Белорусская гильдия керамистов была зарегистрирована только в конце прошлого года

Влюбить людей в керамику

С другим антуражем выставка керамики в минской галерее «Университет культуры» вряд ли собрала бы столько авторитетных гостей. Вроде бы без больших претензий: два скромных зала с работами, понятными публике и без посредничества искусствоведов, в большинстве своем не для музейных фондов и сувенирного размера. Однако седовласые мэтры национального искусства не стесняются патетики: «Как давно мы об этом мечтали, и вот свершилось, а мы еще живы». Белорусская Гильдия керамистов была зарегистрирована только в конце прошлого года и пока немногочисленна, объединяет всего 28 мастеров. Из Минска и глубинки, несколько знаменитых, но больше совсем юных, едва ли не вчера получивших дипломы творческих вузов. Союз художников называет их «партизанским отрядом», а выставка «Между руками и пламенем» — их первый проект. Намеренно камерный и антипафосный.

В 1980–е художники сбивались в творческие объединения, чтобы продавить шоры традиционных взглядов на искусство — было проще делать это коллективно, сообща устраивать выставки, даже если работы авторов–«единомышленников» спорили друг с другом. Сейчас — та же борьба за публику, но методы совершенно иные. Шокировать, поразить, вызвать резонанс наши керамисты не пытаются. Напротив, демонстрируют то, что должно заведомо понравиться, внушив зрителю желание сотворить что–то подобное самостоятельно. Жаль только, места в галерее «Университет культуры» маловато, ни с печью, ни с гончарным кругом не развернешься. Ограничились встречами с авторами и мастер–классами по росписи керамики (которые, к слову, продлятся еще неделю). Фестиваль состоится позже. Вот потеплеет и размахнемся во всю ширь, обещают мастера.

Главная цель, которую наметила себе гильдия керамистов, может показаться простодушной и незатейливой, как глиняные кружки, в которые гостям вернисажа наливали глинтвейн. «Хотим влюбить людей в керамику», — печатают мастера на своих листовках. В действительности замыслы этого «партизанского отряда» гораздо амбициознее. Но материал у них больно хрупкий. И мечты такие же. Разрушить неосторожным заявлением проще простого. Поэтому главная пока любовь. Никто не против.

Сначала, конечно, влюбить в керамику. Спровоцировать у публики охоту, а может, даже привычку украшать свои памятные события не китайским ширпотребом, а сувенирами белорусских мастеров. Позволить ей ощутить кончиками собственных пальцев лечебное тепло и податливость глины (не просто же так арт–терапия стала популярной международной темой). Открыть народные мастерские по всей Беларуси. Помочь самим керамистам «выйти в люди», в том числе за пределы страны. Первые шаги — это, понятно, выставки, большие и разные фестивали с расчетом на туристов, охотно берущие наших мастеров в партнеры. Кстати, некоторые идеи керамисты уже успели обсудить с гильдией маркетологов. Со временем они планируют создать музей керамики, надеясь с его помощью спасти в том числе те свидетельства советского расцвета нашего монументально–декоративного искусства, которые еще не уничтожили капремонты и реконструкции. И даже... возродить давным–давно закрывшийся Минский фарфоровый завод, на месте которого, как известно, скоро появится новый жилой квартал.

Уже вижу недоверчивые усмешки — недавно сама так улыбалась. Неужели подобное реально? «Пока нет, — честно отвечает председатель ОО «Гильдия керамистов» Светлана Цап. — Поэтому пробуждение любви к керамике — наша основная миссия. Когда человек влюблен, он гораздо охотнее идет и на контакты, и на взаимодействие».

Вслед за этим Светлана предлагает навестить небольшой итальянский город Фаэнца, где в незапамятные времена изобрели фаянс. К началу прошлого века от его величия мало что осталось, пока в 1908 году там не открыли музей керамики, который вместе с международными конкурсами и фестивалями на много лет сделал Фаэнцу популярным туристическим местом. А когда публике приелось и это, городскую экономику спасли открытые мастер–классы местных керамистов, и туристы ринулись к ним за новыми ощущениями.

Их только 28. Но это пока, уверяют в белорусской Гильдии керамистов. Уже сейчас этих мастеров воспринимают всерьез. «Остается надеяться, что когда–нибудь к керамике присоединится стекло, — говорит директор Института искусствоведения, этнографии и фольклора Валерий Жук. — Оно в еще худшем положении, и мы скорбим, а керамистов искренне поздравляем».

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter