Референдумы — черта современной государственности

Власть народа

В Беларуси назначена дата проведения республиканского референдума — 27 февраля. Таким образом исполняется решение Всебелорусского народного собрания. Историческая резолюция, принятая делегатами в феврале 2021 года, стала программой стабилизации политической обстановки в Беларуси, определенным мостом в будущее. Референдум пройдет по вопросу о внесении изменений и дополнений в действующую Конституцию. И главная тенденция вносимых поправок — значительное усиление власти народа и контроля общества за государственными институтами. А референдумы в Беларуси уже давно стали характерной чертой нашей современной государственности.

Главная опора — народ 

Александр Лукашенко победил на выборах 1994 года без всякой поддержки какой-либо партии или крупной общественно-политической организации. Более того, значительная часть правящей верхушки активно ему противодействовала. Им не хотелось видеть во главе государства автора знаменитого антикоррупционного доклада, прозвучавшего на всю страну с трибуны Верховного Совета в октябре 1993-го.
Что уж говорить о националистах из БНФ! На какие только хитрости они не готовы были пойти, чтоб сорвать второй тур выборов. Но все оказалось напрасно. И с первого дня президентской деятельности стало понятно, что главная опора молодого руководителя Беларуси, — народ.
Именно к гражданам и стал обращаться Александр Лукашенко, чтобы заручиться их поддержкой. Первоначальная редакция Конституции 1994 года создавала множество противоречий между Президентом, Правительством и тогдашним Парламентом. Их можно было бы мирно урегулировать при наличии доброй воли со стороны парламентариев, но многие из них пошли на осознанный и прямой конфликт с президентской властью.
Цель была одна — не дать лидеру реализовать программу, с которой он победил на выборах. Вот в такой обстановке и был назначен первый референдум 14 мая 1995-го. 
На суд граждан было вынесено четыре вопроса, которые должны были разрешить важнейшие проблемы внутренней и внешней политики, идеологии. Это возможность для Президента досрочно прекращать полномочия Верховного Совета в случае систематического или грубого нарушения Конституции, курс на экономическую интеграцию с Россией, равенство белорусского и русского языков, новые государственные флаг и герб, тесно связанные с символикой ­БССР. 

И опять депутаты от БНФ пускались во все тяжкие, чтобы не допустить свободного волеизъявления народа. Пытались даже блокировать трибуну Верховного Совета. 
А все же референдум состоялся! Граждане подавляющим большинством голосов поддержали все инициативы Главы государства. Для БНФ это стало приговором. 
Одновременно они проиграли и парламентские выборы, не сумели провести в Верховный Совет ни одного своего депутата. А у нас появился новый праздник. С тех пор каждое второе воскресенье мая мы отмечаем День Государственного флага и Государственного герба.

Вместе мы можем многое

Но среди противников Александра Лукашенко были не одни только бэнээфовцы. Бой решила дать старая номенклатура и некоторые из молодых
политиков, посчитавшие себя обделенными властью. Тяжело было отвыкнуть от всевластия начала 1990-х. Летом 1996 года возник острейший конституционный кризис. В Парламенте созрел заговор с целью отстранения от власти недавно избранного Главы государства. 

Как всегда в таких ситуациях, Александр Лукашенко напрямую обратился к народу. 19 октября во Дворце спорта состоялось первое Всебелорусское народное собрание. Это тоже одна из форм прямого народовластия. Делегаты, представлявшие все слои нашего общества, поддержали президентский курс. 

А на 24 ноября 1996-го был назначен республиканский референдум. Граждане подавляющим большинством голосов высказались и за новую редакцию Конституции, и за сохранение смертной казни, перенесение празднования Дня Независимости на 3 июля, отвергли введение частной собственности на землю. 
Все предложения оппозиции, выносимые на голосование, получили вотум народного недоверия. Тогда была сформирована нынешняя политическая система Беларуси. Именно Всебелорусское народное собрание и референдум стали теми действенными формами народовластия, которые помогли разрешить сложный политический кризис, отвести от нашей страны угрозу гражданской войны.

На принципах доверия 

К 2004 году истекал срок президентских полномочий Александра Лукашенко. Его оппоненты радостно потирали руки, готовясь прийти к власти. Их западные хозяева уже деловито согласовывали кандидатуры и делили портфели. 

Нашу страну хотели отбросить на десять лет назад. И для большинства белорусов это было неприемлемо. Люди научились ценить достижения суверенного развития под руководством яркого и харизматичного лидера. На кону стоял вопрос о будущем Беларуси, ее независимости и суверенитета. 

Во многих странах политики применяют различные технологии, чтобы, манипулируя псевдодемократическими процедурами, продлить свое нахождения у власти. Яркий пример — Мило Джуканович. С 1989-го, перескакивая из одного властного кресла в другое, он фактически правит Черногорией. И ничего — эту страну даже приняли в ­НАТО. Никаких претензий. Еще бы! Ведь Джуканович послушно выполняет все приказы Запада. 

Александр Лукашенко не пускался ни на какие уловки. Кредо его политики: как народ решит, так и будет. В октябре 2004 года на всенародное голосование был поставлен не только вопрос о возможности Президенту избираться больше двух сроков, но и о том, разрешают ли граждане сделать это конкретно Александру Лукашенко. Референдум подтвердил полное доверие белорусов своему лидеру.

Таким образом, республиканские референдумы стали для нас неотъемлемым атрибутом нашей самобытной модели народовластия. Западным партнерам во время всех переговоров последних лет белорусская сторона подчеркивала: любые перемены в политической системе могут быть достигнуты только через всенародное голосование. 

Поэтому его так боятся враги Беларуси. Ведь каждый раз референдум заканчивался победой Александра Лукашенко и патриотических сил. Каждый раз референдум становился важной вехой развития суверенной Беларуси. Наверняка так будет и на этот раз. Не­уклонное исполнение резолюции Всебелорусского народного собрания и тот невиданный масштаб обсуждения изменений и дополнений, вносимых в Конституцию, являются залогом такого результата.

Вадим ­ГИГИН, кандидат исторических наук, доцент. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter