Властелин колес

Патриарх белорусского машиностроения и науки — так, пожалуй, можно назвать сегодня Героя Беларуси академика Михаила Степановича Высоцкого...
Патриарх белорусского машиностроения и науки — так, пожалуй, можно назвать сегодня Героя Беларуси академика Михаила Степановича Высоцкого. Все–таки отстоять 35 лет во главе конструкторской службы Минского автозавода (в том числе 20 лет — всего производственного объединения «БелавтоМАЗ») — уже само по себе феноменально. Впервые я встретился с ним более 30 лет назад: Высоцкий «презентовал» журналистам новинку — родоначальника семейства автопоездов МАЗ–6422, с которыми впоследствии советские автотранспортники впервые вышли на рынок международных магистральных перевозок. Что поразило тогда в этом человеке? Увлеченность делом. Он говорил об автомобиле так горячо и проникновенно, как будто объяснялся в любви женщине! Таким же остается до сих пор, координируя научно–исследовательскую работу автотракторной отрасли на посту генерального директора научно–производственного предприятия «Белавтотракторостроение», генерального конструктора автомобильной техники Беларуси.

1. Михаил Степанович, как бы вы сами представили себя читателям?

— Конструктор автомобильной техники. Мое призвание — автомобили, они же — моя биография. А с недавних пор — еще и тракторы, сельхозтехника. Объединить конструкторскую мысль всей этой огромной отрасли — в этом вижу свое будущее.

2. Когда вы поняли, что машины — главное дело жизни?

— В молодости, конечно, такие вопросы себе не задаешь. Рядом с моей деревней Семежево проходит Екатерининский тракт, и нередко мы с друзьями отправлялись поглазеть на блестящие иностранные лимузины, следовавшие в Москву. Очевидно, подсознательно эти впечатления подействовали, когда я после войны избрал для учебы Минский автомеханический техникум. Ну а с тех пор как после его окончания в 1949–м пришел на МАЗ, желания сменить сферу деятельности не возникало.

3. Чьим мнением дорожите больше всего в работе?

— В разные годы были свои авторитеты. Когда я, получив диплом техника, попал в конструкторский отдел МАЗа, кумиром был его начальник Кокин — он не только обладал огромным опытом, но и тактично передавал его молодежи. Всегда с большим уважением я относился и к мнению генерального директора МАЗа легендарного Демина. Один раз, правда, попытался ослушаться, когда он выдвинул меня, тогда еще совсем молодого, на должность главного конструктора, но и тут Иван Михайлович сумел настоять на своем. Однако с некоторых пор опираюсь в первую очередь на собственные знания и опыт.

4. Как вы думаете, каким будет автомобиль через 100 лет?

— Экологически стерильно чистым. Если что и останется неизмененным, то разве что колесо. Обо всем остальном пока могут говорить только фантасты.

5. Красивые истории об озарениях, которые посещают ученых, — правда?

— Я бы назвал это творческими терзаниями. Помню, мы только запустили в производство МАЗ–500, как пошел брак заднего моста. Проблема до предела измучила конструкторов, в том числе меня: оказался в больнице под капельницей. Вот тут и пришло озарение: поставить между шестернями редуктора своего рода прокладку. Это решение применяется до сих пор.

6. Тогда в чем, по–вашему, секрет творческого долголетия?

— А в том самом, о чем я только что говорил — в увлеченности делом. Кстати, социологи выявили: это значительно более действенная мотивация к труду, чем деньги.

7. Генри Форд на вопрос, какой автомобиль лучший, ответил: новый. А что бы сказали вы?

— Генри Форд II — фигура памятная для меня. Однажды в Америке в составе советской делегации я оказался на международной выставке автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта. Глава крупнейшей автомобильной империи тепло принял нас. Он, как ребенок, обрадовался модели первой фордовской легковушки, поставленной на производство в Советском Союзе. И поинтересовался, как нам понравился парад техники. А мы опоздали и не смогли посмотреть это великолепное зрелище. Я, как всегда, не спросив высокое руководство, вылез с сожалением: «Не видели мы парада». И тогда Форд приказал повторить демонстрацию техники! Ну и получил я от руководителя делегации! Однако «дипломатничать» так и не научился.

А самый лучший автомобиль для меня — свой, родной, отечественный, с зубром...

8. Какой из созданных вами грузовиков считаете главным?

— Он еще не закончен. Наша модульная конструкция магистрального автопоезда МАЗ–2000 «Перестройка» на Парижском автосалоне в 1988 году получила золотую медаль, запатентована в пяти странах. Однако, образно говоря, перестройка СССР перешла дорогу «Перестройке» автомобильной. Сейчас воссоздаем машину с учетом возможностей компьютерного моделирования, новейших принципов конструирования. Именно такие могли бы связать Европу и Дальний Восток. Когда первая модульная машина пройдет по этому маршруту, тогда, очевидно, и смогу сказать: главный мой автомобиль создан.

9. А правда, что вы первым в мировом автомобилестроении создали для тягача автопоезда кабину с ровным полом?

— Да, у нас были два таких образца. Новая кабина оказалась очень комфортабельной. Даже Борис Ельцин при его немалом росте стоял в ней не пригибаясь. Но французская фирма «Рено» поставила кабину с ровным полом на производство первой. Там возможностей больше.

10. Быть генеральным конструктором целой отрасли сложно?

— А в нашем деле ничего просто не бывает. Вот посмотрите: за МАЗом тяжелый прицеп на большой скорости идет как по струнке, а за трактором — мотается, как овечий хвост. Сегодня и эта проблема решается. Но чтобы перенести в смежную область ценный опыт, надо переломить психологию и технологию на десятках предприятий. А ведь есть проблемы куда более глобальные, например, производство в Беларуси дизельных моторов большой мощности для автомобилей, тракторов и комбайнов.

11. Что отличает ученого от других людей?

— Оригинальность подходов. А конструктору к тому же очень важно обладать одержимостью, чтобы, несмотря на возражения даже высоких начальников, довести до производства новаторскую разработку. Победить во что бы то ни стало.

12. Будь вы главой государства, что бы сделали в первую очередь?

— Снял бы свою кандидатуру еще до выборов, поскольку, чтобы рулить государством, надо иметь всеобъемлющую, четкую и реальную программу.

13. Не рискнете предположить, какие перемены ожидают страну через год?

— Чтобы предсказать будущее, надо вспомнить прошлое. К 1995 году машиностроение оказалось в кризисе. И только благодаря государственной поддержке, инициатором которой стал Александр Лукашенко, автомобильные, тракторный, моторный заводы смогли восстановить производство. Внесла в это свою лепту и наука. За 5 лет с участием научно–исследовательского предприятия «Белавтотракторостроение» было разработано более 100 моделей автомобилей, автобусов, тракторов. Каждый рубль государственных затрат обернулся более чем 20–кратной отдачей. Но сейчас задача стоит еще более сложная. Компьютерные технологии позволяют разрабатывать новые модели машин всего за полтора года. Для этого ведущие фирмы мира создали мощнейшие научно–технические центры. У нас тоже есть такой опыт. Благодаря сотрудничеству с наукой БелАЗ создал 320–тонный тяжеловоз, а в планах — уже 560–тонная модель. Но чтобы эти процессы шли динамичнее, Беларуси нужны такие же крупные профильные центры, какими были в СССР научно–исследовательские автомобильный и тракторный институты. Хотелось бы, чтобы они появились поскорее.

14. Чего вам больше всего недостает?

— Времени.

15. А хватает ли его на что–то личное?

— Практически все мое время отдано делу. И даже на даче подолгу работаю с бумагами, которые беру на выходные.

16. Есть ли у вас любимое занятие помимо работы?

— Есть. В свободное время пишу, читаю, думаю.

17. А какие книги, вы считаете, надо прочесть всем?

— На меня большое впечатление произвели воспоминания о создателе космических кораблей Сергее Королеве. Книга об Америке Ярослава Смелякова, мемуары главы последнего советского правительства Николая Рыжкова. Но всем ли надо их читать? Каждый должен сделать выбор сам.

18. Что такое, по–вашему, лень, а что — душевный покой?

— Душевный покой — это благополучие во всем. А лень для меня — состояние крайнего утомления, потребность расслабиться...

19. Верите ли в изречение: «Все, что ни делается, — к лучшему»?

— Я верю в другое: все, что не делается, — к худшему. В смысле не делается вовремя, как надо.

20. Вам приходилось выступать против официальной точки зрения?

— Так ведь ни одна наша новая конструкция не шла в серию без жесткой критики, а то и травли. Когда переходили от традиционного МАЗ–205 к бескапотному МАЗ–500, «доброжелатели» оклеветали меня в самых высоких инстанциях. Дело грозило обернуться снятием с должности. Слава Богу, в ЦК КПБ разобрались, что к чему. А первые наши магистральные автопоезда? Чтобы получить «добро» на их производство, пришлось полулегально пригнать машины в Кремль на показ председателю Совмина Алексею Косыгину. Но должен сказать, что чередование кнута и пряника дает остроту переживаний, в ровной жизни такого не почувствуешь...

21. А всегда ли вы говорите то, что думаете?

— Людей моего поколения жизнь не о
чень–то учила прямолинейности и откровенности. Скажу одно: там, где было нужно гнуть свою линию как главному конструктору, я не кривил душой. А ответ мне случалось держать перед Хрущевым и Косыгиным, Брежневым и Кириленко, Горбачевым и Ельциным. Не говоря уже о руководителях Беларуси Кирилле Трофимовиче Мазурове, Петре Мироновиче Машерове, Тихоне Яковлевиче Киселеве. Главному конструктору очень важно не отступать перед высоким авторитетом, нажимом, непониманием.

22. У кого и что именно вы спросили бы, будь возможность пообщаться с самыми интересными личностями нашего времени?

— Запомнилась первая встреча с Александром Лукашенко, когда в 1995 году он приехал в Академию наук. Я был тогда вице–президентом НАН, отвечал за прикладную часть и настоял, чтобы гостю показали, чем же ученые занимаются. На нашей выставке он задержался значительно дольше, чем предполагал. Запомнились его образные слова: «Вы же видите, заводы стоят! Берите на плечо, страну спасать надо». Я отвечаю: «Идей много. Если поможете...» «Помогу!» — заверил Президент. Слово он сдержал — благодаря господдержке машиностроение на подъеме.

23. Бываете ли неудовлетворены собой?

— Расстраивает порой плохая работа моей «тормозной системы»: вспыльчивость, неуравновешенность, отсутствие выдержки...

24. А когда вы последний раз хохотали от души?

— На встрече друзей по поводу моего недавнего награждения Звездой Героя Беларуси. Но это надо было видеть и слышать: сувенир в виде толстенького генерала в наградах и звездах, юмористические стихи «Властелин колес», акростихи, подначки. Друзья у нас веселые!

25. Где чаще всего встречаетесь с ними?

— По–разному: за городом, на даче, в кафе, ресторанах, на юбилеях. Друзей у нас много, мы легки на подъем и семейные даты не «зажимаем».

26. Кто ваш самый близкий друг?

— Жена. Ей я обязан жизнью и карьерой. Она вытащила меня из трудной и затяжной болезни, которая заставила бы расстаться с любимой работой. Мы единомышленники, но она, в прошлом журналист, мой суровый критик. По натуре оптимист и организатор, она сумела не сделать наш дом обителью печали, хотя с нами живет ее сын, инвалид, ради которого она многим пожертвовала в жизни...

27. Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?

— Неискренности, зависти, предательства. Кто–то сказал: фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами.

28. А врагов успели нажить?

— Думаю, до этого не дошло. Во всяком случае, я никого врагом не считаю. Есть другое слово — «противник» — недоброжелатель, тайный или явный. Он заставляет переживать, иногда — страдать, мучиться, но в то же время твоя кожа дубеет и сила противостояния крепнет, учишься не прогибаться перед обстоятельствами и авторитетами. Есть еще завистники. Но это уже в том случае, если есть чему завидовать.

29. На что не жаль потратить миллион?

— На перспективных юношей и девушек. В Республиканском компьютерном центре машиностроительного профиля Национальной академии наук 44 таких молодых специалиста, а я, увы, вынужден платить им скромную зарплату...

30. Михаил Степанович, а о чем вы больше всего мечтали в детстве?

— Однажды, еще до войны, увидел начальника железнодорожной станции в красной фуражке. Поезда трогались в путь по его воле. И я загорелся — только в железнодорожники, только поближе к поездам! К ним я все же пришел, но автомобильным. Голодная послевоенная юность, разрушенный Минск, призыв на строительство автозавода. Там все и началось...

31. А кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?

— Может быть, председателем колхоза (я работал до войны учетчиком). Или начальником железнодорожной станции, после школы поступал же в Гомельский железнодорожный техникум. Знаю одно: куда бы ни привела судьба, если человек умеет поставить цель и добиваться ее, чего бы это ему ни стоило, — он везде достигнет успеха и признания.

32. Самый счастливый день в вашей жизни?

— Таких приборов пока нет, чтобы определить, какой день счастья весомее. Одним из них было, конечно, 2 марта. Вручение высшей награды страны потрясло меня!

33. Можете назвать место на земле, которое вам всего дороже?

— Мой завод. Моя академия жизни. У нас на всех семейных праздниках как гимн исполняется любимая моя песня:

Я не хочу судьбу иную.

Мне ни на что не променять

Ту заводскую проходную,

Что в люди вывела меня.

34. В каких слабостях не можете себе отказать?

— Съездить на дачу, поваляться на диване с газетой. Люблю парилку с веничком. Есть, конечно, и более высокие материи, но не принято признаваться, как, например, греют сердце и душу признание, уважение, награды... К сожалению, для слабостей отведена лишь малая часть свободного времени.

35. Любите ли промчаться на машине на предельной скорости?

— Люблю скорость, к огромному неудовольствию семьи. Однажды меня тормознул постовой ГАИ. Я ему, как обычно: «Какое превышение?..» А он мне, еще права не попросив, говорит: «Вот вы, товарищ Высоцкий, машины делать умеете, а ездите, как лихач. Я скорость «Волги» по звуку определяю». Пришлось извиниться, стыдно стало...

36. Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?

— Культура во всем: в интеллекте, поведении, взаимоотношениях, поступках. Честность, честь, достоинство, рыцарство — ее составляющие.

37. От кого устаете больше всего?

— От тех, кто не выполняет обещаний, заданий, поручений. Дело страдает более всего от необязательных людей. Не случайно дорога в ад вымощена благими намерениями.

38. Когда у вас плохое настроение, вы что делаете?

— Иду в сауну смывать его!

39. Как проводите отпуск? И когда отдыхали в последний раз?

— Сейчас предпочитаю краткосрочный дачный отдых под Минском. У нас там дом с удобствами, рядом озеро, соловьи весной поют, лебеди плавают, тюльпаны, кот Васька и соседская собака Санта ждут. Хочешь уединения — пожалуйста, хочешь шашлыков — зазывай друзей и отдыхай!

40. Что значит для вас дачный участок, какие овощи и фрукты нравится выращивать?

— Для нашей семьи, как и для других, кто «выйшаў з хат», это форма общения с матушкой–землей, признание ей в любви. Халтурить тут нельзя. У нас на даче урожайные кусты, деревья, свои овощи, зелень. Хотя сейчас это есть на рынке, но разве купишь удовольствие от огурца в пупырышках, когда он вдруг увеличивается за ночь на несколько сантиметров! Мы даже собираем гостей на праздник первого огурца и первого помидора. А еще море цветов. Это и есть тяга к земле!

41. Что вам легче — подняться в 6 часов утра или лечь спать в 4?

— Если надо, буду и совой, и жаворонком. 35 лет работы главным конструктором научили мало спать и рано вставать. Первое совещание у генерального директора МАЗа начиналось в 7.10 утра. Как правило, надо было докладывать и выступать по обсуждаемым вопросам. А вечером, даже если поздно вернулся с работы, надо новости посмотреть, письма, газеты пролистать. Смотришь — уже 12 ночи.

42. Как вы заботитесь о собственном здоровье?

— Приходится и к мнению профессионалов прислушиваться, и народные рецепты на себе пробовать. Но чаще всего обстоятельства складываются так, что усилием воли заставляешь себя держаться на ногах до последнего.

43. Любите ли путешествовать, какому виду транспорта отдаете предпочтение?

— С 1957 года посетил более двух десятков автомобильных стран, все это служебные командировки. Транспорт выбирать особо не приходилось. Но отдыхать люблю за рулем.

44. Вы хорошо знаете свою родословную?

— Увы! Мама умерла рано, когда мне было шесть лет. Потом война. Только сейчас внучка изучает историю моей деревни и нашего рода.

45. Что вы чувствуете в обществе молодых людей и часто ли с ними встречаетесь?

— Я всегда на молодежь делал главную ставку.

46. Есть ли в жизни вечная любовь?

— Конечно! Но она похожа на привидение — все о ней говорят, но никто ее не видел!

47. Ваш идеал женщины?

— Если я тиражом 500 тысяч экземпляров признаюсь, что не нашел идеала в лице своей Валентины, мне не стоит возвращаться домой! Шучу, конечно. Но на фоне длинноногих нынешних красавиц и моделей, раскованных, смелых, агрессивных, мне, признаюсь, по душе такие женщины, как Валентина Толкунова: внешностью, статью, манерами, голосом и, кстати (мне однажды посчастливилось наблюдать ее в деловой обстановке), деловыми и организаторскими качествами.

48. А как вы относитесь к конкурсам красоты?

— Любуюсь и восторгаюсь красавицами, но и негодую от чудовищной несправедливости, как можно свести красоту к таким узким рамкам: рост 170, 90х60х90? Я за столом (это все знают) неизменно поднимаю бокал за женщин и говорю, что если бы мы не восхищались их красотой, то не смогли бы создавать красивые машины!

49. Верите ли в лучшее будущее наших детей?

— А как же! Человек без веры в будущее, да еще конструктор? Не забывайте, что мне по должности положено смотреть в будущее!

50. Как вы познакомились с нашей газетой?

— Ваша газета однажды смело встала на мою защиту. Некий водитель из Братска через родственника в ЦК КПСС выбил для себя наш автопоезд. Мало этого, так еще стал навязывать нам свои доморощенные новации. Я, конечно, категорически воспротивился. И тут началось! Могущественные тогда «Известия» дважды прошлись по мне, обвинив даже в космополитизме! Попытался что–то доказать — наткнулся на глухую стену. И только «СБ» опубликовала объективный материал о том, чего стоят в действительности МАЗу «новации». Этот номер газеты попал в высокие кабинеты — журналиста–клеветника из «Известий» убрали. Так «СБ» спасла меня от больших неприятностей, а то и увольнения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter