Представители двух ассоциаций – Нижегородской промышленников и предпринимателей (НАПП) и Белорусской научно-промышленной (БНПА) — подвели в Минске итоги совместной работы, наметили планы на будущее. В мероприятии участвовал корреспондент «Р».
Работаем в рамках программы
— Наша ассоциация создана в 1987 году, — рассказал главный специалист по внешнеэкономическим связям и коммерции НАПП Владимир Гладков. — В сложные времена несколько директоров промышленных предприятий Нижнего Новгорода объединились, чтобы, попросту говоря, выжить. Сейчас НАПП – одна из самых крупных и авторитетных в Российской Федерации. В ее составе – около 150 разных, как мощных, так и средних предприятий, банков, страховых обществ и так далее. В том числе и такие широко известные, как ГАЗ, «Красное Сормово», авиазавод «Сокол». Если же считать и отраслевые ассоциации, то всего набирается 240 членов. Президент НАПП – Герой Социалистического Труда Владимир Лузякин.
— Какое значение вы придаете сотрудничеству с БНПА?
— Большое, оно определяется масштабностью и объемами торгово-экономических отношений между Нижегородской областью и Беларусью в целом. Наш губернатор поставил задачу довести в 2007 году взаимный товарооборот до 1 миллиарда долларов, а к 2010-му – до 2 миллиардов.
Здесь следует обратиться к Программе развития сотрудничества между Нижегородской областью и Беларусью на 2006—2010 годы. НАПП ответственна за исполнение многих намеченных мероприятий, особенно в области машиностроения. НИИС имени Седакова ведет работу по пяти проектам, предусмотренным данной программой. Нижегородский завод имени Фрунзе поставляет в Беларусь счетчики электроэнергии. Медико-инструментальный завод имени Ленина также согласно договорным обязательствам в прошлом году отгрузил в Беларусь медицинское оборудование. «Сокол» поставлял запчасти и детали для ремонта самолета МиГ-29 УБ и белорусских ВВС в Барановичи.
В свою очередь ГАЗ получает комплектующие, в частности газонаполненные амортизаторы, от Гродненского завода автомобильных агрегатов. НПП «Салют-27» заключило с минским «Планаром» договор на приобретение технологического оборудования – генераторов изображения.
Кроме того, — продолжает Владимир Гладков, — в Нижнем Новгороде состоялась презентация продукции гомельского «Металлополимера», который производит сортировочные пункты твердых бытовых отходов. Намечено создание на одном из нижегородских предприятий СП по выпуску этого оборудования.
В чем взаимный интерес
От бизнеса требуется более активная заинтересованность и участие в решении государственных задач. И обе ассоциации должны всячески содействовать укреплению деловых связей между Беларусью и Нижегородской областью.
Николай Стрельцов, председатель БНПА:
— Заключая в сентябре 2005 года договор о сотрудничестве, мы в первую очередь принимали во внимание следующие важные факторы. Интеграционные процессы в рамках СНГ и Союза Беларуси и России. Большие перемены в промышленно-предпринимательских секторах наших двух стран, в том числе в Нижегородской области. В пределах своей компетенции НАПП и БНПА содействуют установлению взаимовыгодных партнерских связей между представителями деловых кругов нашей республики и российского региона, особенно в области кооперации производства, научно-технического сотрудничества.
Наши коллеги из НАПП привезли в БНПА целый список своих предприятий, которые намерены развивать деловые партнерские отношения с Беларусью в 2007-м и в последующие годы. В планах ОАО «Выксунский металлургический завод» — увеличение поставок металлических труб среднего и большого диаметра для нужд топливно-энергетического комплекса нашей республики. А также цельнокатаных колес для Белорусской железной дороги. ЗАО «Инструмент» и Минский инструментальный завод рассматривают вопрос о создании СП по пило-ножевой продукции для дерево- и металлообрабатывающей промышленности. ОАО «РУМО» заинтересовано в увеличении поставок газомотокомпрессоров и запчастей к ним для оснащения нефтепроводов и газотранспортных систем нашей страны.
Растет и взаимный интерес к расширению кооперационных связей. В этом направлении ОАО «Красный якорь» готово работать с БелАЗом, МАЗом, МТЗ, Минским заводом колесных тягачей и другими. Фирма «Эталон-Р» и гомельский ЗИП обсуждают вопрос о создании СП в Новгороде по сборке радиоизмерительных приборов и комплектующих деталей. Знаменитый ГАЗ готов к расширению кооперационных связей по получению комплектующих для сборки легковых и грузовых автомобилей.
Деловые встречи. Что и как?
Валентин Радионов, директор по внешнеэкономическим связям БНПА:
— Наша задача, образно говоря, часто состоит в том, чтобы посадить, скажем, директоров белорусских и нижегородских предприятий глаза в глаза, пусть они общаются неофициально, говорят о проблемах откровенно, находят такие приемлемые решения, которые иногда в административном порядке просто невозможны.
Сошлюсь на конкретные примеры. Наши ассоциации инициировали встречу автобусников Российской Федерации и белорусских предприятий, поставляющих им комплектующие. Мероприятие проходило на Минском моторном заводе. В частности, гости высказали некоторые претензии по техническому уровню минских двигателей. В свою очередь директор завода Николай Лобач пояснил: российские потребители иногда так торопят с выполнением заказа, что у нас просто не хватает времени «обработать» его как положено.
Проблемы по минским двигателям?
Естественно, что в ходе расширения сотрудничества возникают новые проблемы, их необходимо заранее предвидеть, чтобы во-время решить.
Сергей Варивода, председатель совета директоров ЗАО «Интеллект», остановился на некоторых из них, наиболее актуальных:
— Мы специализируемся на передаче в лизинг автомобилей производства ГАЗ пользователям в Беларуси. Готовы обеспечить финансирование такой формы поставок и иных видов техники, оборудования, выпущенного предприятиями Нижегородской области.
Я хорошо осведомлен, как «принимаются» на том же ГАЗе комплектующие белорусских предприятий. К сожалению, есть беспокойство. Причем по главному требованию – их конкурентоспособности.
Владимир Гладков:
— Административный ресурс не помогает продавать свой товар. Все диктует рынок.
Геральд Маньшин, заместитель директора «Объединенного института машиностроения» НАН Беларуси:
— По ММЗ целый комплекс назревших проблем: поиск новых технологических решений, научно-технический уровень их продукции.
Василий Романов, заместитель председателя БелТПП:
— Очень не хотелось бы, чтобы претензии к ММЗ увеличивались, тем более что двигатели хорошие, пользуются спросом. Но прислушаться к потребителям, особенно к ГАЗу, я бы сказал, для завода жизненно необходимо.
Для того и сотрудничают наши две ассоциации, чтобы сообща решать возникающие проблемы, заметил в конце встречи Владимир Гладков. Вместе идти всегда легче. Верные слова.