Червяков: повышение эффективности инвестиций направлено на рост качества жизни белорусов

Вложения с максимальной отдачей

К счастью, Беларусь не совершила стратегической ошибки и бездумно, в период буйной глобализации, глубоко не интегрировалась в мировую финансовую систему. Хотя, несомненно, как страна с открытой экономикой, республика достаточно активно присутствовала на рынке капитала: и заемного, и инвестиционного. Если не в мировом, то в региональном масштабе. Разрыв былых трансграничных взаимоотношений сказался и на нашей стране. Но не настолько, чтобы иметь необратимые последствия. Тем не менее инвестиции остаются одним из ключевых факторов развития. И очевидно, что сегодня пришло время более активно, эффективно привлекать и задействовать внутренние ресурсы. Они не безграничны, но весьма существенны. Но принципиально важно их качественно использовать. Об инвестиционной стратегии страны, формировании комфортного для внутренних и иностранных инвесторов делового климата, роли государственных вложений и повышения их эффективности рассказал министр экономики Александр Червяков. 

ФОТО АНТОНА СТЕПАНИЩЕВА

Вопреки внешним ограничениям

— Логика англосаксонских стран при политическом и экономическом противостоянии предполагает отрезать «противника» от рынков мирового капитала. Насколько это болезненно для Беларуси? 

— Односторонние рестрикции Запада в финансовой сфере, безу­словно, отразились на инвестиционном поле Беларуси. Но не стоит слишком драматизировать ситуацию. 

Во-первых, в стране проводилась взвешенная политика в части выхода на международные рынки капитала. Мы на них присутствовали, но не были настолько глубоко в них интегрированы, чтобы введенные ограничения могли стать фатальными. Ценные бумаги наших предприятий не торговались на международных биржах. Иностранный капитал, по большому счету, не являлся определяющим в ключевых отраслях. Страна не получала стратегических ресурсов от международных финансовых организаций. Да, привлекались кредитные линии, они были до определенного момента комфортными, инвестировались в развитие инфраструктуры. Но такие кредиты не занимали в структуре инвестиций большой доли. К тому же это сотрудничество в большей степени свернулось еще три года назад. 

Во-вторых, традиционно наши субъекты хозяйствования ориентировались не на портфельные инвестиции, а на сотрудничество со стратегическими партнерами. Таким образом, экономика в меньшей степени зависит от западных инвестиционных институтов, которые чувствительны к санкциям. Частные инвесторы готовы продолжать сотрудничать с Беларусью. Другой вопрос, что этот процесс будет теперь, по известным причинам, менее публичным. Тем более что Беларусь не вводила и не планирует вводить никаких дискриминационных мер в отношении зарубежных компаний. 

По итогам 2022 года прямые иностранные инвестиции на чистой основе составили 1,5 миллиарда долларов, увеличившись на 15,3 процента по отношению к 2021-му. 

В 2022 году количество резидентов в СЭЗ, индустриальном парке «Великий камень», особой экономической зоне «Бремино-Орша» увеличилось на 53 субъекта хозяйствования с суммарным объемом заявленных инвестиций 260 миллионов долларов. 

В прошедшем году велась работа по реализации порядка 1 тысячи коммерческих инвестиционных проектов, 175 из них были завершены. Вложения по данным проектам составили около 1 миллиарда рублей.

В 2023-м планируем реализацию также примерно 1 тысячи проектов с общим объемом инвестиций около 6 миллиардов рублей. 

В-третьих, у Беларуси внешняя политика широко диверсифицирована. И вынужденно потерявших интерес к нашей стране западных инвесторов начинают замещать компании из других регионов. Регионализация мировой экономики открывает много ниш для развития широкого спектра производств. В том числе в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Учитывая замедление мировой экономики, инвесторы со всего мира ищут выгодного вложения своих средств. И у нас есть достойные и выгодные предложения. Другой вопрос, повторюсь: тренд нашей эпохи — уход бизнеса от публичности. Поэтому дело движется, но без широкой огласки. Впрочем, так сегодня начинает работать бизнес по всему миру. 


— Тем не менее проблема запуска инвестиционного цикла остается для Беларуси крайне актуальной. К сожалению, показатель динамики вложений в основной капитал пока не выходит в положительную зону. К тому же сегодня в силу разных причин на многие виды нашей продукции избыточный спрос в той же России. При объективном снижении конкуренции не станет ли это демотивирующим фактором для инвестиционной активности белорусских компаний? 

— Полагаю, что нет. Во-первых, большинство руководителей реального сектора понимают: чтобы надежно занять открывшиеся ниши, необходимо наращивать объемы производства. Соответственно, вкладывать в это средства. И, несомненно, повышать качество, развивать инновационные направления. Снижение конкуренции — иллюзия, вызванная временным вакуумом предложения в силу санкционных шоков в первой половине прошлого года. Но растерянность прошла, выстраиваются новые логистические цепочки. Не дремлют и иностранные производители. Былой дефицит по многим позициям продукции если не исчез полностью, то уже не столь острый. Активно заходят производители из дружественных стран, находят способы вернуться на рынок и старые поставщики. Западный бизнес по своей сути космополитичен, именно поэтому его действия лежат вне политики. Он подстраивается под любые ограничения и находит форточки в рестрикциях, если ему это выгодно. 

Поэтому задача повышения конкурентоспособности отечественных предприятий не снята с повестки. А выйти на новый уровень качественного развития возможно только через освоение инновационных видов продукции, соответственно, модернизацию производства, внедрение новых технологических наработок, трансформацию бизнес-процессов. И для всех этих мероприятий необходимы инвестиции. 

Действительно, в прошлом году вложения в основной капитал оказались в отрицательной зоне — 81 процент к 2021-му. Но это следствие резкого введения жестких санкций. Разрывались кредитные договоры с иностранными партнерами, собственные средства предприятий были в основном направлены на поддержание текущей деятельности, срывались контракты на поставки оборудования, возникали сложности с его доставкой, приостановлена реализация ряда инвестиционных проектов. 

Сейчас предприятия уже более-менее научились работать в новых условиях. На текущий год Правительством поставлена задача нарастить объем инвестиций на 20 процентов. 

Привлекательная предсказуемость 

— Переформатирование международных рынков капитала создает определенные сложности, но и открывает возможности по привлечению бизнеса к участию в нашей экономике из других регионов. Насколько привлекательна Беларусь для вложений капитала?

— Совершенствование делового климата — процесс перманентный. Инвестиционная привлекательность не является категорией безотносительной. Она привязана к внешним и внутренним объективным экономическим условиям, которые существуют в конкретный момент времени. Впрочем, есть факторы, актуальные всегда и везде. Один из ключевых — нормативно-правовая предсказуемость. Поэтому мы совершенствуем законодательную базу. Так, в новой редакции Закона «Об инвестициях» предусмотрена «стабилизационная оговорка», по сути, гарантия, что в течение пяти лет неблагоприятные изменения в законодательстве не будут распространяться на заключенные ранее инвестиционные договоры. В высокой степени готовности находится проект закона «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов». Он предусматривает при реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, стратегически важных для страны, заключение инвестдоговора с расширенным пакетом льгот для инвестора, в том числе и стабилизационную оговорку. Прописана и господдержка инвестору, но без заключения инвестиционного договора — упрощенный порядок взаимодействия государства и частного бизнеса. Этот инструмент рассчитан в первую очередь для стимулирования инвестиционной активности «местных» субъектов хозяйствования. Есть в законе и механизм, который предусматривает кроме льгот возможность закупки государством части импортозамещающей продукции. Это новый стимул для увеличения степени локализации в производстве и создания новых импортозамещающих производств.

Другой ключевой аспект — оперативность. Многие инвесторы говорят, что для них зачастую не столько важны преференции, сколько скорость принятия решений, необходимых для запуска инвестиционного цикла. Поэтому в новой редакции Закона «О свободных экономических зонах» полномочия по расширению границ зон переданы от Президента к Правительству. Это повышает оперативность принятия решения. Закон «О государственно-частном партнерстве» определил случаи заключения соглашения о ГЧП без конкурса. При реализации относительно небольших проектов в регионах это избыточная мера. Особенно в случаях, когда не требуется использование бюджетных средств. Указом Президента разрешено использовать льготные режимы индустриального парка «Великий камень» при создании производств за его границами, если новые производства связаны технологически и финансово с резидентами парка.

Минстройархитектуры работает над корректировкой нормативных правовых актов, регулирующих вопросы архитектурно-строительной деятельности. Так, упрощен порядок возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и хозяйственных построек. Такие объекты можно будет построить без получения разрешений, разработки проектной документации и последующей приемки их в эксплуатацию. Определен механизм использования проектов, рекомендованных для повторного применения, что сократит сроки и стоимость проектирования и строительства объектов. Оптимизированы сроки и порядок проведения процедуры общественного обсуждения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Принятые в 2022 году изменения в Кодекс о земле и Указ о распоряжении имуществом в части расширения полномочий местных органов власти по изъятию и предоставлению земельных участков и распоряжению имуществом также нацелены на сокращение временных затрат инвестора.


— Какие источники планируется использовать в новом инвестиционном цикле? 

— Будут задействованы все возможные источники. Прежде всего — ресурсы предприятий. Большинство из них завершили прошлый год с хорошими финансово-экономическими показателями: выросли прибыль и рентабельность. Естественно, будут задействованы кредиты банков. Стоит задача развивать внутренний финансовый рынок для привлечения «длинных денег». В том числе за счет создания инструментов для привлечения средств, которые были бы интересны и гражданам, и бизнесу. Сейчас реализуется масштабный проект по развитию страхования дополнительной пенсии с поддержкой государства. В ближайшем будущем средства страховых пенсионных фондов должны играть заметную роль на инвестиционном рынке. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то для него доступна широкая линейка кредитных продуктов на выгодных условиях от Банка развития и банков-партнеров. Только в прошлом году профинансировано 1250 новых проектов на сумму 469,8 миллиона рублей. Объем финансирования практически в два раза больше, чем в 2021-м. 

В целом в этом году планируется 65 процентов инвестиций в основной капитал направить в индустриальный сектор. 

Детально отработаны вопросы инфраструктурного развития. Из сформированного Национального инфраструктурного плана с учетом критериев приоритизации отобраны наиболее значимые для страны и для конкретного региона проекты. В 2023 году запланировано нарастить объемыфинансирования почти в два раза — до 7 миллиардов рублей. Эти ресурсы будут направлены на реализацию государственных и региональных программ.

Территориальные приоритеты инвестирования направлены на развитие производств, прежде всего в индустриальных центрах, а это 11 районов и городов с населением 80 тысяч человек и более, средние города, имеющие значимый промышленный потенциал, а также аграрные районы. Выполняется поручение Президента «Один район — один проект». До 2025 года планируется реализовать 129 проектов с общим объемом инвестиций 5,4 миллиарда рублей.

Социальный капитал 

— Самый бесценный актив государства — люди. И расходы на социальную сферу являются действенными инвестициями для развития человеческого капитала, потенциал которого трансформируется затем в финансово-экономические результаты в различных отраслях. Другой вопрос, что социальные инвестиции также должны быть эффективными… 

— В 2023-м расходы бюджета на социальную сферу увеличатся на 17 процентов, их удельный вес достигнет 45 процентов. Такой высокий уровень социальных обязательств требует сокращения неэффективных расходов и расширения налогооблагаемой базы. Основной инструментарий, который позволяет эффективно использовать выделенные средства, — это государственные программы.

В новой пятилетке более 85 процентов расходов бюджета «запрограммированы». Для сравнения: в 2015 году этот показатель не превышал 15 процентов. По итогам 2022‑го около 80 процентов капитальных вложений республиканского бюджета инвестируются в экономику через государственные программы. Работа по программированию капитальных расходов продолжается, цель — охватить программным бюджетированием 90 процентов расходов казны. Почему такой высокий показатель? «Программирование» расходов позволяет за усредненными данными увидеть развитие каждого района: выполнение региональных показателей, инвестиции, направленные в каждую сферу, реализованные инфраструктурные проекты. На основании этого будет дана оценка эффективности работы местной власти. Выстроим рейтинг регионов. С этой целью мы разрабатываем методику такой оценки.

Взаимоувязка капитальных вложений и сопутствующих им текущих расходов повысит в целом эффективность их использования. 


Мы переходим от «огульной гос­поддержки» к финансированию конкретного результата. С этой целью разрабатывается проект указа по предоставлению трансфертов организациям на возмещение части капитальных затрат. Ключевые условия — соблюдение сроков, установленных бизнес-планом, и выход на проектную мощность. Аналогичный механизм планируется использовать при реализации проектов МСП по импортозамещению или экспортно ориентированного характера.

Внедряются нормативные методы бюджетного планирования, преду­сматривающие стоимость бюджетной услуги в расчете на одного потребителя. Такие методы сейчас активно используются в образовании — запланировано более 60 процентов расходов местных бюджетов. Иными словами, практически в полной мере реализован принцип «деньги следуют за учащимся». На очереди внедрение этого механизма в здравоохранении, культуре, спорте. В течение 2023 года Правительством планируется принять необходимые нормативные правовые акты для реализации выработанных подходов.

Кроме повышения эффективности использования бюджетных средств, стоит задача максимально вовлечь в экономический оборот все имеющиеся в стране ресурсы и активы, так называемое «национальное богатство», тем самым значительно увеличив налогооблагаемую базу. Завершить эту системную работу планируем к 2025 году.

Механизмы и инструменты повышения эффективности социальных инвестиций постоянно совершенствуются. И их ключевая цель — с максимальной отдачей использовать каждый вложенный рубль для повышения качества жизни наших граждан, развития интеллектуального капитала.


Фото из архива SB.BY

Продолжение разговора с министром экономики читайте в ближайших номерах.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter