольственную державу» имеются. Только наши собственные недоработки или промахи могут помешать этому.

В рамках Союзного государства действует более 120 межгосударственных и межправительственных соглашений и договоров по вопросам экономического сотрудничества. Вместе с тем за двадцать лет самостоятельного развития Россия и Беларусь довольно далеко разошлись в подходах к аграрной отрасли, что создало определенные трудности при подготовке концепции. Тем более важно, что удалось найти, четко сформулировать пути их преодоления. Один из источников трудностей — различная степень рыночности экономик России и Беларуси. Ряд проблем, связанных с этим различием, был снят с созданием Таможенного союза. Как считают экономисты, общая аграрная политика Союзного государства должна согласовываться с шагами по превращению Таможенного союза в единое экономическое пространство.

Александр ШЕВКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter