Власть безответная

Народонаселению великой страны пора подумать о диалоге на высшем уровне Федеральные выборы в России уже на пороге. Общество в очередной раз отдается «на волю информационных волн». Скоро обрушатся на многострадальные уши граждан очередные обещания, посулы и клятвы. В которых – лишь слова, слова… За которые, увы, никто не отвечает.

А за чиновника ответишь! Чем?
Мера ответственности одной стороны перед другой и обеспечивающие эту ответственность механизмы должны быть определены предельно четко и действовать исправно. К примеру, вор клянется: «Век воли не видать!» – человек готов ответить свободой.  Он знает, чем в тюрьме «наградят» его за неисполнение обязательств.
Если сотрудник предприятия не справляется с работой, то его могут  уволить, он отвечает своей профессиональной репутацией и зарплатой.  Если человек вовремя не заменил паспорт, с него берут штраф, он отвечает деньгами.  А чем отвечает чиновник перед людьми?  Может ли гражданин, зная, что чиновник с зарплатой 20 000 рублей в месяц плохо исполняет свои обязанности, но при этом купил себе квартиру за несколько миллионов долларов, отстранить его от власти или обязать вернуть награбленное?
Не может. Нет механизмов влияния граждан на власть. Граждане страны не имеют никаких полномочий призвать чиновника к ответу. Данными правами обладает лишь... сама власть. Именно потому, когда кто-то из политиков говорит: «Ответственно заявляю...» или: «Мы отвечаем за это перед народом» – невольно хочется задать вопрос: «А чем именно отвечаете?»
За все 15 с лишним лет существования «демократической» России  никто из власть имущих ни за что и ничем перед народом не ответил. Никто от стыда не подал в отставку, не понес уголовной ответственности, не вернул людям украденное.
Для демонстрации, что борьба с коррупцией ведется, власть выбирает пару жертв из числа ей чем-то не угодивших и начинает показательные суды. Призвали, мол, к ответственности! Но по прошествии одного-двух таких процессов «борьба с коррупцией» стихает и прикрывается другим информационным шумом.
Немудрено: нельзя же посадить в тюрьму или обязать вернуть незаконно приобретенное имущество 80 процентов всех госчиновников! 
Пары показательных «актов справедливости» вполне достаточно, чтобы убедить людей – борьба ведется и на самом высоком уровне.  Эта, с позволения сказать, «борьба» до боли напоминает сцену одной из американских комедий. Там схватили  случайного прохожего и  со словами «сейчас ты за все получишь» связали его и положили на рельсы, зная, что через три минуты пройдет поезд. На вопрос несчастного «За что?» один из персонажей отвечает: «Видишь, какой кругом бардак?! Кто-то же должен за все это ответить!!!»

Ты – мне, я – себе
Зарабатывать на своих гражданах государство считает святым делом. Простой пример. По инициативе власти граждане были обязаны заменить старые паспорта на новые и при этом... заплатить 150 рублей за бланк паспорта. Абсурд, да и только! Власть является инициатором такой замены, следовательно, это необходимо государству, а не гражданину. Почему гражданин должен платить за то, в чем он никак не заинтересован?!
Это равносильно ситуации, когда человек, покупая хлеб, слышит требование продавца не только оплатить стоимость батона, но и столько же денег дать самому продавцу за то, что тот этот хлеб продал.
А для чего тогда человек платит государству налоги? Чтобы власть потом на нем же еще и зарабатывала?! Причем платить нынче приходится абсолютно за любое общение с государством: за любую справку, документ, чтобы пройти профаттестацию, экспертизу и т.д. Качество же услуг, которые государство за плату оказывает гражданину, просто отвратительное. Любой человек многое бы отдал, чтобы не обращаться никогда в государственные органы, не сидеть в бесконечных очередях, не видеть хамского отношения госслужащих к посетителям и их халатности в работе.
 Получается весьма пикантная картина: помочь государству – это твой гражданский долг. Государство же нам вроде бы ничего и не должно. Когда человеку нужна помощь власти – плати!
Если уж власть имеет право зарабатывать на нуждах граждан, то и гражданам должно быть дано соответствующее право. Например, за добровольное содействие власти. Если государство за несоблюдение гражданином установленных правил имеет право взять с гражданина штраф, то и гражданин должен иметь право оштрафовать государство, точнее, чиновников за некачественное исполнение своих обязательств.

Закон, работай!  
Какие же механизмы способны обеспечить влияние общественности на представителей власти? Они, естественно, их налаживать не спешит, так как подобное действие повлечет ответственность перед людьми, а чиновнику это совсем ни к чему.  Инициатива должна идти со стороны общества.
Безусловно, любой механизм должен обладать реальной юридической силой, иначе он не будет работать. Юридическая база уже имеется. К примеру, народ в пределах территориального округа избирает депутатов согласно доверию к тем программам, которые они декларируют во время выборов. Так пусть избранник перед вступлением в должность подпишет с народом договор о защите интересов избирателя и об исполнении своей избирательной программы, обещаний и посулов!
Программа депутата должна прилагаться к договору. Там же должны быть прописаны все случаи ответственности депутата перед избирателем, мера этой ответственности, сроки и порядок отчетности депутата перед избирателями. То есть все, как в любом договоре, регистрирующем гражданскую сделку.
И согласно такому договору, любой избиратель в конце срока деятельности депутата за неисполнение им своих обязательств или за нарушение  прав и свобод конкретного гражданина может подать на депутата в суд! И получить компенсацию, моральную или материальную, за ущерб от деятельности народного избранника! Причем согласно положениям уже действующего Гражданского и Уголовного кодексов.
Безусловно, механизмы, обеспечивающие выполнение обязательств госслужащими перед людьми, должны быть разработаны профессиональными независимыми юристами. Однако, руководствуясь вышеуказанной схемой, законы особо и менять-то не надо. Достаточно лишь обеспечить их исполнение.
Практика подписания общественных договоров может добавить добросовестности и честности народным избранникам, заставит их лучше исполнять свой долг и заботиться о гражданах. Так как только положительные результаты смогут стать фундаментом для переизбрания депутата на второй срок. 
Подобный договор при получении человеком российского паспорта должен быть также подписан между государством и гражданином. Что обеспечит действие обратной связи между властью и гражданином, и их мера ответственности друг перед другом имеет шанс уравняться. Ведь если на госслужащего или депутата иски будут подавать тысячи граждан, он может просто разориться.
Далее. Нужно разработать и принять закон «О прозрачности власти», который  обязал бы госструктуры протоколы своей деятельности (заседаний правительства, Госдумы и т.п.) держать в открытом для граждан доступе (за исключением тайны следствия или военной тайны). В этом случае каждый гражданин сможет проследить, кто именно во власти является инициатором принятия того или иного решения и его проводником.
Это позволит людям проявлять осознанную политическую волю на выборах. Облегчается и привлечение к ответственности госчиновника за совершенные им вредные для общества действия. Подробный законопроект  предлагался на рассмотрение Госдумы в 2003 году, но был «зарублен» во втором чтении, и сейчас доступ к архивам протоколов заседаний органов власти имеют лишь... уполномоченные представители власти.
Способствовать принятию такого закона может лишь сама общественность, возможно при помощи массовых заявлений в Общественную палату, открытых писем к руководству страны в федеральной прессе.

Поговори со мной, чиновник!
Понятно, что для того, чтобы указанные выше механизмы начали работать, нужно изменить гражданское поведение людей. Что требует времени и усилий. Пока же необходимо создать схемы, которые обеспечили бы хоть какую-то обратную связь между властью и обществом. 
Таким промежуточным решением было бы создание в качестве площадки для общения Интернет-сайта «Народ и власть». Граждане смогли бы там выражать свои мнения и пожелания, задавать вопросы конкретным чиновникам. Уполномоченные представители власти были бы обязаны реагировать, хотя бы выборочно, на высказывания и вопросы граждан. 
Такой способ обратной связи хоть и не мог бы обеспечить продуктивный диалог, но создал бы предпосылки для него.
Власть могла бы получать информацию о  настроениях людей  «из первых рук» и эффективно на них реагировать. С работы такого сайта могло бы начаться постепенное построение сильного гражданского общества, способного изменить в лучшую сторону жизнь каждого российского человека.
Данные идеи и предложения вполне осуществимы. Правда, лишь при одном условии. Если власти всех уровней действительно хотят работать в интересах народа. По-честному.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter