Владыку полей приветствовал генсек Брежнев

История легендарного «МТЗ-80»

В ноябре 1974 года с конвейера МТЗ пошла в люди легендарная «восьмидесятка»
Сегодня, уважаемые читатели, мы начинаем цикл публикаций о механических легендах, созданных на территории Советского Союза. Машинах, которые перевели наше сельское хозяйство фактически из ручного на автоматизированный труд и получили небывалую известность не только в СССР, но за его пределами. В чем их особенность, эксклюзивность? Почему они помогли отрасли брать новые высоты? Свою оценку тракторам дадут и механизаторы, и производители. А начнем с легендарного «МТЗ-80» (82). 

С этой машиной связан взлет флагмана отечественной индустрии — Минского тракторного завода. В 1974 году рабочие собрали 80 тракторов, а к концу девятой пятилетки выпуск достиг 14250 штук в год. В 1976 году с главного конвейера сошел 1300000-й трактор завода «МТЗ-80». Он же стал в 1977 году лучшей моделью Советского союза и 10-миллионным союзным трактором.

Но даже сейчас, спустя 40 лет, старые «восьмидесятки» не торопятся списывать и по-прежнему используют в фермерских хозяйствах. Нет такой страны СНГ, где не знают трактор, — Казахстан, Россия, Украина, Молдова… Как создавали легенду, какие механизмы и новшества внедрили и кто стал первым его водителем?

В два раза больше передач

За основу конструкторы взяли трактор «МТЗ-50». Усовершенствовали двигатель до 75—80 л. с. По количеству «лошадок» назвали модель восьмидесятой. 

Сначала опытный цех МТЗ изготовил макетные тракторы. Основной упор сделали на двигатель. Создали образцы трех моторов — СМД-14 Харьковского завода «Серп и молот», Д-160 Владимирского тракторного завода и Д-260 Минского моторного завода. Их мощность до 100 л. с. 

Два опытных трактора с двигателем Д-260 в 1967 году представили на госиспытания в Кубанский научно-исследовательский институт по испытанию тракторов и сельскохозяйственных машин и на Центральную машинно-испытательную станцию в Московской области. Но на тот момент машины оказались экономически нецелесообразными. Двигатели получились с лишним запасом мощности.

Поэтому в октябре 1967 года объединенный расширенный научно-технический совет этих организаций и Научный автомоторный институт рекомендовали МТЗ сохранить параметры класса 1,4 и мощность двигателя 80 лошадиных сил. 

Конструкторы белорусского завода модернизировали двигатель Д-50. Техническое задание на разработку трактора согласовали с потребителями и заинтересованными организациями. Координацией компоновочных работ, разработкой колес занимались в конструкторском бюро шасси трактора «МТЗ-50». 

На заводе создали особый механизм впрыска топлива и увеличили частоту вращения коленчатого вала до 2200 оборотов в минуту. Трактор стал мощнее, а расходовал топлива меньше собрата «МТЗ-50». Изменилась и конструкция маховика двигателя. Он стал плоским — это улучшало вентиляцию всего отсека муфты. К тому же мотор меньше загрязнялся продуктами износа трущихся поверхностей. В коробке передач разработчики установили понижающий редуктор. Передач стало в два раза больше — 18 переднего и 4 заднего хода. Из других новшеств — узел ходоуменьшитель. Этот шестеренный редуктор давал трактору пониженную скорость — меньше одного километра в час. Механизатор мог управлять им наружным рычагом. 

31-6500.jpg

Модернизировали конструкторы и гидронавесную систему. Ее оснастили гидроувеличителем сцепного веса, силовым и позиционным регулятором. Количество агрегатируемых машин выросло до 230 наименований. В системе увеличили давление с 130 кг/кв.см. до 160. Да и грузоподъемность трактора стала больше — с 1,5 до 2 тонн. Ее, к слову, увеличили до 2,5 тонны спустя 15 лет — в 1990 году. 

Для разработки кабины на заводе даже создали специальное конструкторское бюро. Специалисты разрабатывали унифицированные кабины для всех тракторов 0,9—1,4 класса — с учетом художественного стиля и технологии изготовления в серийном производстве.

— Кабина — это действительно защита для тракториста от излишнего шума. Она установлена на резиновых амортизаторах, не так чувствуется вибрация остова трактора. К тому же кабина цельнометаллическая, каркас жесткий. Так безопаснее при опрокидывании, — комментирует тракторист Сергей Бычинский из Воложинского района. 

Доволен удобствами тракторного «интерьера» фермер Николай Астарах из Могилевского района:

— Кабина двухдверная с поручнями и подножками. В ней место для термоса, аптечки, вешалки для одежды. Сиденье с гидравлическим амортизатором. Положение можно регулировать по росту и весу, а также по высоте и наклону спинки, — делится он. 

Все механизаторы едины во мнении: кабина «МТЗ-80» на то время была не хуже, чем автомобильная. А еще более просторную и современную кабину начали устанавливать в 80-х годах. В ней панорамное остекление, жесткий каркас безопасности, система подогрева и охлаждения воздуха, сиденье, регулируемое по росту и массе водителя, новые электроочистители заднего и переднего стекол… 

Первый «МТЗ-80» развивал скорость до 35 километров в час. Его можно было эксплуатировать не только на полевых работах. Трактор с успехом конкурировал с грузовыми автомобилями, особенно в сложных дорожных условиях. 

Первенец для героя

В 1972 году закончились испытания трактора. Конструкторам удалось увеличить производительность до 77 процентов. Новая машина стоила 3500 рублей, немалая сумма по тем временам, но и не заоблачная. Годовая экономия от применения составляла от 515 до 1885 рублей. Ожидаемый годовой экономический эффект в народном хозяйстве — более 24 миллионов рублей.

И вот он, исторический момент: в ноябре 1974 года начался массовый выпуск трактора. На 10 часов Слесарь Федор ЛИСИЦКИЙ не расстается с «МТЗ-80» уже 20 лет.утра запланировали сборку первой машины. В архивах МТЗ хранятся записи, как это происходило:

«Мастера Михаил Садовский и Михаил Гончаров провели инструктаж. Решили начинать сборку, не нарушая ритма основного производства. 

Сборщик Иван Кетри под аплодисменты собравшихся работников установил на ленту полураму «МТЗ-80». Ветераны цеха Леонид Александрович и Александр Лукашонок закрепляют мотор. Наблюдает за сборкой ветеран завода, старший диспетчер Ярослав Ясинский. Ему принадлежит фраза «Пошел в люди «МТЗ-80». 

Дальше трактор обрастает новыми узлами и деталями. Уже установлена на остов кабина. Хотя на «МТЗ-50» ее крепят после сборки трактора. Непривычную операцию выполняют слесари-сборщики из цеха опытного производства. 

Не отходят от конвейера рабочие из экспериментального цеха. В любой момент может понадобиться помощь. У них уже есть навыки по сборке опытных образцов. Но все проходит без шероховатостей. 

Первый «МТЗ-80» «встал на ноги». В кабину поднимается лучший тракторист-обкатчик Сергей Кононович. Привычно для него заработал двигатель, и трактор плавно трогается с места. Через несколько десятков метров останавливается — все в порядке!

У центрального входа цеха на торжественном митинге секретарь партийного комитета завода сказал: «Это замечательная победа коллектива. Сегодня каждый из нас стал свидетелем выпуска новой мощной современной машины, которую ждет наше народное хозяйство». Первый сверхплановый трактор получил Герой Социалистического Труда звеньевой совхоза «Любанский» Олег Казачек.

А через год, в 1975-м, «МТЗ-80» признан лучшей машиной года. За разработку трактора коллективу МТЗ присуждена первая премия. 27 декабря генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев лично поздравил заводчан.

Надежный и неприхотливый помощник 

В филиале № 7 ОАО «Гомельоблавтотранс» работает «внук» самого первого трактора — «МТЗ-80», которому 32(!) года. 20 лет им управляет Федор Лисицкий:

— Машина действительно надежная. Срок амортизации закончился уже 10 лет назад, но трактор не списали. И правильно сделали. Зачем, если он еще на ходу, не хуже нового. Да и привык я как-то к своему «старичку». Еще в советское время колхозы привлекали на полевые работы, для посадки картофеля сотрудников автопарка. А теперь трактор в гараже. На нем собираю мусор, расчищаю снег зимой, буксирую неисправные машины. 

В ОАО «Дятловская сельхозтехника» отмечают надежность двигателя трактора. Пик использования «МТЗ-80» пришелся здесь на 90-е.

— В мехотряде тогда работали 14 машин. Мы фактически закрывали весь район, — вспоминает начальник механизированных работ и автотранспорта Вячеслав Ворган. — Последний «МТЗ» списали в 1995 году. Трактор оказался маломощным для объемов работы в сельхозпредприятиях. Но сегодня машину вытеснили более современные модели.

Что ж, похоже, некогда владыка полей уходит в историю. Зато как «домашний» надежный помощник незаменим. 

— Развозить корма на ферме или органические удобрения на энергонасыщенном 3022 или 1221 слишком затратно. А вот «МТЗ-82» (младший брат «МТЗ-80» — Прим. автора.) — идеален, — делится директор ОАО «Банонь-агро» Полоцкого района Наталья Долгополова. — У нас 7 таких тракторов, возраст их всего три года. В поле отправляем только на самые простые работы — протравить или подгрести сено.

В ТЕМУ

За разработку и освоение серийного производства «МТЗ-80» 9 человек удостоены Государственной премии БССР в области техники. В 1974 году «МТЗ-80» получил «золото» в Лейпциг-Клееберге на «Агро-74», а в 1976 году — в Загребе. В 1977-м снова «золото» в Венгрии на «Агромашэкспо».

kovalev@sb.by
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?