В ноябре кинематографисты отметили 85 лет со дня рождения известного художника Евгения Игнатьева

Властелин эпох

Почитатели таланта художника Евгения Игнатьева отметили его юбилей

У Евгения Игнатьева была насыщенная и продуктивная жизнь в искусстве. Он реализовал себя в живописи, работал в кино. Его ждали на всех киностудиях Советского Союза. 11 ноября выдающемуся мастеру белорусского кино, заслуженному деятелю искусств исполнилось бы 85 лет.

sb.by

Именно Евгений Алексеевич отвечал за образный ряд и визуальные детали таких культовых белорусских картин, как «Третья ракета» Ричарда Викторова, «Люди на болоте» и «Через кладбище» (включен ­ЮНЕСКО в список 100 лучших фильмов о войне) Виктора Турова, «Христос приземлился в Гродно» Владимира Бычкова, «Могила льва» Валерия Рубинчика, новаторский и недооцененный в свое время «Восточный коридор» Валентина Виноградова, «Время выбрало нас» Михаила Пташука, «Давай поженимся» Александра Ефремова, «Свидетель» и «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарева и многих других. Даже по этому краткому списку видно, что Евгений Игнатьев работал с лучшими, а с ним хотели работать все.

Деревенский самородок

Как и многие из его поколения, Евгений Алексеевич родился в глухой провинции, в деревне Лисино Гороховецкого района Владимирской области. Однако с самого раннего детства в мальчике пульсировала творческая жилка, в нем жило особое художественное восприятие мира. Без подобных самородков, лишенных в детстве возможности лицезреть шедевры Сезанна или Ван Гога, но не уступающих в таланте своим столичным современникам, не было бы движения искусства вперед. Как и Василий Шукшин, как и оператор Анатолий Заболоцкий, Игнатьев — выходец из простого народа. Правду о жизни этого народа они и хотели донести через свое творчество.

Ко многим давно известным открытиям подобные самородки приходят сами, вслепую, часто интуитивно. Порой изобретают велосипед, но с годами, если не свернут с намеченного пути, все‑таки явят миру и свой вечный двигатель, как правило, опережающий время и не всегда получающий должную оценку при жизни «изобретателя». Однако нам все же хочется крикнуть им сквозь годы и расстояния: виват! Можно только представить, какой волевой и целеустремленной была натура Игнатьева, если деревенский мальчик легко поступил во ­ВГИК.

После окончания института с 1962 года он успешно работал на киностудии «Беларусьфильм». Участвовал в создании фильмов «Рассказы о юности» (1961, новелла «Комстрой»), «Третья ракета» (1963, совместно с В. Дементьевым), «Через кладбище» (1965, совместно с В. Дементьевым), «Сколько лет, сколько зим» (1966), «Восточный коридор» (1966), «Житие и вознесение Юрася Братчика» (1968, совместно с Ш. Абдусаламовым), «Лесные качели» (1975, совместно с В. Назаровым). Золотая пора белорусского кино, оцененная во всем мире, на многих кинофестивалях и вошедшая во многие энциклопедии.

Мастер деталей

Евгению Алексеевичу были подвластны любые исторические эпохи. В ставших сегодня культовыми работах «Могила льва» и «Люди на болоте» Игнатьев скрупулезно воссоздавал атмосферу средневековья и недавнего советского прошлого. Несмотря на то что картины, в работе над которыми художник принимал участие, стабильно попадали на полку, порой снимались с проката или выходили ограниченным тиражом, он никогда не утрачивал веру в себя, никогда не падал духом. Потому что знал: есть «высший суд», неподвластный ни звону злата, ни злословию.

Его всегда поддерживали режиссеры‑единомышленники, воспринимавшие кинематограф как миссию, как высокое служение: Виктор Туров, Борис Степанов, Валерий Рубинчик, Валерий Рыбарев. Несмотря на то что рядом с фамилией Игнатьева в титрах значилось «художник‑постановщик», он был настоящим соавтором, создателем особых миров. Всегда несгибаемый в своих оценках, имеющий четкое представление об эстетических критериях, в кинематографе Евгений Алексеевич не признавал полумер и компромиссов. За это его ценили те, с кем он работал. Это не могли простить те, кто ему завидовал. А завистников хватало. Во многом он опирался и на свою интуицию, которая никогда не подводила.

Всё впереди

Жаль, что не все проекты были реализованы. Когда в свое время на киностудии имени Горького возникла идея снимать историческую драму «Степан Разин» по сценарию Василия Шукшина, художником на проекте должен был стать Игнатьев — об этом договорился известный оператор Анатолий Заболоцкий. Фильм так и не вышел. 20 лет пролежала на полке картина Владимира Бычкова «Христос приземлился в Гродно» («Житие и вознесение Юрася Братчика») по сценарию Владимира Короткевича. Копию фильма в 1989 году приобрел Ватикан. Ленту Валентина Виноградова «Восточный коридор», притчу о войне, белорусском подполье и Холокосте, после премьеры в 1968‑м запретили к показу, обвинив в чуждых советскому кинематографу символизме и экспрессионизме. Режиссеру Виноградову фильм стоил карьеры.

Игнатьев чувствовал не только исторический антураж, но и современность. То, как он интересно работает с разными пластами городского и деревенского быта, можно увидеть в картине Николая Бурляева «Все впереди», снятой по мотивам романа Василия Белова. Запоминается и пасторальное, воздушное, ненавязчивое изобразительное решение мелодрамы Александра Ефремова «Давай поженимся». Евгений Алексеевич был очень требовательным мастером, на киностудии за ним закрепилась репутация человека, который не допустит халтуры. Ученики и ассистенты Игнатьева учились у него всему. Рядом с Евгением Алексеевичем никто не мог себе позволить непрофессионализма или дилетантского подхода. Поэтому и сегодня в «Людях на болоте» Виктора Турова или «Пламени» Виталия Четверикова нас поражают достоверность декораций и предметов, безупречное сочетания по цвету и выразительности. Это кино, в котором живет душа.

Умер художник 5 августа 2010 года в возрасте 73 лет.

­НАГРАДЫ

1983 год — XVI Всесоюзный кинофестиваль (Ленинград), приз Евгению Игнатьеву и Александру Верещагину за лучшее художественное оформление картины Валерия Рыбарева «Чужая вотчина».

1984 год — лауреат Госу­дар­ственной премии ­СССР (за участие в фильме «Люди на болоте»).

КСТАТИ


25 октября поклонники отметили и 85-летие со дня рождения режиссера фильма «Люди на болоте» Виктора Турова.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter