На Гомельщине представили уникальные работы фотографа-земляка

Влюбленный в Север

«Ключников. Возвращение» — именно так называется фотовыставка, которая открывается сегодня в Музее печати и фотографии (филиале Музея истории города Гомеля). Уроженец Речицы Александр Ключников своими работами известен в основном на Камчатке, а вот среди земляков имя этого фотоисследователя ныне мало узнаваемо. В наши дни уникальные снимки были фактически случайно извлечены с пыльных полок истории и открыли удивительный мир природы и обрядов евразийского Севера.


Улыбки коряков, бегущий медвежонок, мороз минус 49, солнце, встающее во льдах, — работы фотографа Ключникова поражают своим профессионализмом и глубиной сюжета. В ­1980-е их печатала даже газета «Правда». Сегодня они скорее часть воспоминаний родных и близких мастера. Эти снимки в выставочном зале оказались почти случайно, их фактически заново открыла гомельский коррес­пондент газеты «Нефтяник» Татьяна Болгова:

— Во время очередной рабочей поездки в Речицу мы с фотокором зашли в одну из творческих мастерских Дворца культуры «Нефтяник». Полный восторг вызвали черно-белые снимки, которые достали из запылившегося шкафа и показали мне. На них — невероятной красоты природа Севера: реки, леса, озера, горы. А еще — люди… Почему-то эти фотографии я долго не могла выпустить из рук. Их хотелось рассматривать бесконечно. Спросила, кто автор. Им оказался Александр Ключников.

Интерес журналистки пошел дальше просмотра черно-белых снимков. Выяснилось, что речичанин Александр Ключников обладал многогранным творческим талантом: музыкант, фотограф и исследователь Севера, который часть своей жизни посвятил работе в «Белоруснефти». Он родился в Речице в 1947 году, окончил общеобразовательную школу, а также музыкальную по классу баяна и поступил в гомельское музыкальное училище. После учебы преподавал в музыкальной школе Речицы, был концертмейстером ансамбля танца «Дняпро», играл на гитаре в вокально-инструментальном ансамбле.

В 1972 году вместе с супругой Нелли они отправились работать на Камчатку. Это было время романтики далеких строек и покорителей Севера. Да и деньги там платили неплохие. Семья Ключниковых жила в городе Палана Корякского округа. Александр трудился в школе искусств и концертмейстером в местном Доме культуры. Потом создал вокально-инструментальный ансамбль, который не раз становился победителем окружных, областных и всесоюзных музыкальных конкурсов.

Приход в фотографию случился неожиданно, приводит рассказы жены и друзей Татьяна Болгова:

— В начале 1980-х Ключников вместе с культагитбригадой часто ездил по округу, посещал села, оленеводческие бригады. Традиции Севера, знакомство с природой, людьми и их бытом затягивали и вдохновляли его. Однажды он решил, что будет снимать это на пленку и показывать уникальные кадры миру. Занятия и обряды аборигенов стали главной темой творчества. Александр Владимирович раскрыл в себе талант не только фотомастера, но и исследователя культуры народов Севера. Он стал снимать уникальные документальные видеофильмы. Ключников умел увидеть и зафиксировать то, что другим казалось обыденным. Например, сделанные без единого гвоздя нарты и лапки (подобие лыж), праздники и обряды, песенное и танцевальное творчество коряков, чукчей, ительменов и эвенов. Его фото и видеофильмы приобретал этнографический музей в Ленинграде. Иногда от его сотрудников поступали заказы на конкретную тематику.

Прожив на Камчатке почти 14 лет, семья Ключниковых приняла решение вернуться в Беларусь. Но Александра тянуло на Север. Он устроился в «Белоруснефть». С 1986 года наши нефтяники покоряли Западную Сибирь. Летали рейсом Гомель — Ноябрьск. Место дислокации — Вынгапур — нефтяное месторождение в Тюменской области.

В 1980—1990-е удивительные фотографии Ключникова, внештатного автора газеты «Нефтяник», публиковались в газетах «Правда», «Звязда», «Знамя юности». Теперь его герои не только коренные народы Севера — это люди труда на буровых, которые в условиях низких температур добывают черное золото для страны. Важно, что это не просто снимки — это характеры, глаза, мысли, истории жизни, пойманные в объектив мастером. Именно из таких талантов, профессионалов своего дела и складывается «золотой фонд» нашего народа, уверена директор Музея истории города Гомеля Юлия Купреева:

— Память человеческая очень ограничена временем. Поколения сменяются, и кажется, что только сегодня есть таланты, интересные личности, а важно не потерять эти жемчужины в потоке лет. Посмотрите, как потрясающий буквально современник творил рядом с нами. Его фото словно сошли со страниц ведущих мировых журналов о живой природе или этнографии. Очень важно, что имя Александра Ключникова сегодня снова произносится с восхищением, мы должны ценить своих талантливых земляков и гордиться ими.

Ключников воспитал замечательных дочерей — Наталью и Алесю, дождался внуков — Илью и Кирилла. Однако исследователя неудержимо тянуло на любимую Камчатку, куда он все же отправился во второй раз, к тем образам, которые будоражили его творческое воображение еще в 1970-е. Он брал аппаратуру, рюкзак и летел за новыми историями о героях своих сюжетов. Более того, оцифровал свой громадный фотоархив. К сожалению, в 2009 году Александра Владимировича не стало. Но его работы до сих пор находят живой отклик в сердцах северян. Ведь свой первый фотоальбом он так и назвал: «Мой Север». Жители Камчатки считают Ключникова неординарным и талантливым человеком, оставившим им богатое наследие, которым они вправе гордиться. За последние годы на Камчатке были выпущены два фотоальбома, посвященных его творчеству. Сейчас планируется к выходу третий. Важно, что теперь и на родине фотографа о нем вновь заговорили. Стоит отметить, что в создании выставки активное участие приняли предприятие «Белоруснефть», ветераны-нефтяники и супруга мастера Нелли. «Ключников. Возвращение» — это ­по-настоящему его возвращение в ­Беларусь.

КСТАТИ

В определенный момент Александр Ключников понял, что его навыки фотографа-любителя не соответствуют тем задачам, которые ставит его фантазия. Поэтому он поступил в Кемеровский государственный институт культуры и стал учиться кинофото­искусству, перейдя в разряд профессионалов.

galkovsky@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter