Вместе мы сильнее. Лукашенко встретился с губернатором Новгородской области

Визиты российских губернаторов в Беларусь всегда наполнены серьезным деловым содержанием. И именно в региональном разрезе очень четко прослеживаются деловые связи между отраслями, конкретными предприятиями, их трудовыми коллективами. Это и есть живая ткань, из которой сшивается общее полотно взаимодействия, в котором и Минск, и Москва заинтересованы очень глубоко. Поэтому на встрече с губернатором Новгородской области Андреем Никитиным Президент Беларуси Александр Лукашенко особо отметил:

— Я очень часто говорю: если кто-то в России думает, что это их Россия, они ошибаются. Это и наша Россия. К этому надо привыкать. Россия — это больше, чем страна, для Беларуси тем более. Это идеология, и ее из меня не выбить… Нам нельзя потерять друг друга. Ни в коем случае. Что, у вас есть более близкий союзник, чем Беларусь? Нет. Более близкой страны, чем Россия, у нас тоже нет. Поэтому мы должны сотрудничать.


Фейкам в диалоге не место

Предостережение о том, что «нельзя потерять», прозвучало не случайно. Очевидно, что есть немало сил тайных и явных, которые не устают от попыток вбивать клинья между нашими государствами и народами. Особенно рельефно это проявляется в информационной среде. Александр ­Лукашенко обратился к буквально свежему примеру. В Беларусь приехала некто Анна Богачева. У компетентных органов возникла необходимость с ней побеседовать. Что и было сделано совершенно спокойно. Но тут ряд телеграм‑каналов, а за ними и некоторые вполне официальные СМИ стали поднимать шум, что Богачеву то ли задержали, то ли арестовали, хотя это, мягко говоря, совсем не правда. А подоплека истории выдумана и вовсе какая‑то демоническая. Глава государства рассказал гостю:

— Тут целая «революция» поднялась в связи с опросом гражданки России, которая якобы вмешивалась в президентские выборы (в США. — Прим. ред.). Меня уже чуть ли не обвинять стали.

Рассуждая на тему, Президент также напомнил о ситуации, которая сложилась в Беларуси некоторое время назад:

— Вы знаете, почему посол Америки от нас убыла в 2008 году? За вмешательство в выборы в Беларуси. Открытое вмешательство — участие в демонстрациях и прочее. Я ей дал сутки для того, чтобы она покинула нашу страну с другими дипломатами. И скажите, как я после этого должен относиться к вмешательству в выборы американские? Если даже оно было бы. У меня уже выработан соответствующий к этому иммунитет, и я знаю, что вмешиваться в американские выборы практически нереально. Ну а если кто‑то высказывал свою позицию, то надо прежде всего начинать с меня. Возьмите мои заявления открытые, публичные во время выборов в Соединенных Штатах Америки. Я тогда открыто поддерживал Трампа, критикуя демократическую Америку: как они действовали против Трампа. Это в первый раз было в Послании Президента Парламенту.

При этом Александр ­Лукашенко особенно подчеркнул то, что один из важнейших приоритетов государства — защита своих граждан. В том числе и в контексте союзнических отношений с Россией:

— Надо понимать, что мы практически действуем как на территории одного государства в подобных случаях: что Россия в отношении наших граждан, что мы в отношении российских граждан. И тут не может быть никаких иных вариантов, как защита интересов России, граждан Российской Федерации. Это все в мире знают.


Возвращаясь к сути ситуации, Глава государства обратил внимание на то, что на территории Беларуси действует автоматизированная система мониторинга прибытия и перемещения граждан других государств. И если эта система подает определенный сигнал, то необходимо как минимум вникнуть, почему это происходит:

— Человек прибывает в Беларусь, заселяется — и сразу в компьютере (мы же айтишная страна) высвечивается фамилия красным шрифтом. То есть он находится под вниманием чьим‑то. Я образно говорю: красный цвет. Что надо сделать? Надо разобраться. Может быть, человек совершил убийство, еще что‑то. Мы же не знаем. Мы видим только фамилию. Вот мы и уточняли, что к чему. Но когда мы увидели, что якобы кто‑то вмешивался в американские выборы, то после этого разговора нет…

Обращаясь к присутствовавшему на встрече послу России Дмитрию Мезенцеву, Глава государства сказал, что на этот счет у них был практически сразу телефонный разговор:

— Мы ни от кого скрывать не будем, что ни Лавров с Макеем, ни Путин со мной не обсуждали эту проблему, а я вас разыскивал в Беларуси, и вы мне через три минуты позвонили, и я даже у вас уточнял, что тут случилось. Для меня это было странностью. А после этого началась накрутка. Разные «Незыгари» (телеграм‑канал. — Прим. ред.) ваши и прочие… У нас таких на территории нет. Могут где‑то с Польши, с Америки вещать, с России. Но на территории Беларуси нет. Не потому, что мы их гнобим. Нет. Потому, что они просто здесь не приживутся. И вот разного рода такие каналы начали накручивать ситуацию. Правда, один наш оппонент очень серьезный, что меня удивило, сказал: слушайте, а как белорусы должны были поступить? Они же должны были выяснить, что это за человек. А то, что она будет отпущена, не вызывает сомнений. Так он сказал до того, как были выяснены все обстоятельства.


Партнерство определяет экономика

Любопытно, как, словно круги по воде, расходятся волны после таких информационных вбросов. Уже ясно, что ситуация не стоит выеденного яйца. Но ее продолжают препарировать. Президент обратил внимание на то, что появилась новая экспертная версия о том, что режиссеры — российская сторона. Дескать, там решили, как лакмусовой бумажкой, проверить Беларусь на отношения с Россией.

— Если это так, то — это глупость несусветная. Нам это не надо, — дал однозначную оценку Глава государства.

При этом он не скрывает, что в партнерстве двух стран были разные периоды. В том числе и очень сложные. Но все это — рабочий процесс. И именно региональное взаимодействие не позволило нашим отношениям пойти вразнос:

— Были времена очень серьезные, когда искрило между нами. И газ перекрывали, и нефть не поставляли, и так далее. И только благодаря регионам нам удалось удержать наши отношения, и сегодня они на приличном уровне. Не без проблем, но на приличном уровне.

Глава государства высказал убежденность, что все текущие, рабочие разногласия абсолютно разрешимы:

— Я думаю, мы с Дмитрием Федоровичем (Мезенцевым — послом РФ в Беларуси. — Прим. ред.), с МИДами, с правительством России (президенты также подключились), решим и эти вопросы.


Между тем Президент обратил внимание на то, что двустороннее сотрудничество ни в коей мере не означает, что надо отказываться от других векторов взаимодействия:

— Я вижу, турецкий гамбит какой‑то затеяли там. Втянули все государства. Россия тоже в этом участвует, смотрит, как там. Правда, в выгодной ситуации, как миротворческая страна. Нам тоже в регионе надо видеть наших соседей. Ту же Украину нашу, близкую, родную России и Беларуси. Славянское государство. Польша. Страны Балтии. Вообще Европейский союз. Если мы что‑то можем в этом плане, вообще Россия должна это использовать. Не надо на нас смотреть как на врагов, которые отвернулись спиной к России. Вот посол России за это время (пребывания в Беларуси. — Прим. ред.) не заметил, что Беларусь куда‑то развернулась. Этого никогда не было и не будет.

Александр ­Лукашенко подчеркнул, что это не просто политическая позиция, но и экономически обоснованная насущная необходимость:

— Нас особо там (на Западе. — Прим. ред.) не ждут. Потому, что препятствием этому является даже не «диктатура» ­Лукашенко. Препятствием этому является экономика. С нашей экономикой в Евросоюзе мы никому не нужны. Потому что там производят все (что и в Беларуси. — Прим. ред.), кроме ­БЕЛАЗов. И на рынок нас туда никто не пускал и не пустит. Я все время их за это критикую. Хоть у нас продукция, они признают, гораздо лучше по многим параметрам, чем их. Но на рынок не пускают. А какая основа сотрудничества тогда с Европейским союзом? Правда, наметились проблемы и с Россией у нас в этом плане. Но я еще раз говорю: мы решим эти вопросы. Мы, по крайней мере, на одном языке разговариваем.

Андрей Никитин.

Строить вместе на века

Ну а коль экономика во главе угла, то на встрече логичным образом обсуждались конкретные направления сотрудничества Беларуси с Новгородчиной. Одно из них — строительство. Гость рассказал о том, что в его регионе разворачивается возведение многих объектов в рамках национальных проектов России. И своих мощностей просто не хватает. Наши специалисты готовы подставить плечо, и Президент напомнил, что эта практика не новая:

— Я когда‑то просил руководителей регионов: если белорусы к вам идут — дайте нам хороший объект или квартал. Мы хотим построить, чтобы вы видели белорусский опыт в строительстве, чтобы население видело: белорусы приехали, построили этот объект. Это наше лицо. Мы хотим с этими объектами присутствовать в регионах Российской Федерации. Поэтому, если у вас такая заинтересованность будет, — давайте попробуем. Пускай с малого начнем. 

Еще с советских времен наша страна сильна в машиностроении. Мы не только сохранили этот потенциал, но и многократно его приумножили. К слову, Андрей Никитин отметил, что до 50 процентов сельхозтехники в регионе — белорусские машины. И их доля растет. Есть интерес и к нашему опыту работы в сельском хозяйстве. На этот счет Президент заметил:

— Я хочу, чтобы вы посмотрели и убедились, что рыночная вакханалия — порезать все на куски и поделить — это не единственный выход. Мы сохранили эти советские огромные предприятия, но они в рыночных условиях работают, как и многие, многие другие предприятия в мире. 

В подтверждение этих слов Президент привел пример встречи с немецкими фермерами: те восхитились объемами площадей в хозяйствах и наличием крупных производителей. По мнению Александра ­Лукашенко, в этом и кроется выгода. Мелким частникам в этом смысле гораздо сложнее:

— Любой частник пытается заработать, он посеял зерно, убрал, продал и душит правительство — откройте нам границы, чтобы мы продавали зерно. Но зерно надо перерабатывать в молоко и мясо. Вот что главное. Но это сложнее. 

Построенная по белорусским технологиям молочно‑товарная ферма в селе Раздольное Корсаковского района Сахалинской области.
Фото blr.rs.gov.ru

Визитная карточка

Президент заверил гостя: мы готовы поделиться накопленным опытом и технологиями в животноводстве, племенном деле, выращивании овощных культур, оснащении молочно‑товарных ферм. В качестве успешного примера он привел молочно‑товарную ферму на Сахалине, построенную по белорусским технологиям. Напомним, крупная молочно‑товарная ферма в селе Раздольное Корсаковского района в свое время была признана образцом успешного сотрудничества двух стран. Комплекс на 1.000 голов функционирует с осени прошлого года. Планируется, что при выходе на проектную мощность предприятие будет ежегодно выпускать более 7 тысяч тонн молока и 200 тонн мяса для жителей Сахалина.

— Можем для образца, как на Сахалине когда‑то делали, построить вам такой комплекс: жилой комплекс и производственный. Если вам интересно, мы можем по сходной цене и для вас построить комплекс. Вы никогда с российскими строителями, извините, что я так говорю, не построите за такую цену. Мы построим и оснастим скотом. 

Губернатор Новгородской области признал: на Сахалине был реализован действительно фантастический проект, для обеих стран это стало хорошим опытом. 

Братство не разрушить

Разумеется, одна из главных целей сотрудничества нашей страны и Новгородской области — углубление экономических контактов и двустороннее сотрудничество:

— Будет интерес в экономике — все остальное приложится. Поэтому, Андрей Сергеевич, ваш визит очень важен. Очень. Приезжайте чаще. Знайте, что вы нам люди не чужие. Особенно новгородцы. Вы для нас люди наши, родные. 

Президент обратил внимание и на тот факт, что сегодня к власти приходит молодое поколение, которое не всегда понимает, что такое славянское единство. В этом контексте важно не потерять наши братские отношения и передавать их новым поколениям: 

— Мы не дружим против кого‑то. Мы же не собираемся завтра против Евросоюза ни экономически, ни дипломатически, ни в военном отношении воевать. У нас всего хватает: в России, в Беларуси всего хватает. Дай бог, побольше бы людей. Нам надо обустроить свои земли, главное — чтобы нам не мешали. 

О близости белорусского и российского народов говорил и Андрей Никитин. Он обратил внимание на два исторических аспекта, которые неразрывно связывают как две страны в целом, так и непосредственно Беларусь с Новгородчиной. В первую очередь это Великая Отечественная война. Гость рассказал:

— На новгородской земле еще в советское время зародилось поисковое движение. Сейчас активно поисковые отряды из Беларуси участвуют. Каждый год приезжает отряд из Бреста. Только за последние годы было найдено около 80 красноармейцев — уроженцев Беларуси в новгородских лесах и болотах. В этом году поисковики нашли уроженца Гомельской области Ивана Ивановича Зарецкого, и 8 мая в преддверии 75‑летия Победы он будет торжественно похоронен на новгородской земле. И вот эта связь — она никакими ни телеграм‑каналами, ни чем‑то еще разрушена быть не может. Эта связь навсегда.

Вторая историческая параллель проходит в духовной плоскости. Гость уточнил:

— Это София Новгородская и София Полоцкая. Основание, фундамент всей нашей истории находится и в Беларуси, и на новгородской земле. Это тоже невозможно ни отменить, ни переиначить.

Что касается современного сотрудничества, то здесь, убежден новгородский губернатор, тоже есть масса точек совпадения интересов. Обращаясь к Президенту, он сказал:

— Я знаю, что вы с Владимиром Владимировичем Путиным на саммите СНГ говорили о необходимости совместных прорывных проектов. Новгородская область готова быть одним из участников таких проектов.

Что ж, историческое и духовное родство — тот фундамент, на котором мы вместе строим крепкое настоящее и уверенное будущее. А что касается фейков и разных нечистых игр на информационном поле, разумные люди понимают, что все это наносное и в сути своей братским отношениям навредить не может.

kryat@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter